Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общественные здания

Планировочные требования к кинотеатрам


Планировочные требования к кинотеатрам

Состав и взаимосвязь помещений

Все помещения кинотеатра подразделяют на следующие комплексы и группы: помещения зрительского комплекса;. помещения демонстрационного комплекса — зрительный зал, помещения технологического обеспечения кинопоказа; административно-хозяйственные и производственные помещения; технические помещения.

Каждая из этих групп помещений получает развитие, соответствующее характеру и вместимости здания. Расчет площадей помещений приводится в нормах проектирования культурно-зрелищных учреждений ВСН 45-86. Взаиморасположение групп должно создавать простой и удобный график движения зрителей, оптимальные условия технологического процесса демонстрации фильмов и пожарную безопасность.

Помещения зрительского комплекса

неспециализированных кинотеатров включают: кассовый вестибюль с помещениями касс, входной вестибюль, фойе или распределительные кулуары, буфет с подсобными помещениями, курительную и санитарные узлы. В неспециализированных кинотеатрах для строительства в 1A, 1Б, 1Г климатических подрайонах допускается проектирование выходного вестибюля, гардероба, комнаты для переодевания и независимо от климатических подрайонов — комнаты игровых автоматов и детской комнаты.

Проектирование специализированных кинотеатров ведется по индивидуальным заданиям, в которых определяется состав помещении, отвечающий назначению кинотеатра и конкретным условиям места строительства.

Премьерный кинотеатр — это, как правило, крупнейший кинотеатр города с большим залом универсального назначения, возможно, и с малыми специализированными залами. В кинотеатрах этого типа помимо основного состава помещений зрительского комплекса рекомендуется предусматривать гостиную, аудиторию (просмотровый зал), выставочный зал. Рекомендуется устраивать вестибюль с гардеробом.

Досуговый кинотеатр проектируют с расчетом на посетителей, желающих не только посмотреть кинофильм, но и отдохнуть, потанцевать. Такой кинотеатр может иметь гардероб при вестибюле, развитые фойе и буфет или кооперироваться с кафе и танцзалом, иметь гостиную, бар, зимний сад, зал игровых автоматов. Этот тип кинотеатра может быть двухзальным, причем больший зал рекомендуется делать универсальным, а при эстраде проектировать артистические.

Студийный кинотеатр рассчитан не только на демонстрацию кинофильмов, но на работу по пропаганде киноискусства. Особенностью такого кинотеатра является развитый состав клубных помещений, включающий гостиную, аудиторию, выставочный зал.

Детский кинотеатр имеет развитый состав клубных помещений с расчетом на возраст посетителей. Здесь предусматривают зал игровых автоматов, помещение для настольных игр, выставочный зал, комнаты педагогов, возможно, зимний сад.

Кинотеатры с непрерывным кинопоказом — обычно это кинотеатры хроникально-документального фильма, предназначенные для зрителей, ограниченных временем (у вокзалов, в торговых центрах). В таких кинотеатрах допускается сокращенный состав помещений зрительского комплекса.

Вестибюль во всех типах кинотеатров состоит из двух частей — кассовый и входной вестибюли. Кассовый вестибюль имеет самостоятельный вход и должен быть связан через дверь с входным вестибюлем так, чтобы посетитель, купив билеты, мог в него пройти, не выходя, на улицу. Площадь кассового вестибюля определяется из расчета 0,07 м2 на одно место в зрительном зале. Количество кассовых кабин надо принимать из расчета одна кабина на 400 мест в зале при площади кабины 2,5 м2. Кроме того, необходимо предусмотреть кабину старшего кассира площадью 4 м2 и кабинет дежурного администратора площадью 6 м.



Рис. 1. Схема взаимосвязи помещений в здании кинотеатра


В малых кинотеатрах кассы могут располагаться во входном вестибюле. При этом кассы следует размещать в стороне от путей прохода в зал. Входной вестибюль является местом для постепенного накопления зрителей и кратковременного ожидания. Его площадь определяют из расчета 0,2 м2 на одно место в зрительном зале.

