Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Определение экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог


Определение экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог

Строительство дорог связано со значительными капитальными вложениями, использование которых должно быть наиболее эффективным.

Рациональность капитальных вложений в строительстве определяют в два этапа:
— первый этап — сравнение и технико-экономическое обоснование вариантов проектных решений;
— второй этап — оценка экономической эффективности для оптимального варианта.

Технико-экономическое обоснование вариантов и определение экономической эффективности капитальных вложений выполняют на всех стадиях проектирования. В настоящее время экономическую эффективность капитальных вложений во всех отраслях народного хозяйства рассчитывают согласно Типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений, утвержденной постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР и президиума АН СССР от 18 сентября 1969 г.

Эффективность капитальных вложений определяется сопоставлением эффекта и затрат.

Общая величина народнохозяйственного эффекта от строительства дороги включает:
а) экономический эффект, получаемый на автомобильном транспорте от снижения себестоимости перевозок в результате улучшения дорожных условий (создание ровного покрытия, смягчение продольного уклона, увеличение радиусов кривых в плане и т. д.), сокращения расстояния перевозки грузов и времени пребывания пассажиров в пути;
б) экономический эффект благодаря снятию короткопробеж-ных грузов с железной дороги и передаче их на автомобильный транспорт;
в) экономический эффект, который получают предприятия не-трэкспортных отраслей, расположенные в районе тяготения, при осуществлении регулярных сообщений, сокращении потерь грузов при перевозках и т. п.;
г) экономический эффект от развития в районе тяготения дороги новых или реконструируемых предприятий благодаря сокращению производственных издержек или приросту производства продукции;
д) экономический эффект в производственной сфере от улучшения культурных и административных связей и увеличения отчислений в государственный бюджет предприятиями общественного питания, торговли и культурно-бытового обслуживания.

При отсутствии достоверных исходных данных размер косвенных эффектов, перечисленных в пунктах «б», «в», «г», «д», рекомендуется принимать ориентировочно в размере 30% от экономического эффекта, получаемого на транспорте (пункт «а»).

Снижение транспортных издержек происходит благодаря:
— снижению себестоимости перевозок;
— сокращению времени нахождения грузов и пассажиров в пути при увеличении скорости движения автомобилей;
— сокращению потребного для перевозок подвижного состава;
— сокращению дорожно-эксплуатационных расходов.

При определении экономической эффективности капитальных вложений и обосновании вариантов различают общую (абсолютную) и сравнительную экономическую эффективность.

Ежегодные транспортные расходы определяют на оснсхве данных о перспективном объеме перевозок или интенсивности движения и себестоимости 1 ткм или 1 авт-км перевозок.

Определение эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию дорог имеет свои особенности, обусловленные спецификой транспортной отрасли народного хозяйства:
а) капитальные вложения, как правило, рассредоточены во времени по отдельным стадиям строительства автомобильных дорог;
б) ежегодные транопортно-эксплуатационные расходы изменяются во времени в связи с непрерывным изменением объема перевозок и интенсивности движения на дорогах.

Поэтому Типовой методикой предусмотрено при сравнении вариантов капитальных вложений учитывать влияние фактора времени при условии, если варианты технических решений отличаются продолжительностью строительства или строительство осуществляется очередями, отдельными стадиями.

Учет фактора времени позволяет наиболее эффективно сочетать единовременные капитальные вложения и текущие затраты, а также рационально распределять их во времени. Такие расчеты имеют особенно важное значение для обоснования очередности строительства или реконструкции автомобильных дорог, для которых весьма характерны разновременность капитальных вложений, а также переменные ежегодные значения эксплуатационно-транспортных расходов. В этом случае учет суммарных приведенных затрат по отдельным вариантам рекомендуется выполнять, приводя к исходному году все капитальные вложения и текущие расходы с учетом норматива для приведения разновременных затрат. При этом принимается, что травспортно-эксплуатационные расходы изменяются соответственно изменению грузооборота или интенсивности движения- При неизменных во времени показать

В только что приведенных формулах капитальные вложения и транспортно-эксплуатационные расходы определяются в зависимости от стадии проектирования, наличия исходных данных и необходимой точности вычислений различными способами.

При разработке ТЭО можно использовать укрупненные показатели и средние статистические данные. Варианты трассы дороги сравнивают с учетом определения объема и стоимости работ на основные конструктивные элементы дороги. В процессе рабочего проектирования отдельных элементов расход материалов и стоимость работ определяют на основании рабочих чертежей и частных смет. Транспортно-эксплуатационные затраты вычисляют раздельно по дорожно-эксплуатационным и транспортным расходам. Дорожно-экоплуатационные расходы слагаются из периодических затрат на капитальный и средний ремонты, а также ежегодных затрат на содержание и текущий ремонт.

При этом для сравнения вариантов трассы дороги дорожно-эксплуатационные и транспортные расходы определяют на 1 км Дороги в зависимости от типа покрытия и с учетом себестоимости (1 ткм или 1 авт-км) перевозок согласно справочным данным ведомственных организаций.



Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум