Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Особенности зрительного восприятия


Особенности зрительного восприятия

При зрительном восприятии не всегда улавливаются действительные размеры зданий, их отдельные части и элементы. Возможны сокращения в перспективе, искажения, оптические иллюзии и т. д. Следовательно, ортогональные изображения фасада не всегда отвечают действительному восприятию, особенно высоких объектов.

Еще древние греки отмечали особенности зрительного восприятия. Многие коррекции, сделанные ими, имели целью исправить ошибочное восприятие или усилить эмоциональное воздействие с тем, чтобы достичь большей монументальности.

Восприятие конкретной формы зависит от положения ее в пространстве и точки наблюдения.

Оно определяется:
— горизонтальным углом, под которым воспринимается объект: показан ли он фронтально или под углом, т.е. вопринимаются ли два фасада, и который из них — длинный или короткий показан в большем ракурсе; увеличивает ли этот ракурс разницу в длинах двух фасадов или выравнивает их, или, наоборот, создает обратный неправильный эффект;
— положением объекта: находится ли он выше или ниже линии горизонта. Если объект расположен под линией горизонта, получаем более цельное представление о нем, так как он воспринимается в трех измерениях (с птичьего полета). Если объект проектируется на линию горизонта, желательно, чтобы она не делила его на равные части; если он проектируется выше линии горизонта, то выглядит крупнее и выразительнее;
— дистанцией, благодаря чему воспринимается только деталь здания, целое здание или его средняя часть. Человек точнее оценивает размеры в ширину, чем в высоту. Качество восприятия объекта зависит от того, попал ли он в зону центрального зрения наблюдателя. Если объект не умещается в конусе центрального зрения, то он не воспринимается целиком. При приближении к объекту ракурс увеличивается, что усиливает выразительность объекта. Но при очень близком расстоянии объект воспринимается в искаженном виде. При большом отдалении от предмета ракурс уменьшается, и сам предмет воспринимается совместно с окружением.

Рис. 1. На зрительное воприятие оказывают влияние угол зрения (ракурс) (а), высота горизонта (б), расстояние до сооружения (в), углы центрального и периферического зрения (г)

Масштабность и масштаб. Масштабность — это не только элемент архитектурной композиции, но и ее качественная характеристика. Понятия «масштаб» в архитектурной композиции, «масштаб» в геодезии и картографии не идентичны.

Различают следующие виды масштабов:
— человеческий, когда элементы соразмерны с ростом человека или ассоциативно связаны с привычными для него представлениями: дверь, окно, ступень и т. д. Рост человека (170—180 см) служит своеобразным модулем для сравнения. Такая масштабность показывает соотношение между элементами композиции и наблюдателем;
— оптический, который зависит от природного или архитектурного окружения. Одно и то же здание в разной среде будет выглядеть различным по размеру; один и тот же архитектурный элемент вне интерьера выглядит меньшим, а внутри — большим. Его размеры будут еще больше, если окружающие элементы меньше (например, человек по отношению к мебели в детским саду). Это свойство с успехом используется в качестве композиционного средства для выделения каких-либо объектов, оригинальных по архитектуре. Имеют значение также абсолютные размеры, масса, фактура, колорит и др. Масштабность изменяется при некоторых оптических иллюзиях: в глубину или в высоту, в перспективе или при неравенстве в расчленении в глубину или в высоту. Таким образом, изменяется восприятие. Оптическую иллюзию можно использовать для усиления архитектурной выразительности;
— относительный, который зависит от степени расчлененности композиции, соотношения объемов и плоскостей композиционных элементов ко всей композиции, моделирования деталей, силы цвета и фактуры материала. Можно расчленить малый объект на крупные объемные элементы, и наоборот, большой объект на малые элементы, что зависит от структурной системы сооружения.

Рис. 2. Виды масштаба
а — соизмеримый с ростом человека; б — оптический; в — относительный

Восприятие и перспектива. Большой ракурс может усилить перспективу, оптически удлинить сооружение, увеличить воздействие другого объекта в глубине путем усиления контраста между ним и другими объектами.

Перспектива может и приблизить объект, зрительно уменьшив его. При меньшем ракурсе перспектива усиливает эмоциональное воздействие заднего плана.

Характер перспективы зависит от формы (например, скошенная часть дымовой трубы усиливает перспективу), места расположения элементов и различного разделения на плоскости. Сочетание вышеуказанных факторов может привести к преувеличению одних форм и к неестественному уменьшению размеров других, а также к искажению всей картины.

Профиль и рельеф участка, на котором стоит объект, могут усилить или ослабить воздействие. В принципе выпуклая поверхность земли увеличивает, а вогнутая уменьшает это воздействие. Здесь сказывается влияние линии горизонта: оно положительно, если объект находится над горизонтом, и наоборот.

На восприятие расчлененного объекта оказывает влияние и местоположение более высоких элементов. Поэтому следует проверять, какая часть объекта остается видимой. Если желательно подчеркнуть элемент, его поднимают на необходимую высоту, хотя это может отразиться неблагоприятно на внешнем облике застройки. Однако фасад не является самоцелью, это — только часть общего решения в процессе строительства сооружения.

Обработка объемов и плоскостей. При восприятии внешних объемов оказывают влияние способ обработки объемов и плоскостей, общее соотношение светлых и темных пятен, массы, фактуры материала, освещения и колорита. При разработке внутреннего пространства имеет значение местоположение светлых пятен в интерьере, различных установок и т. д.

Масса любого объема в художественном отношении может быть выражена различно и определяется:
— абсолютными размерами сооружения;
— размещением данного объема в пространстве по отдельным координатам, как, например, плоская плита, куб или шар;
— степенью насыщенности, т. е. заполнением плотными частями или степенью плотности структуры: например сооружение с одним общим внутренним пространством (резервуар); с большим числом, но меньшими по объему внутренними пространствами (силос) или сплошным массивным объемом (дамба). Имеет значение и степень заполнения отдельных плоскостей: одна и та же по размеру плоскость, но насыщенная в большей степени элементами, кажется большей;
— видом используемых элементов. В зависимости от них плоскости могут выглядеть более стройными, более тяжелыми или легкими. При больших объемах их массы должны находиться в зрительном равновесии, чтобы они воспринимались как единая композиция.

При восприятии массы имеет значение явление «иррадиации» (по Гельмгольцу): один и тот же элемент на светлом фоне выглядит меньшим, чем на темном; светлый интервал кажется больше, чем темный. Светлый фон как будто бы поглощает часть элемента, например колонны. Принимая во внимание эти явления, древние греки специально утолщали колонны («энтазис»), наклоняли угловые колонны.

При восприятии данного элемента оказывает влияние и ряд оптических иллюзий: стрелок (по Мюллеру—Лиеру), площадей (по Венду), диагоналей, параллельных линий при штриховке предметов с различными вариантами искривления (по Целнеру) концентрических кругов, кривых различных радиусов и т. д.

Выбор материала существенно сказывается на формировании внешнего облика данного сооружения. Наряду с техническими свойствами (конструктивные, изоляционные и др.) он обладает и эстетическими качествами (структура, фактура, цвет). При подборе материала нужно помнить, что он должен удовлетворять одновременно двум требованиям: техническому и эстетическому. Только тогда может быть достигнуто необходимое единство.

Фактура определяет поверхностный слой материала. Один и тот же материал может получить различную внешнюю обработку, различную фактуру.

Рис. 3. Влияние перспективы

Рис. 4. Влияние поперечного профиля участка застройки на восприятие
а — при вогнутом и выпуклом профиле; б — при террасовидном профиле

Рис. 5. Влияние профиля сооружения на восприятие массы (а), зрительное сокращение при наблюдении на уровне глаз (б)

Рис. 6. Влияние формы, объема и способа обработки» плоскостей
а — различное видоизменение одной и той же массы; б — влияние способа обработки плоскостей и степени их заполнения

Различные фактуры -— средство гармонии в архитектурной композиции. Все они тектоничны, поскольку получаются при обработке конструктивного материала, а не за счет облицовочных материалов.

Характер фактуры определяется:
— числом и размером составных деталей в единице площади. При их бесконечном количестве фактура выглядит гладкой, тогда как при малом количестве, но при крупных размерах они воспринимаются как отдельные формы;
— глубиной рельефа и шириной интервала. Когда интервал бесконечно мал, плоскость также воспринимается гладкой;
— расстоянием от места наблюдения, углом обзора и остротой зрения.

Рис. 7. зрительное восприятие фактур

Рис. 8. Некоторые оптические иллюзии при рассмотрении сооружений
1,2 — для длин отрезков со стрелками (иллюзия Мюллера — Лиера); 3 для высоты зданий (перспектива); 4 — иллюзия кривых; 5 — иллюзия деления пополам; 6 — иллюзия площади; 7 — иллюзия заштрихованных параллельных линий (иллюзия Целнера); 8 — иллюзия пересечения (иллюзия Погендофа); 9 — иллюзия «малых» прямых; 10 — уменьшение размеров в перспективе

Освещенность. Степень освещения определяется:

1) направленностью освещения по отношению к оси восприятия горизонтальным и вертикальным углам падения световых лучей по отношению к объекту, т. е. тенями. Направлением освещения можно подчеркнуть определенную характеристику рельефа, увеличить его объемность и пластичность, облегчить его массу. Но освещение может также и лишить объект пластичности (если оно совпадает с осью восприятия), и до неузнаваемости изменить его внешний вид.

Оптимальное освещение определяется в соответствии с видом освещаемого элемента (горизонтальный, вертикальный, наклонный). Для зданий и сооружений оптимальный горизонтальный угол, под которым следует направлять световые лучи, лежит в пределах от ±20 до ±60”, а вертикальный — от ±10 до ±30°. Но такой угол может быть обеспечен только при специальном архитектурном искусственном освещении. При естественном (дневном) освещении соотношения между освещенными частями объекта и частями, находящимися в тени, изменяются в течение дня. Специальные исследования должны выявить возможности пластических средств объектов в часы наиболее частых наблюдений за ними {обеденный перерыв, часы пересменок и т. д.);

2) контрастностью освещения, соотношением между прямым и диффузным освещением. Наиболее точно контрастность определяется яркостью, L, т. е. L = Eр, где L зависит от освещенности Е и отражающей способности р плоскостей. При малом контрасте уменьшается объемная выразительность объекта. Но очень большой контраст также вреден:без светотени вообще нет объемного восприятия. Оптимальное соотношение Lj,I(j>: (Ьар-\-Ьтф) =0,25-4-0,60. Для районов, где контрастность естественного освещения недостаточна, необходимо использование колорита.

Цвет и окраска в сооружениях выполняют различное назначение. Они могут быть функциональными, психофизиологическими и эстетическими. Для сооружений наиболее часто применяют функциональную и сигнально-предупреждающую окраску. Первая подчеркивает технологическое назначение оборудования и коммуникаций (например, трубопровод для холодной или теплой воды, газа, кислоты, сжатого воздуха и т. д.). Сигнально-преду-преждающая окраска в виде чередующихся полос (черные и желтые, черные и красные, красные и белые и т. д.) используется в целях охраны труда, например для обозначения движущихся частей.

Цвет используется для обозначения направления движения — маршрутов транспортных и людских потоков и т. д. Цвет способен поглощать или отражать солнечную радиацию. Строительные материалы в зависимости от своего цвета и фактуры имеют различное альбедо: более светлые — большее, темные с неровной фактурой — меньшее. Темные слабо отражают солнечную радиацию. Они поглощают значительный процент энергии и нагреваются. Вот почему для избежания перегрева (особенно для резервуаров с огнеопасными жидкостями и др.) рекомендуются светлые тона и гладкая поверхность.

Цвет обладает психофизиологическим воздействием. Различные цвета по-разному влияют на производительность труда, на самочувствие рабочего. Они оптически коррегируют пространство путем приближения или удаления цветовых сочетаний, создают чувство простора и, наоборот, могут уменьшать пространство. Цвета оптически коррегируют масштаб и массу элементов архитектурной композиции, делают эти элементы более легкими или тяжелыми и т. д.

Цвета с эстетической точки зрения могут:
— усиливать воздействие данного сооружения, его зрительное впечатление. Окрашенные в темные тона элементы на светлом фоне четко очерчены по форме и размерам; наоборот, на темном фоне светлые элементы выглядят менее контрастно;
— создавать и усиливать ритм, подчеркивать пропорции (с учетом иррадиации при необходимости светлые пятна должны быть меньше темных);
— обеспечивать единство, гармонию или дисгармонию, т. е. усиливать воздействие целой архитектурной композиции или, наоборот, уменьшать его.



Похожие статьи:
Требования к содержанию интерьера

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум