Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Основные этапы типизации в промышленном строительстве


Основные этапы типизации в промышленном строительстве

Типизация и унификация здания и сооружений и их конструктивных элементов является исходным фактором перевода строительного производства на индустриальные методы.

В решениях XXV съезда КПСС о развитии народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг. перед строителями поставлены новые задачи о повышении уровня индустриализации строительства и степени заводской готовности строительных конструкций и деталей. В этих целях необходимо расширить практику полносборного строительства и монтажа зданий и сооружений из объемных пространственных и других эффективных конструкций.

В строительстве предложено шире применять новые виды материалов и изделий, эффективные железобетонные конструкции из высокопрочных и легких бетонов, экономичные профили металлопроката, изделия из алюминиевых сплавов и деревянные клееные конструкции. Предусмотрено дальнейшее развитие предприятий по выпуску сборных облегченных строительных конструкций и деталей.

Строительство на широкой индустриальной базе возможно и особенно эффективно в том случае, когда здания и сооружения однотипны, а их конструктивные элементы унифицированы и имеют ограниченное числа типоразмеров.

Унификация — приведение к единообразию размеров объемно-планировочных параметров зданий и их конструктивных элементов, изготовляемых на заводах. Унификация имеет целью ограничение числа объемно-планировочных параметров и количества типоразмеров изделий (по форме и конструкции). Осуществляют ее путем отбора наиболее совершенных решений по архитектурным, техническим и экономическим требованиям.

Типизация — техническое направление в проектировании и строительстве, позволяющее многократно осуществлять строительство разнообразных объектов благодаря применению унифицированных объемно-планировочных и конструктивных решений, доведенных до стадии утверждения типовых проектов и конструкций.

Типовые конструкции и детали, хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации и включенные в каталоги типовых изделий, обязательны для применения.

Помимо изыскания оптимальных объемно-планировочных параметров (пролет, шаг и высота) и конструктивных (сортамент строительных изделий), унификация и типизация должны устанавливать градации функциональных параметров: долговечности отдельных конструкций и зданий в целом, температурно-влажвостных и технологических режимов и т. п.

Типовые объемно-планировочные и конструктивные решения должны позволять внедрять прогрессивные нормы и методы производства и предусматривать возможность развития и совершенствования технологии производства. Здесь надо .иметь в виду, что периоды перестановки и замены технологического оборудования весьма различны: для одних производств они равны 3—4 годам, для других— 10 годам и более.

При разработке вопросов типизации и унификации учитывают также перспективы развития несущих конструкций (особенно большепролетных зданий), требования модульной системы, возможность обеспечения выразительного архитектурно-художественного облика зданий и технико-экономические показатели.

Таким образом, унифицированные объемно-планировочные и конструктивные решения не являются чем-то застывшим; они постоянно совершенствуются в связи с прогрессом в технологии строительного производства, изменением норм проектирования и градостроительных требований.

Типизация и унификация начали внедряйся в промышленное строительство в годы первой пятилетки; тогда рекомендовалось в цехах металлургической и машиностроительной промышленности принимать пролеты кратными 3 м, а шаг колонн равным 6 м.

В 1939 г. на основе размеров, кратных 3 м, были разработаны типовые ячейки (секции) одноэтажных промышленных зданий и выпущены альбомы типовых деталей. Применение . типовых секций, представлявших собой объемно-планировочные ячейки с кратными модулю размерами пролета, еысоты и шага колонн, позволило упорядочить проектирование и строительство зданий и внедрять типовые конструктивные элементы. Однако первые типовые секции допускали множество объемно-планировочных вариантов для зданий одного и того же назначения, что послужило тормозом развитию индустриального строительства.

После постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» (1954 г.) в проектирование промышленных зданий начала внедряться отраслевая унификация объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий из сборных железобетонных конструкций.

«Основные положения по унификации конструкций производственных зданий», введенные Госстроем СССР в 1955 г., дали возможность установить единую систему назначения основных строительных параметров зданий многих отраслей промышленности, а также разработать габаритные схемы зданий.

В габаритной схеме указывают размеры здания в плане, его поперечный и продольный профили, высоту помещений, вид и грузоподъемность внутрицехового транспорта; она предопределяет также вид продукции и мощность производств, которые могут быть размещены в запроектированном на ее основе здании. Для каждой отрасли промышленности предусмотрено строго ограниченное число габаритных схем, а следовательно, и типов зданий. В связи с этим значительно сократилось число типоразмеров конструкций и деталей, что позволило резко повысить их серийность на заводах-изготовителях.

В 1957 г. был издан первый каталог унифицированных сборных железобетонных конструкций для промышленного строительства.

С внедрением прогрессивных технологических процессов, появлением новых производств, сокращением сроков модернизации технологии и оборудования, а также в связи с необходимостью уменьшения числа типоразмеров строительных конструкций возникла необходимость в межотраслевой унификации объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий и в создании зданий универсального назначения.

После 1961 г. была установлена ограниченная номенклатура габаритных схем зданий, пригодных для размещения производств нескольких отраслей промышленности, и разработана новая система унификации строительных параметров, благодаря чему число типоразмеров конструкций было сокращено до технически необходимого и экономически целесообразного минимума.

В 1962 г. пленум ЦК КПСС одобрил переход на более гибкие и многообразные формы типового проектирования зданий из унифицированных типовых секций (УТС) и пролетов (УТП).

УТС представляет собой самостоятельную объемную часть здания (температурный блок) с установленными параметрами. Параметры УТС (размеры в плане, сетка колонн, высота, грузоподъемность кранов) приняты с учетом требований производства, на основе габаритных схем и номенклатуры унифицированных конструкций.

Из секций компонуют здания с размерами, определяемыми технологическими требованиями, условиями специализации, кооперирования и блокирования производств. Номенклатура секций для каждой отрасли промышленности строго ограничена, что позволяет сократить число типоразмеров конструкций.

Применительно к УТС и УТП разработаны также следующие типовые проектные материалы:
— чертежи типовых конструкций (ТК) и деталей (ТД), предназначенные для заводов-изготовителей;
— чертежи типовых монтажных деталей (ТДМ) и их сопряжений, необходимые для монтажников;
— чертежи типовых архитектурно-строительных деталей (ТДА), предназначенные для проектировщиков и строителей.

Проектирование производственных зданий из УТС и УТП способствует внедрению в практику строительства крупных сблокированных зданий, позволяет наилучшим образом организовать застройку территории и максимально унифицировать объемно-планировочные и конструктивные решения целых промышленных комплексов.

Методика проектирования зданий на основе УТС отличается простотой. На макете рабочего чертежа, скомпонованного из секций, применительно к конкретным условиям производства наносят стены, перегородки, проезды, проходы и т. п., проставляют цифровые и буквенные оси, общие и характерные размеры здания.

В результате исследований, проведенных в ЦНИИпромзданий, рекомендуется новая градация высот производственных зданий, позволяющая достичь более полного соответствия высоты помещений технологическим требованиям.

Разработанные на этой основе габаритные схемы позволяют строить:
— одно- и многопролетные одноэтажные здания без подвесного и с подвесным подъемно-транспортным оборудованием грузоподъемностью до 5 т включительно;
— одно- и многопролетные одноэтажные здания, оборудованные электрическими мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т;
— однопролетные одноэтажные здания, оборудованные ручными мостовыми кранами грузоподъемностью до 20 т.

Дальнейшее развитие типизации промышленных зданий идет в направлении конструирования зданий широкой универсальности, увеличения степени независимости строительных решений зданий от технологического процесса и дальнейшего сокращения числа типоразмеров конструкций и деталей в пределах промышленного узла.

Рис. 1. Пример универсальной типовом секции:
а — план; б — продольный разрез и пример решенця фасада; в — то же, поперечны!)

При разработке унифицированных конструкций следует стремиться к возможно большей взаимозаменяемости их. Сущность взаимозаменяемости состоит в возможности замены одних элементов другими (или сочетанием нескольких элементов) без изменения объемно-планировочной, конструктивной и эксплуатационной основ здания. Одноименные конструкции могут отличаться друг от друга по материалу и даже по конструктивной схеме, но в то же время они должны иметь одинаковые габариты и по возможности одинаковые эксплуатационные и экономические показатели.

Обеспечить взаимозаменяемость элементов можно при комплексном подходе к их конструированию. Необходимым условием взаимозаменяемости является выработка единой системы допусков изготовления и сборки конструкций вне зависимости от их материалов.

Примерами взаимозаменяемых конструкций могут служить замена металлических ригелей железобетонными или деревянными, покрытий с прогонами беспрогонными, стеновых блоков крупноразмерными панелями и т. п. Взаимозаменяемыми должны быть панели наружных стен зданий, одинаковые по размерам, по теплотехническим и иным качествам, но выполненные из различных материалов.

Высшей формой унификации является создание универсальных конструкций и деталей, пригодных для различных объектов и конструктивных схем (например, использование колонн одного типоразмера в зданиях с различными пролетами, применение одних и тех же панелей для стен и покрытий и т. п.).

Подобно универсальным планировочным решениям, делающим здания гибкими в технологическом отношении, универсальные конструкции и детали расширяют область их использования.

Итак, основными задачами унификации и типизации являются:
— уменьшение числа типов промышленных зданий и сооружений и создание условий для их широкого блокирования;
— сокращение числа типоразмеров сборных конструкций и деталей с целью повышения серийности и снижения стоимости их заводского изготовления;
— рациональное членение конструкций на монтажные единицы и разработка несложных приемов их сопряжения и крепления;
— создание лучших условий для использования прогрессивных технических решений.





Похожие статьи:
Подкрановые балки

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум