|
Навигация: ![]()
![]() При зрительном восприятии не всегда улавливаются действительные размеры зданий, их отдельные части и элементы. Возможны сокращения в перспективе, искажения, оптические иллюзии и т. д. Следовательно, ортогональные изображения фасада не всегда отвечают действительному восприятию, особенно высоких объектов. Еще древние греки отмечали особенности зрительного восприятия. Многие коррекции, сделанные ими, имели целью исправить ошибочное восприятие или усилить эмоциональное воздействие с тем, чтобы достичь большей монументальности. Восприятие конкретной формы зависит от положения ее в пространстве и точки наблюдения. Оно определяется:
Рис. 1. На зрительное воприятие оказывают влияние угол зрения (ракурс) (а), высота горизонта (б), расстояние до сооружения (в), углы центрального и периферического зрения (г) Масштабность и масштаб. Масштабность — это не только элемент архитектурной композиции, но и ее качественная характеристика. Понятия «масштаб» в архитектурной композиции, «масштаб» в геодезии и картографии не идентичны. Различают следующие виды масштабов:
Рис. 2. Виды масштаба Восприятие и перспектива. Большой ракурс может усилить перспективу, оптически удлинить сооружение, увеличить воздействие другого объекта в глубине путем усиления контраста между ним и другими объектами. Перспектива может и приблизить объект, зрительно уменьшив его. При меньшем ракурсе перспектива усиливает эмоциональное воздействие заднего плана. Характер перспективы зависит от формы (например, скошенная часть дымовой трубы усиливает перспективу), места расположения элементов и различного разделения на плоскости. Сочетание вышеуказанных факторов может привести к преувеличению одних форм и к неестественному уменьшению размеров других, а также к искажению всей картины. Профиль и рельеф участка, на котором стоит объект, могут усилить или ослабить воздействие. В принципе выпуклая поверхность земли увеличивает, а вогнутая уменьшает это воздействие. Здесь сказывается влияние линии горизонта: оно положительно, если объект находится над горизонтом, и наоборот. На восприятие расчлененного объекта оказывает влияние и местоположение более высоких элементов. Поэтому следует проверять, какая часть объекта остается видимой. Если желательно подчеркнуть элемент, его поднимают на необходимую высоту, хотя это может отразиться неблагоприятно на внешнем облике застройки. Однако фасад не является самоцелью, это — только часть общего решения в процессе строительства сооружения. Обработка объемов и плоскостей. При восприятии внешних объемов оказывают влияние способ обработки объемов и плоскостей, общее соотношение светлых и темных пятен, массы, фактуры материала, освещения и колорита. При разработке внутреннего пространства имеет значение местоположение светлых пятен в интерьере, различных установок и т. д. Масса любого объема в художественном отношении может быть выражена различно и определяется: При восприятии массы имеет значение явление «иррадиации» (по Гельмгольцу): один и тот же элемент на светлом фоне выглядит меньшим, чем на темном; светлый интервал кажется больше, чем темный. Светлый фон как будто бы поглощает часть элемента, например колонны. Принимая во внимание эти явления, древние греки специально утолщали колонны («энтазис»), наклоняли угловые колонны. При восприятии данного элемента оказывает влияние и ряд оптических иллюзий: стрелок (по Мюллеру—Лиеру), площадей (по Венду), диагоналей, параллельных линий при штриховке предметов с различными вариантами искривления (по Целнеру) концентрических кругов, кривых различных радиусов и т. д. Выбор материала существенно сказывается на формировании внешнего облика данного сооружения. Наряду с техническими свойствами (конструктивные, изоляционные и др.) он обладает и эстетическими качествами (структура, фактура, цвет). При подборе материала нужно помнить, что он должен удовлетворять одновременно двум требованиям: техническому и эстетическому. Только тогда может быть достигнуто необходимое единство. Фактура определяет поверхностный слой материала. Один и тот же материал может получить различную внешнюю обработку, различную фактуру.
Рис. 3. Влияние перспективы
Рис. 4. Влияние поперечного профиля участка застройки на восприятие
Рис. 5. Влияние профиля сооружения на восприятие массы (а), зрительное сокращение при наблюдении на уровне глаз (б)
Рис. 6. Влияние формы, объема и способа обработки» плоскостей Различные фактуры -— средство гармонии в архитектурной композиции. Все они тектоничны, поскольку получаются при обработке конструктивного материала, а не за счет облицовочных материалов. Характер фактуры определяется:
Рис. 7. зрительное восприятие фактур
Рис. 8. Некоторые оптические иллюзии при рассмотрении сооружений Освещенность. Степень освещения определяется: 1) направленностью освещения по отношению к оси восприятия горизонтальным и вертикальным углам падения световых лучей по отношению к объекту, т. е. тенями. Направлением освещения можно подчеркнуть определенную характеристику рельефа, увеличить его объемность и пластичность, облегчить его массу. Но освещение может также и лишить объект пластичности (если оно совпадает с осью восприятия), и до неузнаваемости изменить его внешний вид. Оптимальное освещение определяется в соответствии с видом освещаемого элемента (горизонтальный, вертикальный, наклонный). Для зданий и сооружений оптимальный горизонтальный угол, под которым следует направлять световые лучи, лежит в пределах от ±20 до ±60”, а вертикальный — от ±10 до ±30°. Но такой угол может быть обеспечен только при специальном архитектурном искусственном освещении. При естественном (дневном) освещении соотношения между освещенными частями объекта и частями, находящимися в тени, изменяются в течение дня. Специальные исследования должны выявить возможности пластических средств объектов в часы наиболее частых наблюдений за ними {обеденный перерыв, часы пересменок и т. д.); 2) контрастностью освещения, соотношением между прямым и диффузным освещением. Наиболее точно контрастность определяется яркостью, L, т. е. L = Eр, где L зависит от освещенности Е и отражающей способности р плоскостей. При малом контрасте уменьшается объемная выразительность объекта. Но очень большой контраст также вреден:без светотени вообще нет объемного восприятия. Оптимальное соотношение Lj,I(j>: (Ьар-\-Ьтф) =0,25-4-0,60. Для районов, где контрастность естественного освещения недостаточна, необходимо использование колорита. Цвет и окраска в сооружениях выполняют различное назначение. Они могут быть функциональными, психофизиологическими и эстетическими. Для сооружений наиболее часто применяют функциональную и сигнально-предупреждающую окраску. Первая подчеркивает технологическое назначение оборудования и коммуникаций (например, трубопровод для холодной или теплой воды, газа, кислоты, сжатого воздуха и т. д.). Сигнально-преду-преждающая окраска в виде чередующихся полос (черные и желтые, черные и красные, красные и белые и т. д.) используется в целях охраны труда, например для обозначения движущихся частей. Цвет используется для обозначения направления движения — маршрутов транспортных и людских потоков и т. д. Цвет способен поглощать или отражать солнечную радиацию. Строительные материалы в зависимости от своего цвета и фактуры имеют различное альбедо: более светлые — большее, темные с неровной фактурой — меньшее. Темные слабо отражают солнечную радиацию. Они поглощают значительный процент энергии и нагреваются. Вот почему для избежания перегрева (особенно для резервуаров с огнеопасными жидкостями и др.) рекомендуются светлые тона и гладкая поверхность. Цвет обладает психофизиологическим воздействием. Различные цвета по-разному влияют на производительность труда, на самочувствие рабочего. Они оптически коррегируют пространство путем приближения или удаления цветовых сочетаний, создают чувство простора и, наоборот, могут уменьшать пространство. Цвета оптически коррегируют масштаб и массу элементов архитектурной композиции, делают эти элементы более легкими или тяжелыми и т. д. Цвета с эстетической точки зрения могут: Похожие статьи: Навигация: Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Информационный сайт о строительных материалах и технологиях. Контакты: Никита Королёв - © 2008-2014 |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|