Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Пересечения горных рек и конусов выноса


Пересечения горных рек и конусов выноса

Значительные продольные уклоны горных речных долин обусловливают большую эрозионную работу горных потоков и бурное течение воды. Обычные в горных районах сильные ливни при большой крутизне склонов создают условия, при которых расход воды в паводки во много раз превосходит меженние расходы. При ледниковом питании усиленное таяние снега и льда также способствует увеличению летних расходов. Одновременно смываются и формирующиеся па поверхности почвенные слои. В результате в паводки значительная часть бурного потока состоит из твердых материалов: грунта, песка, гравия, гальки, валунов.

Потоки со значительным (более 40%) содержанием твердого стока приобретают особо разрушительную силу и называются селями.

Горный поток, выходя из стесненного склонами русла в долины более крупных рек, растекается, скорость течения уменьшается, и твердый материал выпадает из потока, образуя конусы выноса.

В более крупных реках, протекающих по широким долинам, в которых дно сложено аллювиальными – наносами, русло реки обычно неустойчиво и разделяется на многочисленные рукава. При проходе паводка приносимые водой карчи, вырванный с корнями кустарник застревают в отдельных местах, стесняя русло. Это стеснение создает подпор и отклоняет течение, которое разрабатывает новое русло. В результате русло блуждает по дну широкой долины. Все это создает специфические условия, требующие выбора более удобного местоположения перехода и мероприятий по регулированию прохода паводка и защиты дорожных сооружений от размыва.

При трассировании место перехода следует выбирать в сужении долины, на ее прямолинейном участке. Здесь русло обычно более устойчиво и подходы более дешевы. Если русло имеет рукава, целесообразно выбрать самый крупный, с более устойчивым руслом, расчистить его в районе перехода и для регулирования потока предусмотреть устройство струенаправляющих дамб, удлиняя их До незатопляемых склонов долины.

Рис. 1. Варианты трассы при пересечении конуса выноса:
1 — переход на противоположный берег реки; II и Па — обход с верховой стороны близ вершины конуса выноса с устройством моста; III — пересечение конуса выемкой с тоннелем и пропуском потока по лотку над дорогой

Рис. 2. Селепровод

Пересечение значительного потока в зоне конуса выноса в том случае, когда конус имеет значительный уклон и неустойчивое русло, разветвляющееся по его склонам, может быть выполнено различными способами:
1. Обход конуса выноса по противоположному склону долины. При этом необходимо проектировать переход водотока основной долины. Кроме того, противоположный склон не всегда может быть устойчив и удобен для расположения дороги.
2. Обход конуса выноса с заходом в поперечную долину и устройством моста, пересекающего поток выше конуса выноса или в его начале, где возможно регулирование русла дамбами. В этом случае, возможно, потребуется подниматься на значительно более высокую отметку, чем на трассе по речной долине, а затем спускаться на нижнюю террасу долины. Если ущелье в этом месте окажется настолько узко, что разместить кривые требуемого радиуса на подходах будет невозможно, следует рассмотреть вариант расположения подходов и моста на одной кривой.
3. Проложение трассы в выемке под конусом выноса с устройством акведука или селепровода для пропуска воды над дорогой.

Если склоны бассейна стока крутые и их поверхность сложена из легко выветривающихся пород, не закрепленных растительностью, ливневые паводки смывают большое количество продуктов выветривания, превращаясь в грязе-каменные, так называемые селевые потоки, содержащие более 40% твердых частиц. После сильных ливней, обладая большой разрушительной силой, селевой поток уничтожает все препятствия на своем пути. Мосты через русла селевых потоков следует назначать выше конусов выноса, в узких участках русла потока, перекрывая их одним пролетом такой высоты, чтобы селевой поток мог беспрепятственно пройти под мостом.

Для уменьшения силы селевого потока необходимо сократить количество переносимых им продуктов выветривания. С этой целью проектируют сооружения, снижающие скорость течения воды, и предусматривают закрепление поверхности селевого бассейна посадками деревьев. Для снижения скорости воды по дну селе-носного лога устраивают поперечные стены из камня (барражи, сетки и пр.), позади которых откладываются каменные наносы. Дно лога становится ступенчатым, его продольный уклон уменьшается, следовательно, уменьшается и скорость движения селя. Выпадение из селя каменных наносов уменьшает его разрушительную силу.

Дорогу можно проложить выемкой в конусе выноса, а селевой поток пропустить по широкому лотку, расположенному по оси ущелья выше дороги. Борты лотка должны быть продолжены до начала конуса выноса, чтобы захватить весь поток сразу по выходе из ущелья. Продольный уклон лотка обычно делается равным 60—100%, чтобы в нем не было отложений твердых наносов.

На дорогах низших технических категорий периодически действующие водотоки с малым расходом иногда пропускают по лоткам, устроенным на проезжей части. Продольный профиль дороги в месте устройства лотка описывается по вогнутой кривой радиусом 60—150 м с расчетом обеспечить проезд автомобилей со скоростью 20—30 км/ч. Проезжей части придается односкатный профиль с уклоном 20%.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум