Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Схемы зданий

Опоры зданий и сооружений


Опоры зданий и сооружений

Опоры зданий. Стальные опоры применяют в зданиях большой высоты и при значительных пролетах. Эти опоры изготовляют составными из нескольких прокатных профилей, соединенных сваркой. Нижнюю часть стальной опоры, служащую для передачи нагрузки от опоры на фундамент, называют башмаком или базой опоры. Башмак состоит из стального опорного листа, косынки и ребер жесткости (рис. 76). К фундаменту башмак крепится анкерными болтами.

Для придания стальным опорам необходимой огнестойкости их защищают путем обетонирования, оштукатуривай г я по стальной сетке или облицовывают кладкой из кирпича.

Железобетонные опоры бывают сборные и монолитные. Сборные железобетонные опоры в зданиях устраиваются в виде колонн. Монолитные железобетонные опоры применяю в уникальных зданиях, в зданиях с большими нагрузками на опоры и большими пролетами, а также в случаях, когда опоры являются нетиповыми или их траспортировку и монтаж производить трудно.

Рис. 76. Стальная опора: 1 — колонна; 2 — косынки; 3 — ребра жесткости; 4 — опорный лист; 5 — отверстия ддля анкерных болтов

Рис. 77. Железобетонная монолитная опора: 1 — железобетонный фундамент; 2 — колонна; 3 — рабочая арматура; 4 — хомуты; 5 — арматура фундамента в виде сетки

Рис. 78. Стойка из асбестоце-ментной трубы, заполненная бетоном

Эти опоры имеют квадратное, прямоугольное или круглое сечение. Их армируют продольными и поперечными стержнями (хомутами). Продольные стержни обычно выполняют из арматурной стали классов А-1П и А-П, поперечные — из стали класса A-I. Количество продольных и поперечных стержней определяют расчетом.

Монолитные железобетонные опоры (рис. 77) возводятся на монолитных железобетонных фундаментах, причем арматуру опор связывают с арматурой, выпускаемой из фундамента. Следовательно, опора и фундамент составляют одно целое. Иногда монолитные железобетонные опоры возводят в асбестоцементных стойках, которые служат и опалубкой и придают опорам ровную гладкую поверхность (рис. 78).

Кирпичные опоры. Опоры из кирпича применяют в зданиях небольшой этажности и с неполным каркасом. Для кладки опор применяют отборный, цельный, полнотелый кирпич и растворы высоких марок. Опоры выполняют квадратного, прямоугольного и круглого сечения. Размеры поперечного сечения определяют расчетом, но принимают не менее 380×510 мм.

Кирпичные опоры обладают относительно малой несущей способностью. Для увеличения прочности и несущей способности этих опор часто производят их поперечное (сетчатое) или продольное армирование (рис. 79). Поперечное армирование выполняют путем укладки в горизонтальные швы через каждые 2—5 рядов по высоте а) опор арматурных сеток из проволоки 3—5 мм с ячейками 30— 120 мм (рис. 79, а).

Рис. 79. Кирпичные опоры: а — армированный кирпичный столб с поперечным (сетчатым) армированием; б — то же, с продольным армированием; 1 — арматурные сетки; 2 — продольная арматура; 3 — хомуты

Арматурные сетки воспринимают поперечные растягивающие усилия, которые возникают в опорах при их сжатии, препятствуют поперечным деформациям и этим значительно увеличивают несущую способность опор.

Продольное армирование (рис. 79, б) применяют для усиления высоких и особенно внецентренно нагруженных опор. При этом вертикальные стержни в опорах связывают хомутами, расположенными горизонтально в швах кладки. Снаружи армированные кирпичные опоры покрывают защитным слоем из цементного слоя. С этой целью, для лучшего сцепления штукатурки, стержни арматурных сеток и хомутов выпускают из плоскости граней опор на 3—5 мм.

Рис. 80. Опоры ЛЭП напряжением ПО кВ: я — промежуточная типа «рюмка» для одноцепной линии; б — то же, узкобазовая для двухцепной линии; в — то же, широкобазовая; г — анкерная широкобазовая для двухцепной линии; д — угловая портального типа для одноцепной линии

Опоры линий электропередачи. Стальные опоры ЛЭП по конструкции бывают одноствольные, портальные, стержневые на тросовых растяжках и др. На рис. 80 показаны некоторые из стальных опор ЛЭП напряжением ПО кВ; на рис. 81 напряжением 220 кВ и на рис. 82—напряжением 400 кВ.

Рис. 81. Опоры ЛЭП напряжением 220 кВ: а —г- промежуточная узкобазовая типа «рюмка»; б — то же, широкобазовая; в — то же, стержневого типа на тросовых растяжках; г — то же, специальная береговая опора

Рис. 82. Опоры ЛЭП напряжением 400 кВ: а — портального типа с растяжками; б — анкерно-угловые с А-образными стойками

Стальные опоры ЛЭП изготовляют сварными или болтовыми. Сварные стальные опоры поставляют на монтажную площадку в собранном виде или в виде отдельных частей. Сборку производят при помощи стреловых кранов: выкладывают укрупняемые части, соединяют их на сборочных болтах, рассверливают отверстия в стыках до проектных размеров, ставят все болты, лредусмотренные проектом, и выверяют собранную конструкцию. Если же на заводе-изготовителе отверстия в стыках сверлят сразу на проектный диаметр и производят контрольную сборку, соединение частей у мест монтажа (на пикете) выполняют на проектных болтах без сборочных.

В настоящее время стальные опоры ЛЭП, как правило, проектируют с болтовыми монтажными узлами из-за сложности организации сварочных работ на пикетах и лишь на линиях электропередачи напряжением 400 кВ иногда допускают сварные монтажные соединения. Отклонения основных размеров собранных опор от проектных не должны превышать величин, установленных соответствующими СНиПами.

Рис. 83. Железобетонная опора линии электропередачи напряжением ПО кВ: 1— оголовок; 2 — траверсы; 3 — стойка; 4 — фундаментный ригель; 5 — опорная плита значительно утяжеляют опору и

Железобетонные опо-р ы. В последние годы на линиях электропередачи напряжением 35 и ПОкВ широко применяют железобетонные опоры (рис. 83). Из железобетонных опор наиболее эффективными являются сборные предварительно напряженные одностоечные опоры, изготавливаемые методом центрифугирования. Траверсы опор делают стальными или железобетонными. Последние, однако, усложняют ее монтаж.

Опоры снабжают траверсами, наголовником и другими деталями до. отправки их на место монтажа. Железобетонные опоры, доставленные на пикет без траверс, соединяют со стальными траверсами посредством болтов. Болты пропускают через отверстия в уголках траверсы и через стальные трубки, заделанные в опоры при их изготовлении. Крепление можно осуществлять также стальными хомутами, охватывающими опору.

При сборке анкерных плоскостных опор на тросовых оттяжках с двумя траверсами обе стойки и траверсы выкладывают на выровненной площадке у места установки. Затем стойки соединяют с траверсами, и крепят концы оттяжек. Собранная таким образом опора обладает достаточной жесткостью для подъема ее целиком без применения временных связей между стойками.

Вспомогательные сооружения промышленных предприятий. К числу таких сооружений относят: каналы для прокладки трубопроводов, туннели, эстакады, конвейерные галереи, бункера, цистерны, газгольдеры, дымовые трубы и др.

Каналы служат для прокладки электрокабелей и трубопроводов различного назначения. Они могут быть проходными, высотой не менее 1,8 м (для постоянного надзора и ремонта), полупроходными высотой 1,2—1,8 м (для периодического осмотра) и непроходными высотой 0,3—1,2 м. В одном канале можно совмещать разные сети, если это не противоречит правилам техники безопасности и противопожарной охраны. В полупроходных каналах предусматривают люки, а в непроходных, расположенных в зданиях, — съемные крышки.

Туннели — подземные коридоры, иногда значительной протяженности, предназначены для транспортирования материалов или прохода людей. Их устраивают для сообщения между отдельными зданиями, а также в местах пересечения людских и грузовых потоков. Высота туннелей от уровня пола до низа выступающих элементов покрытия должна быть не менее 2,1 м, а ширина при количестве людей, проходящих в смену в одном направлении, до 400 чел.— не менее 1,5 с увеличением на 0,5 м на каждые дополнительные 200 чел.

Дымовые трубы служат для отвода дыма и газов от котлов» производственных печей и другого оборудования. Высоту труб принимают с таким расчетом, чтобы вредные газы смешивались с воздухом на большом расстоянии от земли. Трубы выполняют кирпичными высотой до 120 м, из сборного железобетона высотой 60 м, из монолитного железобетона высотой до 250 м или металлическими на растяжках высотой до 120. Диаметры труб по низу проектируют не менее 1/20 высоты.
Эстакады — надземные сооружения мостового типа, предназначенные для движения транспорта, пешеходов или для прокладки надземных коммуникаций. Для прокладки трубопроводов применяют одно- или двухъярусные эстакады, целиком выполняемые из сборных железобетонных элементов — стоек рамного типа (двухветвевых), продольных балок и поперечных траверс. Погрузочно-разгрузочные крановые эстакады обычно возводят на территории открытых складов. Они представляют собой два ряда железобетонных или стальных колонн с подкрановыми балками, пф которым движется мостовой кран грузоподъемностью 100—150 кН. Транспортные эстакады для пешеходов или различных средств транспорта применяют при устройстве надземных переходов и переездов, не требующих больших пролетов.

Конвейерные галереи — крытые транспортные эстакады, освещаемые окнами в боковых стенах. В основном применяют для установки транспортеров и конвейеров между цехами или цехами и складами. Они могут быть горизонтальными и наклонными.

Бункера — емкости для хранения рыхлых и сыпучих материалов, представляющие собой железобетонный квадратный или прямоугольный в плане ящик с днищем пирамидальной формы. В шжней части днища находится течка — выпускное отверстие с затвором. Материал загружается сверху, а разгружается снизу. Высота бункера по сравнению с размерами в плане невелика. Бункера, расположенные в ряд с транспортной эстакадой вверху и разгрузочным конвейером внизу, представляют собой тип склада с полной механизацией.

Цистерны—железобетонные или металлические резервуары для хранения воды и других жидкостей, обычно цилиндрической формы, располагаемые под землей или над уровнем земли на песчаной подсыпке, фундаментах или специальных опорах.

Газгольдеры — металлические резервуары для хранения газов обычно сферической или цилиндрической формы с куполообразными оконечностями.





Похожие статьи:
Металлические каркасы зданий и сооружений

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Схемы зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум