Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Пикетаж и измерение линии


Пикетаж и измерение линии

Вслед за вешением пикетажист производит промер трассы, разбивку пикетажа и зарисовку ситуации в пикетажном журнале. Пикетажист также устанавливает столбы для закрепления вершин углов и для высотных реперов, указывая их местоположение в пикетажном журнале.

Трассу промеряют стальной 20-метровой лентой с комплектом из шести шпилек. Через каждые 100 м отмечают пикет и около шпильки забивают точку в уровень с поверхностью земли. В 15—20 см впереди точки по ходу пикетажа забивают сторожок. На затеске, сделанной на сторожке, надписывают номер пикета, надпись должна быть обращена в сторону точки.

Для определения величины поправки Al обычно пользуются таблицами. Величину угла накло-на трассы угломерщик определяет по теодолиту и сообщает пикетажисту запиской. Величину поправки вычитают из длины линии.

При уклоне от 80 до 200% промер допускается вести частями ленты, натянутой горизонтально, а место установки шпильки определяют отвесом. При уклоне более 200%о на коротких расстояниях для промера разрешается использовать ватерпасовку.

Правильность промера контролируют двойным измерением, расхождение при этом должно быть не более 1:1000, а для базисов — 1:2000. В горной местности допускается расхождение до 1:500 длины измеренной линии. При контроле измерений нитяным дальномером расхождение допускается до 1:200.

На промежуточных переломах уклона поверхности земли, расположенных между пикетными точками, устанавливают дополнительные точки, называемые плюсами. На их сторожках надписывают расстояние от предыдущего пикета, округленное до целых метров.

Одновременно с промером пикетажист зарисовывает в пикетажный журнал ситуацию местности вдоль трассы. При этом трассу изображают вытянутой в одну прямую. Ситуация средней полосы на 25 м от оси в каждую сторону заносится по Данным промера рулеткой, а остальные подробности на полосе шириной 100 ж — по расстояниям, определенным на глаз. В журнал заносят все пикеты и плюсы, границы угодий: пашен, лугов.

Рис. 1. Вынос пикета на кривую

Рис. 2. Образец зарисовки ситуации в пикетажном журнале

Рядом в журнале записывают все элементы кривой. Переносить ленту до окончания зарисовки ситуации не разрешается. Пикетажист закрепляет на местности вершины углов столбами и зарисовывает в журнале их положение, привязку к ним вершин угла, а также положение высотных реперов.

Для лучшего закрепления трассы на длинных прямых по обе стороны через 1—2 км устанавливают столбы. В журнале отмечают расстояния между столбами и от столбов до трассы, а также подлежащий закреплению пикет или плюс.

В горной местности трассы в пикетажном журнале не спрямляют, а зарисовывают параллельно ее положению на местности.

Высотные реперы пикетажист устанавливает в местах, где при разбивке работ требуется точное определение высотной отметки, в частности, у переходов через водотоки, у глубоких выемок и высоких насыпей. Они представляют собой столбы с соответствующей обделкой верха, врытые на глубину, превышающую глубину промерзания. Высотные реперы временного типа устанавливают в равнинной местности через 2—3 км, а в горной — примерно через 1 км. Реперы постоянного типа устанавливают через 20— 30 км.

В горной местности высотным репером может служить выступ скалы, на котором краской отмечают место установки рейки.

В качестве высотных реперов могут быть использованы также цоколи фундаментов крупных зданий, массивные опоры постоянных мостов и т. д., в тех случаях, когда имеется уверенность, что процесс осадки их уже завершился. Реперы должны быть установлены на таком расстоянии от оси дороги, чтобы они не были повреждены при устройстве земляного полотна. В районах вечной мерзлоты репер осыпают щебнем для предупреждения выпучивания при промерзании грунтов. Реперы обозначают порядковыми номерами и надписывают на них год установки и наименование организации, производящей изыскания.

На косогорах с поперечным уклоном более 200% на каждом пикете и на плюсовых точках, в местах, где меняется крутизна косогора, разбивают поперечники. На сторожке стрелкой указывают, что он относится к поперечнику, и надписывают расстояние до крайних точек, забитых на поперечнике справа и слева от трассы. На поперечнике в местах, где меняется крутизна поперечного уклона, забивают промежуточные точки. Ширина поперечника должна быть достаточной для того, чтобы на вычерченном профиле в пределах съемки разместились все элементы земляного полотна и водоотвода (откосы, подпорные стены, банкеты, бермы, нагорные канавы и др.)- Поперечники разбивают перпендикулярно оси трассы.

Если трасса пролегает по существующей автомобильной дороге, пикетажист обязан зафиксировать:
— все установленные дорожные знаки — километровые, указательные, ограничительные и т. д. — и все имеющиеся ограждения с краткой характеристикой их состояния;
— границы отдельных типов существующей одежды, ее ширину, материал покрытия и основание;
— места расположения искусственных сооружений и их схемы с основными размерами, указанием материала и краткой характеристикой их состояния;
— все пересечения с автомобильными и железными дорогами, сооружения на пересечениях и съезды с дороги;
— существующие укрепления обочин и боковых канав с характеристикой их состояния;
— расположение водоотводных канав, дренажных устройств, смотровых колодцев, водопроводной, канализационной и других подземных сетей с указанием их материала и размеров;
— линии заборов и застроек в пределах населенных пунктов, ширину улиц, а также численность населения, общее количество домов, колодцев и т. д.;
— линии электропередачи, связи и другие с указанием количества проводов.

Рис. 3. Реперы

При проходе по существующим дорогам поперечники разбивают как минимум на каждом пикете, а также в местах изменения поперечного профиля и ширины проезжей части и земляного полотна, на переломах продольного профиля, в местах расположения труб и других искусственных сооружений, по осям . пересекаемых дорог.

В местах перехода через населенные пункты зарисовывают примыкания уличной сети, к дороге, замеряют ширину улиц, по которым прокладывается трасса, отмечают места въездов на территорию кварталов (во дворы отдельных землепользований).

В городах и поселках городского типа, на улицах с каменной одеждой поперечники разбивают через каждые 20 м и по осям поперечных улиц. Протяжение поперечников должно охватить все дорожные сооружения и дать материал для решения всех вопросов водоотвода и обеспечения условий безопасности движения.

Для выполнения работ пикетажист, кроме стальной ленты длиной 20 м (или тросика длиной 50 м), должен иметь рулетку для измерения расстояний при съемке ситуации и эккер для разбивки поперечников.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум