Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Современные вокзалы

Основные операции, осуществляемые различными категориями пассажиров в вокзалах


Основные операции, осуществляемые различными категориями пассажиров в вокзалах

Существенно влияют на тип и выбор объемно-планировочной композиции вокзала не только количественная, но и качественная характеристики и состав пассажиропотоков, которые во многом определяют характер проводимых операций, перечень и соотношение площадей основных помещений. Для всех видов транспорта характерны следующие основные категории пассажиров — дальние, местные, транзитные и пригородные.

На железнодорожном транспорте, например, дальними считаются пассажиры, которые отправляются за пределы данной дороги, а местными — пассажиры, следующие в пределах данной дороги, обычно на расстояние, не превышающее 300—400 км. Пассажиры дальнего и местного сообщения составляют тот основной поток, на который рассчитывают современные вокзалы. Необходимые операции пассажиров отправления обычно осуществляются в следующей последовательности:

- подъезд к вокзалу;

- наведение справок, иногда приобретение билетов; причем, в конечных (узловых) вокзалах, на которых происходит формирование данного поезда, рейса автобуса или самолета, большинство пассажиров заранее приобретает билеты в городских агентствах или билетных кассах. Иначе обстоит дело с вокзалами, обслуживающими промежуточные станции, на которых производится продажа билетов на свободные места в тех железнодорожных составах (автобусах, самолетах), которые уже отправились с ближайшей узловой станции или порта;

- сдача багажа в камеру хранения или отправление его (в багажном вагоне пассажирского поезда, в багажном отделении судна, самолета); отправку или сдачу багажа на хранение удобно провести до приобретения билета;

- кратковременное ожидание отправления, иногда с возможностью использовать ресторан, кафе, торговые и газетные киоски, парикмахерскую;
- переход на перрон и посадка в вагон (судно, автобус, самолет).

Прибывшие пассажиры стремятся по кратчайшему направлению выйти к остановкам городского транспорта, иногда предварительно сдав ручной багаж в камеру хранения или получив багаж, отправленный заранее. Прибывшим пассажирам должна быть обеспечена необходимая информация о маршрутах городского транспорта, наличии мест в гостиницах и т. п.

Транзитные пассажиры, совершающие в данном узле пересадку, задерживаются на вокзале и в связи с этим нуждаются в операционных помещениях (справочные бюро, билетные и багажные кассы, камеры хранения), а также в залах ожидания, предприятиях питания и торговли.

Последовательность операций транзитных пассажиров примерно такова:

- переход из поезда (речного или морского судна, автобуса, самолета) в пассажирское здание;

- наведение справок о предстоящем движении;

- компостирование или приобретение билета, иногда с предварительной сдачей багажа в камеру хранения; ожидание отправления;

- посадка в нужный поезд (судно, автобус, самолет); при этом прибывшие транзитные пассажиры должны иметь возможность беспрепятственно включиться в поток отправляющихся пассажиров.

В объемно-планировочной структуре вокзального комплекса должны быть также учтены интересы пассажиров проходящего транспорта, пользующихся помещениями вокзала только во время стоянки. И для этих пассажиров необходимо предусмотреть пути удобного перехода в вокзал, дать возможность приобрести во время остановки газеты и журналы, книги, конверты и другие предметы. При обслуживании транспортных средств, не имеющих буфетов и ресторанов, на промежуточных станциях пассажиров надо обеспечить бутербродами, фруктами, напитками или даже го-, рячими блюдами.

Пригородные пассажиры, совершающие поездку в пределах зоны влияния крупных городов (на расстояние до 100—150 км), обычно образуют мощные потоки, отличающиеся большой неравномерностью. Пригородные пассажиры обычно не сдают и не получают багажа, проводят в вокзалах минимальное количество времени, пользуясь ограниченным перечнем помещений — камерой хранения, санитарным узлом, торговыми киосками. Так как пригородные пассажиры обычно стремятся выйти

к остановкам городского транспорта, минуя помещения вокзала, их принято отделять от пассажиров дальнего следования.

В некоторых вокзалах приходится обслуживать пассажиров, пересекающих государственную границу. Архитектурно-планировоч-ные решения таких пассажирских зданий осложняются необходимостью проведения паспортного, таможенного и санитарного контроля с более или менее полным отделением пассажиров международных и внутренних линий.

Во всех вокзалах должны быть учтены интересы посетителей (встречающих, провожающих, а также зашедших для наведения справок и др.). Нормируемое в ряде ведомств количество посетителей составляет 10—50% от расчетного количества пассажиров.

Краткое рассмотрение очередности и характера основных операций, проводимых в вокзалах, а также интересов различных категорий пассажиров, посетителей и персонала позволит в дальнейшем правильно оценить качества тех или иных планировочных приемов.



Похожие статьи:
О зданиях

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Современные вокзалы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум