Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы проектирования зданий

Общеобразовательные школы


Общеобразовательные школы

В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы образования в СССР» в текущем семилетии осуществляется переход ко всеобщему обязательному 8-летнему политехническому обучению. При этом обучение сочетается с вовлечением учащихся в доступные формы общественно-полезного труда. Для окончивших восьмилетние школы и желающих получить полное среднее образование создаются трехлетние школы в составе IX—XI классов как вечерне-сменные или сезонные,t так и обычные, рассчитанные на обучение без отрыва и с отрывом от производства. Кроме того, широкое развитие получают школы-интернаты и школы продленного дня.

В настоящем параграфе рассматриваются основы проектирования общеобразовательных 8-летних и 11-летних средних трудовых политехнических школ

Потребное количество школьных зданий определяется из расчета 150—160 мест на 1000 человек населения, причем количество школ-интернатов и школ с продленным днем, входящих в это общее число, должно быть специально обосновано.

8-летние школы должны располагаться в микрорайонах или кварталах. Близость школ к месту жительства учащихся снижает безнадзорность, облегчает контакт школы с родителями и предохраняет детей от несчастных случаев при переходе улиц с интенсивным движением. 11-летние школы располагают в пределах микрорайона или жилого района с радиусом обслуживания не более. 1 км.

8-летние школы проектируются в составе 8, 12, 16 и 24 классов, что соответственно составляет 320, 480, 640 и 960 мест при 40 учащихся в одном классе.

Определение контингента учащихся в 11-летних школах несколько сложнее по следующим обстоятельствам:
а) количество учащихся в первых восьми классах остается равным 40, а в старших IX—XI классах сокращается до 36;
б) в старших классах должно быть большее количество параллельных групп для возможности приема лиц, закончивших восьмилетнюю школу и желающих получить полное среднее образование. Исходя из этих соображений, установлено два контингента учащихся в 11-летних школах:

Композиция школьных зданий

Для лучшей организации учебно-воспитательной работы и удобной связи со Школьным участком школы не должны иметь более трех этажей. При Небольшом контингенте учащихся (ориентировочно до 500—550) и достаточной площади земельного участка количество этажей школьного здания может быть снижено До двух. Однако в условиях стесненной городской застройки для школ с большим контингентом учащихся допускается увеличение количества этажей до четырех.

Высота этажей школьных зданий устанавливается 3,30 м. Исключение составляют гимнастический и актовый зал. Гимнастические залы должны иметь высоту (до нижней поверхности выступающих, конструкций) при размерах в осях стен 9X18 — 5,50 м, а при размере 12X24 — 6,00 м. Актовый зал при площади более 100 м2 должен иметь высоту в чистоте не менее 4,20 М.

Школы могут размещаться в одном или нескольких корпусах. В I, II, III климатических районах отдельные корпуса соединяются отепленными переходами. В IV климатическом районе устройство переходов необязательно, но целесообразны навесы для защиты от атмосферных осадков.

Размещение школы в отдельных корпусах может быть оправдано большим контингентом учащихся или выносом крупных помещений с большей этажной высотой в отдельный корпус. Этим достигается единая конструктивная схема для каждого корпуса и уменьшается количество типоразмеров индустриальных изделий. Однако более широкое применение этот прием может иметь при строительстве школ-интернатов, в которых деление школы на учебный и’ спальный корпуса вполне целесообразно.

Состав помещений школьных зданий

Для удобства пользования настоящим пособием приводим необходимые данные о составе и площадях помещений 8-летних и 11-летних школ.

дования, а также пропорциями самих помещений) величину шага принимают 2,80 м (кратно модулю 40 см) или 3,00, т. е. полумодулю укрупненного модуля, равного 6,00 м.

Поскольку многие проекты школьных зданий имеют Г-, П-или Т-образную форму плана, очень важна взаимная увязка размеров пролетов и шагов, что видно из рис. 43. Такая увязка легко достигается при полумодуле 3,00, т. е. фактически при проектировании школьных зданий на основе модульной сетки со стороны квадрата, равной 3,00 м. Каждый квадрат этой сетки имеет площадь 3×3 = 9 м2, что за вычетом толщины стен и перегородок дает почти в точности необходимую площадь помещений, предусмотренную заданием. Кроме того, этот метод способствует сокращению количества типоразмеров индустриальных изделий и внедрению прогрессивных методов строительства.

Рис. 1. Согласование шагов и пролетов на плане школы

Санитарные требования

При проектировании школьных зданий необходимо соблюдать требования школьной гигиены и удобной эксплуатации учебных помещений.

Наилучшей ориентацией классных комнат и учебных кабинетов для всех климатических районов является юг, юго-восток и восток. В I, II и III климатических районах допускается юго-западная и в крайнем случае западная ориентация (не более 25% помещений). В IV климатическом районе допускается любая ориентация, кроме западной и юго-западной. Лаборатории биологии и физики следует ориентировать на южную часть горизонта, а кабинет черчения и рисования —на северную. Прочие лаборатории, мастерские и все вспомогательные и административные помещения ограничений ориентации не имеют.

Помещения умывальных, хранения учебных пособий, подсобные помещения буфетов и уборные персонала могут освещаться вторым светом. В классах, кабинетах и лабораториях окна должны быть слева от рабочих мест учащихся, чтобы тень от правой руки не падала на тетрадь. Для лучшей освещенности мест, удаленных от окон, высота перемычек должна быть минимальной. В гимнастическом зале желательно двухстороннее боковое освещение, устройство окон в торцовых стенах не допускается. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) учебных помещений должен быть не менее 1 :4—1 : 5.

Все учебные помещения должны обеспечиваться сквозным или угловым проветриванием.

Удобное заполнение и эвакуация учебных помещений требует устройства входных дверей со стороны первых рядов столов или парт вблизи стола преподавателя. Однако в процессе поисков наиболее компактного решения планов школьных зданий это требование не всегда полностью выполнимо. Поэтому допускается устройство входа со стороны задних рядов в количестве, не превышающем 25% общего количества- учебных помещений. Двери в помещениях классов, учебных кабинетов, аудиторий и лабораторий должны быть однопольными.

Комплексы учебных помещений

Рекреационные помещения предназначаются для отдыха учащихся во время перемен. Поэтому к ним предъявляются значительно более высокие требования как по их ширине, так и по освещенности, чем к обыкновенным коридорам. Минимальная ширина рекреаций в свету должна быть 2,80 м. Однако полноценным рекреациям желательно придавать форму зальных распределительных помещений. Коэффициент естественной освещенности рекреаций не следует принимать менее 1 :6—1 :7. В зальных рекреациях с торцовым освещением глубина не должна превышать двойного пролета или тройной высоты.

Каждая рекреация объединяет несколько учебных помещений в комплекс. Благодаря наличию в школьном здании нескольких комплексов осуществляется возрастное деление учащихся. Группировка помещений по возрастному признаку весьма важна ввиду наличия возрастных особенностей и способствует лучшей организации учебно-воспитательного процесса.

Желательно, чтобы одна рекреация обслуживала 3—4 учебных помещения (в крайнем случае до 6). Обслуживание одной рекреацией большего количества помещений приводит к скоплению в ней учащихся, что нежелательно с педагогической точки зрения. Кроме того, наличие нескольких комплексов связывает продолжительность занятий и перемен для различных возрастных групп.

Вполне понятно, что рекреационное помещение, являющееся ядром комплекса, не должно быть проходным для учащихся других комплексов. Именно поэтому связь отдельных комплексов с помещениями общего пользования всего коллектива учащихся (гимнастический и актовый залы, библиотека, комната общественных организаций и т. д.) должна осуществляться, минуя отдельные комплексы, по лестничным клеткам, переходам и коридорам, обслуживающим неучебные помещения. Комплексы классных помещений, предназначенные для детей младшего возраста, следует располагать в нижних этажах.

Поскольку ученики IX—XI классов 11-летних школ неимеют закрепленных классных помещений, то для них учебные кабинеты, аудитории и лаборатории образуют крупный комплекс учебных помещений, располагаемый в верхних этажах. Исключение составляют мастерские и связанный с ними кабинет основ производства. Необходимость установки станков, удобная доставка материалов и удобное удаление отходов, звукоизоляция и т. д. приводят к необходимости размещать эти помещения в нижнем эта^ке. К учебным помещениям, обычно размещаемым в первом этаже, относится также гимнастический зал. Часто зал даже заглубляют и устраивают над ним террасу с выходом из рекреации второго этажа.

Примерная связь учебных и вспомогательных помещений школьных зданий показана на функциональных схемах.

Обслуживающие помещения

К этим помещениям относятся лаборантские, инструментальная, а также снарядная и прочие помещения при гимнастическом зале.

Лаборантские располагаются рядом с лабораториями. Из лаборантских желательно иметь два выхода: один непосредственно в лабораторию, по возможности со стороны демонстрационного стола, а второй в коридор (рекреацию). Инструментальную также следует размещать смежно с мастерской и в первую очередь — с мастерской по обработке дерева. При наличии двух лабораторий физики и двух мастерских лаборантскую или инструментальную размещают между ними. Снарядная должна быть одновременно связана с гимнастическим залом, а также с территорией участка для использования инвентаря на спортплощадках.

Рис. 2. Функциональная схема 8-летней школы на 640 учащихся

Рис. 3. Функциональная схема 11-летней школы на 964 учащихся

Раздевальные при гимнастическом зале проектируют раздельно для мальчиков и девочек; при каждой раздевальной должен быть душ на два рожка и уборная с умывальником.

Помещением массового пользования для учащихся является актовый зал-буфет. Он предназначен для собраний, вечеров, выступлений школьной самодеятельности и показа научно-популярных и художественных фильмов. Кроме того, эстрада актового зала используется как класс пения. Эстраду целесообразно связать с соседними помещениями для возможности их использования как артистических во время выступлений самодеятельности и спектаклей. В обычное время зал используется как помещение буфета с горячим питанием, приготовляемым из полуфабрикатов в помещениях пищеблока. Необходимость подвоза продуктов, удаления отбросов и тары диктует целесообразность размещения зала в первом этаже.

К залу непосредственно примыкает помещение радиоузла — кинопередвижки. Вблизи зала целесообразно расположить комнату общественных организаций, а также библиотеку-читальню.

Кабинет врача должен быть удобно связан с залом-буфетом (контроль качества питания) и гимнастическим залом (проверка состояния организма учащихся при занятиях физкультурой). Кабинет директора и канцелярия как помещения, посещаемые посторонними лицами, должны находиться вблизи вестибюля.

Учительскую, кабинет заведующего учебной частью и старшего преподавателя следует объединить в одном комплексе и размещать в центре здания на среднем этаже для кратчайшего расстояния от них до любого учебного помещения.

Квартира сторожа должна иметь самостоятельный выход и размещаться в первом этаже.

Вспомогательные помещения

При решении гардеробов возможны следующие варианты:
а) общий гардероб для всех учащихся школы при вестибюле;
б) раздельные гардеробы для старших и младших учащихся по сторонам общего вестибюля или с двумя самостоятельными вестибюлями;
в) гардеробы в самостоятельных помещениях, рассредоточенных по этажам или учебным комплексам;
г) рассредоточенные гардеробы, расположенные в рекреационных помещениях, вблизи учебных помещений.

При выборе одного из этих вариантов следует учитывать следующее:
а) общее количество учащихся и недопустимость тесноты и сутолоки в гардеробе;
б) необходимость возрастного разделения, особенно при большом контингенте учащихся;
в) быстроту использования гардероба;
г) гарантию максимальной чистоты и порядка в школьном здании;
д) климатический район и продолжительность пользования гардеробом в течение учебного года.

При размещении оборудования в крупных гардеробах желательно организовать секции по количеству классов. Для служащих, педагогов и посетителей необходимо выделять самостоятельный гардероб.

Санитарные узлы должны удобно обслуживать отдельные учебные комплексы. В туалетах для мальчиков предусматривается один унитаз и 0,4 м лотка на сорок учащихся, у девочек— один унитаз на тридцать учащихся. Умывальники устанавливаются из расчета один на 60 человек. Служебные уборные целесообразно размещать на одном этаже с учительской. Лаборатории, мастерские, врачебные комнаты и учительская оборудуются умывальниками. В рекреациях должны быть питьевые фонтанчики.

Выходы из учебных помещений и туалетов на площадки лестничных клеток не допускаются. Лестничные клетки на всех этажах, кроме первого, не должны иметь открытых проемов и отделяются дверями. Ширина служебных коридоров не уже 1,40 ж в свету. При проектировании системы центрального отопления следует в первую очередь ориентироваться на внешние источники тепла.

В заключение остановимся на новых установках и оригинальных предложениях, имеющихся в проектах школьных зданий. По последним заданиям необходимо предусматривать возможность использования здания для школы продленного дня. Возникает необходимость проведения дополнительных занятий, массовых игр, физкультурных занятий и других массовых мероприятий.

В этом случае рекреации коридорного типа малопригодны и должны заменяться зальными рекреациями.

Большой интерес представляет размещение рекреационных залов в первом этаже. Раздвижные перегородки дают возможность объединять залы для массовых мероприятий, а учебные помещения верхних этажей получают необходимую изолированность для проведения дополнительных занятий с отстающими. Однако имеющиеся примеры таких композиционных приемов еще не лишены некоторых неудобств, так, например, большого количества лестничных клеток, затруднений по надзору за учащимися и хозяйственному обслуживанию здания.

Интересны также предложения о создании квадратных классных помещений с дополнительным подсветом вторым светом и, наконец, классных комнат двусторонней освещенности. Последний прием дает возможность применять поперечные несущие конструкции и создавать почти сплошное остекление наружных стен.

Рис. 4. Школа на 960 учащихся
а — план первого этажа; б — план второго этажа; в — план третьего этажа; 1 — вестибюль; 2 —- класс; 3 — рекреация; 4 — лаборатория физики; 5 — лаборантская; 6 — лаборатория химии и биологии; 7 — лаборантская химии; 8 — лаборантская биологии, 9 — кабинет домоводства; 10 — комната ручного труда; II — библиотека-читальня; 12 — мастерская обработки дерева; 13 — мастерская обработки металла; 14 — инструментальная; 15 — учительская; 16 — кабинет завуча; 17 — кабинет старшего воспитателя; 18 — канцелярия; 19 — кабинет директора; 20 — кабинет врача; 21 — кабинет зубного врача; 22 — комната общественных организаций; 23 — гимнастический зал; 24 — актовый зал; 25 — эстрада (класс пения); 26 — комната хранения инвентаря; 27 — пищеблок; 28 — радиоузел; 29 — квартира сторожа; 30 — уборная

Подобные предложения по строительству школьных зданий находятся сейчас в стадии экспериментальной проверки.

Внешний вид школьного здания должен сочетать простоту с выразительностью, привлекать детей, воспитывать в них эстетический вкус, любовь и бережное отношение к своей школе.

На рис. 4 приведены планы школы на 960 мест. Композиция школы павильонная. В одном корпусе размещены основные учебные помещения. Во втором — актовый зал-столовая и гимнастический зал.

Школа запроектирована на основе модульной сетки 3X3 м.

Школьный участок

Со школьным зданием и осуществляемым в нем учебным воспитательным процессом тесно связаны учебно-опытные площадки, способствующие наглядности и углублению знаний по ботанике, биологии и другим дисциплинам. Спортивные и игровые площадки способствуют хорошему физическому воспитанию. На участке могут проводиться многие мероприятия по внешкольной и кружковой работе. Таким образом, школьный участок следует рассматривать как неотъемлемую часть школы.

Площадь школьного участка при наличии на территории микрорайона футбольного поля (90×50 м) берется 1 —1,5 га в зависимости от количества учащихся. При необходимости устройства футбольного поля и при строительстве на свободной территории площадь участка увеличивают до 1,75—2 га. Наоборот, в густо застроенных районах городов приходится допускать снижение площади участка до 0,75 га. Ориентировочно площадь участка распределяется следующим образом: площадь застройки, хозяйственный двор, проезды, дорожки, защитные насаждения и сад занимают 40%. Остальные 60% территории занимают спортивные (25—30%) и учебно-опытные (30—35%) площадки.

При проектировании школьного спортядра следует использовать типовые схемы. В состав учебно-опытных включаются площадки, занимаемые овощными, полезными и плодово-ягодными культурами, питомники, теплицы, зоологический, биологический, географический и метеорологический участки, а также игровые площадки для учащихся младших классов.

При планировке школьного участка следует руководствоваться следующими соображениями: здание школы размещать с отступом от красной линии не менее чем на 15 м и озеленять пространство перед школой. Необходимо обеспечивать удобную связь площадок и участков с соответствующими учебными помещениями в здании. Хозяйственный двор и проезд к нему должны быть изолированы от остальной территории школьного участка. В сторону хозяйственного двора не следует ориентировать учебные помещения, в особенности в нижних этажах здания.

Рис. 5. План участка школы на 960 учащихся
1 — рекреационный двор для старших; 2 — рекреационный двор для младших; 3 — спорт-ядро; 4 — беговая дорожка; 5 — хозяйственный двор; 6 — сарай; 7 — теплица; 8 — плодовый сад; 9 — учебно-опытная площадка

Спортивные площадки, как источники шума, следует отдалять от здания школы и изолировать полосой древонасаждений. Пример решения школьного участка показан на рис. 5.





Похожие статьи:
Понятие о проектировании генерального плана промышленного предприятия

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы проектирования зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум