Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Определение расчетного расхода


Определение расчетного расхода

Наблюдения за паводками за ряд лет показывают, что наиболее часто повторяются паводки средней силы. Что же касается паводков больших или с минимальными расходами, то они встречаются очень редко.

Рис. 1. Кривые:
a — обеспеченности; б — повторяемости

Если годовые максимумы паводков, наблюдавшиеся в течение многих лет, расположить в убывающем порядке и соединить точки кривой, то она получит вид, изображенный на рис. 213, а. Эта кривая называется кривой обеспеченности.

Если пределы наблюдаемых колебаний разделить на несколько частей, например п, и подсчитать, сколько расходов повторялось в каждом интервале, то можно построить кривую, откладывая по горизонтальной оси величину паводка (расход или уровень), а по вертикальной — число паводков, повторявшихся в каждом интервале. Общий вид такой кривой приведен на рис. 1, б. Эта кривая называется кривой повторяемости.

Для любой величины паводка, например можно определить число т лет, когда расход был равен этой величине или превышал ее, и выразить число в процентах от общего числа п лет наблюдений.

Мосты в зависимости от материала, из которого они построены, имеют разные сроки службы. Например, деревянный мост служит 10 — 20 лет, бетонный и железобетонный — 75 лет и т. д. Очевидно, что мост со сроком службы 20 лет нецелесообразно рассчитывать на расход, который повторяется один раз в 100 или даже 50 лет, так как при этом приходится тратить лишние средства.

Однако нельзя предсказать, какой наибольший паводок пройдет в течение срока службы моста. Следовательно, в результате прохода паводка большего, чем предусмотрено по расчету, возможны размывы русла у моста и даже частичное разрушение последнего. Однако вероятность такого разрушения невелика.

В общем объеме строительства мостов на автомобильных дорогах СССР при учете излишней обеспеченности требуется затрата средств, во много раз превышающая убытки от разрушения некоторых мостов, поэтому технические условия на проектирование мостов (СН 200-62) требуют при расчете отверстий мостов учитывать расходы с расчетной вероятностью превышения или определенного процента обеспеченности.

Величина расчетного расхода определяется в зависимости от изученности реки и наличия исходных данных следующими методами: экстраполяцией кривых расхода, статистическим, по эмпирическим формулам.

Первые два метода применяются при наличии данных натурных наблюдений. При этом с увеличением количества лет непрерывных наблюдений точность определения расчетного расхода повышается. Третий метод применяется при отсутствии или недостаточности наблюдений за уровнями или расходами.

Рис. 2. Зависимость между расходом и глубиной — кривая расхода





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум