Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Организация работ в изыскательской партии


Организация работ в изыскательской партии

Состав изыскательских партий меняется в зависимости от поставленной задачи и условий производства работ. Соответственно изменяется и оборудование для выполнения работ. Для трассирования необходимы теодолиты, нивелиры и измерительные приборы — стальные ленты, рулетки и т. п., для гидрометрических работ наметки, лоты, эхолоты, вертушки, поплавки.

Изыскательская партия для топографо-геодезических работ разбивается на отдельные звенья, которые работают самостоятельно и последовательно, непрерывно увязывая и контролируя работу друг друга. Первым звеном идет группа начальника партии, выбирающая направление и положение трассы на местности. Вслед за начальником партии идет звено угломерщика, осуществляющее вешение линии и измерение углов поворота. Третье звено — пикетажиста — выполняет промер трассы, разбивку пикетажа, съемку ситуации и закрепление трассы.

В задачу четвертого звена входит нивелирование трассы по основному ходу. Это обычно выполняет первый нивелировщик. Пятое звено контролирует основную нивелировку, выполняет нивелировку поперечников и собирает материалы для расчета отверстий малых искусственных сооружений. Эти работы входят в обязанность второго нивелировщика. В сложных условиях горного рельефа добавляются звено для съемки поперечников и звено тахеометрической съемки сложных мест. Каждая бригада возглавляется инженером или техником и состоит из двух—четырех рабочих.

Параллельно с геодезическими работами проводят обследование грунтов вдоль трассы, обследования известных и изыскания новых месторождений дорожно-строительных материалов в при-трассовой полосе. Помимо этого, проводят инженерно-геологические обследования склонов, переходов через водотоки и другие места, где это необходимо для обеспечения устойчивости земляного полотна и выявления условий строительства оснований опор искусственных сооружений. Одновременно один-два техника-камералыцика обрабатывают материалы полевых изысканий и составляют основные документы: план трассы, продольный профиль и поперечники, рассчитывают отверстия малых мостов и труб и выполняют другие камеральные работы.

В сложных местах, где для правильного расположения трассы необходимо предварительно снять план в горизонталях или выполнить ряд дополнительных съемок, например, на переходе большой реки или болота, в сложном узле пересечения дорог, при проходе через большой населенный пункт и т. д., отдельные звенья объединяют по указаниям начальника партии.

Работу звеньев необходимо согласовать с таким расчетом, чтобы при активной деятельности каждого сотрудника изыскательской партии производительность всей партии получалась наибольшей, а качество изысканий — наилучшим.-

В залесенной местности III—V категорий во всех случаях добавляют 2—6 рабочих для рубки просеки (визирки).

Одним из существенных недостатков организации работ является большая потеря времени на передвижение всех звеньев вдоль трассы. Кроме того, приходится учитывать то обстоятельство, что участники партии ежедневно тратят часть времени на передвижение от своего месторасположения (дома, палатки) к месту работы и обратно.

При поисках и разведке месторождений дорожно-строительных материалов приходится удаляться от трассы в сторону на значительные расстояния, достигающие десятков километров. При рекогносцировочном изучении местности перед разбивкой трассы начальник партии в ряде случаев также должен преодолевать большие расстояния. Поэтому обеспечение партии транспортными средствами (автомобили, верховые и вьючные лошади) — необходимое условие высокой производительности и качества изыскательских работ.

Перед выездом в поле для выполнения геодезических работ составляют календарный план работы партии и смету.

При составлении календарного плана учитывают:
— время на организацию партии, приемку и проверку инструментов и всего инвентаря, необходимого в экспедиционных условиях работы, их упаковку для перевозки, получение данных о реперах, триангуляционных пунктах и т. п., а также документов на право производства съемочных работ;
— по нормам Союздорпроекта на организацию работ партии отводится три дня работы в конторе;
— время на переезд к месту работы в зависимости от расстояния и условий переезда — по железной дороге, водным и автомобильным транспортом рассчитывается по действительной потребности и расписанию движения транспорта;
— время на организацию, ликвидацию и сдачу работ на месте изысканий — четыре дня; при маршрутах значительного протяжения для сдачи трассы добавляется дополнительно по одному дню на каждые 50 км трассы сверх 100 км длины маршрута;
— время на изыскание рассчитывают по нормам проходки в зависимости от рельефа, ситуации, количества переходов больших рек и условий работ.

При изысканиях магистральной дороги большого протяжения или сети дорог одного района работы поручают нескольким изыскательским партиям. Для координирования их работы, технической помощи и контроля создают группу высококвалифицированных работников — руководство экспедицией: начальник экспедиции, старший инженер-мостовик и старший инженер-геолог.

При большом объеме работ (более четырех партий) в эту группу входят завхоз и бухгалтер.

В горной местности, где объем геологических обследований велик, может быть создана отдельная партия для геологических обследований строения склонов. Кроме того, в задачу этой партии входит сбор материалов, необходимых для проектирования сооружений, обеспечивающих устойчивость дороги (подпорные стенки, глубокие дренажи), определение типа опор искусственных сооружений (мостов, галерей), выяснение условий проектирования и постройки тоннелей (геологическое строение, грунтовые воды, горное давление и температура в зоне проложения тоннеля) и другие работы.

В местах перехода через большие реки могут быть организованы дополнительные партии для гидрометрических работ в период прохождения паводка. В задачу этих партий входит изучение режима паводка при подъеме и спаде горизонта воды, обследование зависимости между горизонтами воды и скоростью течения, расходом реки, продольными уклонами поверхности воды, определение направлений течения струй, а также установление режима ледохода.

При изысканиях пионерных дорог в малообжитой местности формируют экспедицию с полным обеспечением рабочей силой и транспортом.

Кроме оборудования для топографо-геодезических и геологоразведочных работ, партия должна быть обеспечена оборудованием для гидрометрических работ, надувными плавательными средствами для переправы через реки, промера глубин, измерения скоростей, а также палатками для жилья и принадлежностями для работы (столы, стулья складные), отдыха (койки) и приготовления пищи.

Состав экспедиции зависит от характера предстоящей работы. В горной местности партию усиливают техниками для съемки поперечников, геологами для изучения устойчивости склонов, а залесенной местности — рабочими для рубки просек и т. п.

Для иллюстрации местных условий проложения трассы, дополнительного обоснования выбора положения трассы, характеристики ландшафта и проектирования архитектуры дороги — мероприятий по улучшению вида дороги, ее озеленению, проектированию малых форм обслуживания движения (павильонов, архитектурной обработки ограждений, подпорных стенок и т. п.) — большую пользу приносят фотографии характерных и сложных участков трассы: переходов водотоков, склонов долин и террас, по которым предполагается проложить трассу, и т. п. При этом целесообразно на отдельных точках трассы предварительно поставить ориентиры, которые были бы заметны на фото, и по ним на отпечатке провести линию, указывающую на снимке положение оси трассы. Для этого необходимо, чтобы хотя бы один из работников партии владел искусством фотографирования. Партии выдаются фотоаппарат, фотоматериалы и приборы для фотографирования, а начальник партии предоставляет возможность произвести подготовку и фотографирование участков трассы, нужных для иллюстрации местности в проекте, и нанести на фотоснимки намеченную на местности трассу.

При трассах протяженностью более 100 км целесообразно применять аэрофотосъемки. Для этого должны быть выяснены возможности получения (аренды) самолетов с ближайшей базы аэрофотосъемки. Состав наземной партии в этих случаях может быть уменьшен до состава, необходимого для установки наземных ориентиров для пилота, ведущего самолет, при фотосъемке и ориентиров для привязки и облегчения дешифрирования аэрофотоснимков.

После обработки аэрофотоснимков и проложения трассы по стереомодели формируется партия для переноса трассы на местность, по опознавательным знакам на фотоплане и местности, с частичным использованием инструментов, главным образом в залесенной местности. На месте устанавливаются высокие вехи, и между ними провешивается линия по биноклю или на глаз с частичной, где требуется, прорубкой просек.

На основе записей в полевых журналах составляется первичная документация: план, продольный профиль и другие материалы, определяющие положение трассы и дающие возможность в дальнейшем камерально составить проектные документы.

В проектно-изыскательской организации обычно выполняются изыскания на нескольких маршрутах. Для выполнения их формируется несколько партий, каждая из которых получает определенные задания и сроки их выполнения.

Организационная работа в проектной организации заключается в определении потребного количества изыскательских партий, их комплектовании и оснащении с учетом сроков и условий выполнения поручаемых им работ таким образом, чтобы в течение календарных сроков, определяющих наилучшие условия для выполнения полевых изыскательских работ, полностью выполнить задания по изысканиям, а затем к назначенным срокам закончить проектирование и сдать заказчику готовые проекты.

При этом должны быть установлены:
— количество изыскательских партий и их оснащение;
— перечень работ, полученных каждой партией, и маршруты ее работы;
— оборудование (геодезические инструменты, буровое, гидрометрическое и пр.), придаваемое каждой партии;
— мероприятия по организации руководства и согласованию работы отдельных партий в период изысканий, по снабжению партий необходимыми материалами и денежными средствами;
— сроки начала и конца изыскательских работ, выполняемых партиями по каждому объекту;
— мероприятия по организации приемки-сдачи проектов.

Результаты расчетов должны быть оформлены календарным планом-графиком работы всех партий по всем маршрутам. При этом необходимо установить даты начала и окончания работ по каждому маршруту и порядок согласования при работе нескольких партий на одном маршруте.

Для анализа и оценки намеченных организационных мероприятий целесообразно построить сетевой график с линиями основных наиболее важных и трудоемких по изысканиям и проектированию объектов и произвести их оптимизацию.



Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум