|
Навигация: ![]()
![]() Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается совокупность характеристик воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических последствий в процессе инвестиционной деятельности и после реализации такого проекта. Оценка воздействия на окружающую среду (ст. 32 Закона РФ «Об охране окружающей среды») проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности предприятия или органа управления региона, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на среду обитания человека, независимо от организационно-правовых форм собственности. Она осуществляется при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной стадии, в том числе прединвестиционной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений. Общие требования к материалам ОВОС устанавливаются федеральными органами исполнительной власти (например, Минприроды России), осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Впервые ОВОС была внедрена в практику природоохранной деятельности США, а также других развитых стран в 1970-х гг. В природоохранной практике России такая оценка стала проводиться лишь в начале 1990-х гг. Цели ОВОС определены Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 1994 г. Оценка проводится в целях выявления и принятия необходимых мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности. Для проведения ОВОС весьма важно определить объекты, в отношении которых она должна проводиться. Общество заинтересовано в предупреждении любого экологического вреда. В соответствии с Положением ОВОС осуществляется при подготовке следующих видов документации: - концепции, программы (в том числе инвестиционные) и планы отраслевого и территориального развития; - схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов; - градостроительная документация (генеральные планы городов, проекты и схемы районной планировки); - документация по созданию новой техники, технологии, материалов и различных веществ; - нормативная документация, регламентирующая организацию и ведение хозяйственной и иной деятельности; - предпроектные обоснования инвестиций в строительство новых, реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. При подготовке хозяйственных или иных решений, которые включают в себя разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду. Оценка воздействия объекта (проекта) на окружающую среду включает в себя следующий комплекс: - изучение цели предполагаемого (намечаемого) проекта; анализ проектных предложений в контексте с существующей экологической ситуацией; - состояние окружающей среды той территории, где предполагается разместить планируемый (проектируемый) объект; - возможные последствия реализации намечаемой деятельности объекта; - мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений. Для анализа и оценки ОВОС важно иметь достоверную информацию по всем указанным вопросам. Поэтому в задачу заказчика объекта (проекта) должно входить обоснование размещения объекта строительства в конкретном месте не только с учетом экологических интересов, но и с точки зрения экологических требований. Примером могут служить многие объекты как жилищно-граждан-ского, так и промышленного назначения. Порадок проведения ОВОС. Целесообразность проведения ОВОС (или продолжение начатых работ) для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется при согласовании экологических условий государственными органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению территориальных органов по охране окружающей среды. В случае несогласия органа исполнительной власти субъекта Федерации с предложением территориального органа решение принимается с учетом его заключения. Подготовка и принятие проектных и иных решений, содержащихся в обосновывающей документации по развитию хозяйственной и иной деятельности, должны производиться на основании результатов ОВОС. При проведении ОВОС заказчик обязан обеспечить возможность непосредственного участия общественности, отдельных лиц, групп и организаций в целях выявления всех возможных неблагоприятных последствий реализации намечаемой деятельности. Информирование общественности (общественные слушания и обсуждения) о намечаемой деятельности осуществляется с помощью непосредственного уведомления и использования средств массовой информации: газет, телевидения и радио. Оценка воздействия на окружающую среду проводится: - для выбора политических, экономических, технических, организационных и иных решений, обеспечивающих устойчивый характер общественного развития, и разработки эффективных мер по предотвращению или снижению неблагоприятных последствий воздействия на окружающую среду от реализации этих решений; - предоставления компетентным органам возможно более полной информации об экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий до санкционирования планируемой деятельности (действий); - разрешения и предупреждения социально-экологических конфликтов в процессе подготовки и принятия решений об осуществлении на территории различных видов деятельности; предотвращения деградации окружающей среды и истощения природных ресурсов. При проведении ОВОС необходимо руководствоваться следующими принципами: - интеграции (рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население не должно проводиться изолировано на всех стадиях процесса подготовки документов); - альтернативности (оценка воздействий не может проводиться лишь по взятому варианту проекта); - превентивности (ни один из этапов разработки проекта, включая самые разные, не может завершиться без подготовки ОВОС); - приоритетности (никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования экологических последствий реализации проектов); - достоверности (степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью взаимодействия для природы, населения и хозяйства); - сохранения (планируемая деятельность не должна приводить к уменьшению экологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территорий и акватории, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов биосферы в сфере влияния осуществляемого проекта); - совместимости (планируемая деятельность не должна приводить впоследствии к ухудшению качества жизни групп населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности); - гибкости (процесс ОВОС может варьироваться по масштабам, глубине и виду анализа в зависимости от характера планируемой деятельности). Информация об экологических и прочих последствиях планируемой деятельности не должна быть закрытой для общественности и всех заинтересованных лиц. Оценка воздействия на окружающую среду проводится с момента начала подготовки документации, распространяется на все виды деятельности, последствия которой оказывают прямое воздействие на окружающую среду, и включает в себя: - законы и природоохранные акты; - планирование социально-экономического развития отдельных территорий, видов деятельности предприятий; - проектирование конкретных объектов; - производство новой продукции (материалов, веществ, техники и технологий). Требования о проведении ОВОС входят в национальные процедуры при ратификации или принятии международных соглашений, если действия, производимые в соответствии с названными соглашениями, связаны с воздействием на окружающую среду. Заказчик как инициатор деятельности проведения ОВОС обеспечивает (финансирует, организует) все необходимые исследования (сбор информации, анализ, прогнозирование, оценку, оформление результатов) на всех этапах подготовки документации. Заказчик обязан: учитывать результаты ОВОС при выборе варианта предлагаемой Деятельности и его обоснований; предоставлять все необходимые материалы компетентным органам в соответствии с утвержденным порядком и процедурами; выполнять условия и рекомендации компетентных органов на всех этапах прохождения документации; нести ответственность за эффективность мер по предотвращению негативных воздействий. Автор документов (инвестор) по ОВОС должен гарантировать полноту, достоверность и объективность используемой информации. Право на разработку ОВОС предоставляется компетентным органам и подтверждается специальным сертификатом. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в четко установленной последовательности процедур и состоит из следующих стадий: - выдача разрешений на экологопользование (в той или иной форме), начиная с ранних стадий инициирования деятельности с последующим контролем и наблюдением за реализацией разрешенных действий и выполнением гарантий ее безопасного осуществления; - рассмотрение компетентными органами ОВОС; - реализация; - согласование и разрешение разногласий. В свою очередь, каждая стадия этого процесса включает в себя ряд действий, которые должны осуществляться также в определенной последовательности. Так, в процессе подготовки документов имеют место следующие этапы: - предварительная оценка воздействия, которая проводится на ранних стадиях при обосновании необходимости и целесообразности планируемой деятельности и выборе способов ее осуществления в целях определения степени информации для ОВОС, подготовки «Уведомления о намерениях» и др.; - детальная оценка воздействия, которая проводится одновременно с разработкой документации, и ее результаты участвуют в формировании и отборе вариантов на всех этапах разработки. Результатом работы должны быть: отобранный вариант для дальнейшей разработки, отчет об ОВОС, обоснование отобранного варианта, заявление о воздействии на окружающую среду (проект ОВОС); - общественные слушания, которые проводятся для выявления возможных экологических последствий, социально-экологических конфликтов и других факторов перед предоставлением документации для санкционирования деятельности в органы государственной власти и включают в себя рассмотрение ОВОС, информирование заинтересованных сторон и общественности, оформление результатов слушаний. В процессе рассмотрения ОВОС осуществляют: - определение экологических условий и требований. Для этого заказчик представляет в компетентные органы Уведомление о намерениях и проект Заявления о воздействии на окружающую среду (проект ОВОС); - согласование с органами государственного надзора, которое проводится на стадии выбора района осуществления деятельности или площадки размещения строительства хозяйственного объекта. Заказчик и разработчик обосновывающей документации несут ответственность за невыполнение правил проведения ОВОС, в том числе за нарушение процедуры ОВОС при подготовке обосновывающей документации и за предоставление неполных результатов проведения ОВОС или недостоверной информации об объекте. Возникшие в процессе прохождения документации разногласия рассматриваются в арбитражном суде. На стадии ОВОС выводы по данному объекту делает заказчик (или экспертная организация). Результаты, с одной стороны, должны стать достоянием общественного мнения, а с другой — предметом государственной экологической экспертизы. Необходимо отметить, что выводы и оценки воздействия на окружающую среду, сделанные заказчиком и иными организациями, могут не совпадать с позицией общественности. В рамках реализации конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду граждане заинтересованы и вправе участвовать в процедуре ОВОС и оценивать ее результаты. Участие общественности служит одной из важных гарантий обеспечения заказчиком учета требований экологического законодательства. Правовой формой участия граждан в процедуре ОВОС в мировой практике являются общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации. Срок информирования о намечаемом слушании — за 30 дней до его проведения. В зависимости от вида объекта общественные слушания или обсуждения организуются и проводятся как на федеральном уровне, когда затрагиваются вопросы и интересы общенационального характера, так и на местном уровне или уровне субъекта Федерации, когда реализация проекта распространяется на географический регион в пределах субъекта РФ. Однако, как считают правоведы по экологии, не ясен уровень проведения слушаний и обсуждения ОВОС, если реализация принимаемого решения носит общенациональный характер, и каков правовой смысл их проведения. Похожие статьи: Навигация: Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Информационный сайт о строительных материалах и технологиях. Контакты: Никита Королёв - © 2008-2014 |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|