Из входного вестибюля, пройдя пост контроля билетов, зрители попадают в фойе или распределительные кулуары — помещения, в которых зрители накапливаются в ожидании начала сеанса. При фойе в стороне от входов в зрительный зал располагают курительные и санитарные узлы либо на уровне фойе, либо уровнем ниже.

Помещения фойе и кулуаров проектируют в зависимости от типа кинотеатра. В неспециализированных кинотеатрах площадь фойе определяют из расчета 0,4 м2 на место. В кинотеатрах с универсальными залами, где на площади фойе могут быть расположены эстрада и места для зрителей, площадь принимают 0,45 м2 на место, в детских кинотеатрах — 0,6 м2, кинотеатрах с непрерывным кинопоказом — 0,25 м2 на место (включая буфет).

Буфет с подсобными помещениями располагают смежно с фойе. Его площадь с подсобным помещением определяют из расчета 0,25 м2 на одно место в зрительном зале. Подсобная буфета, оборудованная мойкой, непосредственно связана со стойкой буфета (площадь подсобной — не менее 12 м2). При проектировании кинотеатров с универсальными залами и детских кинотеатров площадь буфета принимают 0,28 м2 на расчетное место.

Санитарные узлы проектируют из расчета соотношения мужчин и женщин 1:2. Количество приборов принимают из расчета: один умывальник на 100 человек; в мужских санузлах — один унитаз и два писсуара на 100 человек, в женских — один унитаз на 30 человек.

Помещения демонстрационного комплекса. В кинотеатрах демонстрационный комплекс включает зрительный зал и помещения технологического обеспечения кинопоказа, в кинотеатрах с универсальными залами, кроме того, эстраду и помещения ее технологического обеспечения.

Зрительный зал является основным помещением кинотеатра. Планировка и оборудование зрительного зала должны создавать условия для хорошей видимости со всех мест, нормальной акустики, удобного распределения зрителей по местам и быстрой их эвакуации. Этими основными задачами и определяются соотношения размеров зала, его форма и объем, размеры и расположение экрана, размещение мест и проходов между ними.

Размеры, форма и объем зала зависят в первую очередь от его вместимости. Площадь зала принимают из расчета 1,0 м2 на одного зрителя в кинотеатрах круглогодичного действия и 0,9 м2 — в кинотеатрах сезонного действия (площадь определяют в пределах ограждающих конструкций, включая эстраду).

Основой формообразования зала являются условия кинопроекции и требование расположения зрительских мест в зоне оптимальной видимости. Именно это определяет габариты зала (длину, ширину, высоту) и профиль его пола, размеры и размещение экрана, характер расположения мест.

Расчетную длину зала (Д3) — расстояние по оси зала от экрана до спинки сиденья последнего ряда — определяют по формуле Д3=1,2-\/М, где N- количество зрителей Для кинотеатров круглогодичного действия эта длина не должна превышать 45 м, для кинотеатров сезонного действия — 60 м.



Рис. 2. Схема для определения параметров зрительного зала, экрана, условий видимости и размещения мест в кинотеатрах


Исходя из значения длины зала, определяют необходимую в данном случае ширину рабочего поля экрана (LLI) (по хорде), которая в зависимости от типа экрана составляет определенную часть длины зала:
- для обычного экрана — 0,25, широкоформатного- 0,6, широкого — 0,43, ка-шетированного — 0,34.

Высоту экрана рассчитывают, исходя из соотношений высоты и ширины различных типов экранов, которые составляют: для обычного экрана — 1:1,37, широкоформатного- 1:2,2, широкого-1:2,35, каптированного — 1:1,66.

Размещение зрительских мест по отношению к экрану определяется условиями оптимальной видимости и диктуется нормативными расстояниями глаз зрителя от экрана, горизонтальными и вертикальными углами его обозрения.

Расстояние от экрана до спинки сиденья первого ряда лимитируется удобством обозрения экрана в вертикальной плоскости и зависит от типа экрана. Оно должно быть не менее 1,44 ширины обычного экрана, 0,84- широкого и 0,6- широкоформатного.

Из условий восприятия изображения на экране вертикальный угол, ограничивающий размещение зрительских мест в зоне оптимальной видимости, составляет 30° вверх и 20° вниз от оси экрана. В этой зоне следует располагать зрительские места, но при условии обеспечения зрителям беспрепятственной видимости экрана.

Боковые места зрительного зала следует размещать в пределах угла 90° с вершиной в центре экрана (или 45° от нормали к центру экрана).

Задней границей размещения зрительских мест является отрезок окружности с радиусом, равным длине зала минус расстояние от экрана до спинки первого ряда (Д-Г), и центром, лежащим на пересечении оси зала и спинки первого ряда.

Профиль пола зала строят, исходя из условий беспрепятственной видимости зрителями экрана, условий кинопроекции и восприятия изображения.

Важнейшим условием видимости является беспрепятственный обзор локоном, следует принимать не более 1,5 ее высоты.

верхности экрана с любого зрительского места. Для того чтобы впереди сидящие зрители не заслоняли экран, он должен просматриваться выше их голов. Для полного обзора изображения в любой точке экрана, а наиболее критической является нижняя его кромка, необходимо, чтобы луч, проведенный от глаз каждого зрителя к нижней кромке экрана, проходил на 14 см выше уровня глаз впереди сидящего зрителя. Такое превышение на 2 см выше среднего расстояния от уровня глаз человека до верха головы. Эту величину называют превышением луча зрения и обозначают буквой «с».

Для того чтобы достигнуть нужного превышения глаз зрителей каждого ряда, следует делать пол зала с уклоном, понижающимся к экрану. Найти линию уклона пола можно разными методами: графическим, графоаналитическим и аналитическим. Для построения необходимо задаться фокусной точкой, в которую направлены лучи зрения (для кинотеатра это нижняя кромка экрана по его оси), расстоянием от экрана до спинки первого ряда кресел (определяют по табл. 12.2), расстоянием между спинками кресел, высотой глаз сидящих зрителей (принимают равной 1,20 м от пола).

Для построения графическим методом по идеальной кривой находят фокусную точку, проводят вертикали спинок кресел рядов, откладывают по вертикали от пола первого ряда 1,34 м (1,20+0,14), соединяют полученную точку с фокусной и продолжают эту прямую до пересечения с вертикалью следующего ряда. Полученная точка означает уровень глаз зрителя этого ряда. Такое построение делают для каждого последующего ряда. От каждой точки, обозначающей уровень глаз сидящего зрителя, откладывают размер 1,20 м и таким образом получают необходимый уровень пола под каждым креслом. (рис. 3). При одинаковом для всех рядов превышении подъем пола образует криволинейную поверхность. Это влечет изменение с каждым рядом высоты подступенка, что создает неудобства при строительстве.

Если задаться равными высотами подступенков, изменится превышение луча зрения для всех рядов, кроме последнего, причем в большую сторону, что приведет к неоправданному завышению крутизны пола.



Рис. 3. Схема построения превышения зрительских мест из условий видимости в зрительном зале кинотеатра:
1 — нижняя кромка экрана; 2 — линия уровня глаз зрителей


Число отрезков следует принимать: для амфитеатров-не более четырех, для балконов-не более двух. Это позволяет приблизить профиль пола к идеальной кривой равных превышений.

В крупных кинотеатрах (вместимостью более 1000 зрителей) целесообразно устройство балкона, частично перекрывающего партер, что позволяет полнее использовать зону оптимальной видимости. Количество мест на балконе обычно составляет 25... 30% от общей вместимости зала. Зрительные залы с балконами иногда для большего композиционного единства и удобства загрузки и эвакуации устраивают так, чтобы боковые крылья балкона опускались до уровня партера.



Рис. 4. Построение профиля пола по отрезкам ломаной кривой


Зрительские места и проходы между ними. Зрительные залы кинотеатров следует, как правило, проектировать с учетом установки в них кресел с откидными сиденьями. В летних открытых кинотеатрах и клубах со зрительными залами вместимостью не более 300 мест допускается устанавливать стулья или скамьи со спинками. Расстояние между спинками кресел (глубину ряда) следует предусматривать не менее 0,9 м, а между спинками стульев и скамей-соответственно не менее 0,85 и 0,8 м. При строительстве в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах глубину ряда следует принимать не менее 1 м.

Ширину кресел (между осями подлокотников) принимают не менее 0,52 м, глубину-не более 0,45 м. Ширину стульев и скамей назначают не менее 0,45 м, глубину-соответственно 0,4 и 0,35 м.

Количество непрерывно установленных мест в ряду следует назначать: при одностороннем выходе из ряда- не более 26, при двустороннем- не более 50.

Размещение мест в зрительном зале и организация проходов для загрузки зала и выхода из него имеют значение для удобства зрителей и пожарной безопасности. Именно этими требованиями определяются максимально возможное количество непрерывно установленных мест в ряду, глубина ряда, ширина главных и второстепенных проходов.

Система размещения проходов в зале связана с расположением входов и выходов из зала и в значительной мере определяет удобства распределения зрителей по рядам, быстроту их эвакуации и экономичность построения зрительного зала. Устройство продольных проходов приводит к ушире-нию зала, поперечных-к его удлинению. Продольные проходы неизбежны, поперечных можно избежать. Продольные проходы рационально устраивать не в средней части зала, где можно расположить места, лучшие по условиям видимости, а с двух сторон у продольных стен зала.

Общая ширина проходов и выходов из зала определяется расчетом в зависимости от необходимого времени эвакуации людей из зрительных залов, принимаемого равным для залов объемом до 5 тыс. м3-2 мин, объемом до 10 тыс. м3-3 мин, объемом до 20 тыс. м3-3,5 мин, до 25 тыс. м3- 3,7 мин. Необходимое время эвакуации людей из залов сооружений III, Ша, 1116 и IV степеней огнестойкости уменьшается на 30%, а из сооружений V степени огнестойкости-на 50%.

Независимо от расчетов ширина дверных проемов в зрительном зале должна быть не менее 1,2 м и не более 2,4 м, ширина кулуаров-не менее 2,4 м. Ориентировочно нужное время эвакуации обеспечивается при ширине проходов и дверей 60 см на каждые 100 мест. Ширина каждого отдельного прохода должна быть не менее 1 м.

Эвакуацию зрителей следует организовать через равномерно расположенные выходы. Партер и балкон должны иметь каждый не менее двух самостоятельных выходов. В том случае, если на балконе размещается не более 50 человек, возможно устройство одного выхода. Входные двери в сумму эвакуационных дверей не включаются, так как эвакуация зрителей через фойе и кулуары, где находятся зрители, ожидающие следующего сеанса, не разрешается. Эвакуационные выходы из зала должны вести через тамбуры непосредственно наружу или через смежные с залом помещения, в которых при нормальных условиях эксплуатации возможно одновременное пребывание не более 50 человек и которые имеют непосредственный выход наружу. При проектировании кинотеатров сезонного действия без фойе вторым эвакуационным выходом из зала допускается считать вход в зрительный зал.

Уклон пола (пандуса) в зрительных залах допускается не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенка следует принимать не более 0,2 м.

Входы в зрительный зал удобнее устраивать со стороны, противоположной экрану, а выходы-со стороны экрана. Размещение входов со стороны экрана применяют сравнительно редко. При фронтальном расположении зрительного зала входы и выходы могут располагаться в продольных стенах зала.

Формы плана зала кинотеатра определяют с учетом всех вышеизложенных требований. Наиболее целесообразны формы, повторяющие очертания зоны зрительных мест-овальные, шестигранные и другие, аналогичные им. Однако наиболее распространенной является прямоугольная форма, как наиболее простая в конструктивном отношении. К сожалению, при такой форме большая площадь зала у экрана не используется, а лишний объем ухудшает условия акустики. Поэтому в прямоугольном зале с помощью перегородок следует исключить неиспользованное пространство.

Продольный профиль зала определяется в основном условиями видимости и акустики. Большое значение при этом имеет вместимость зала. При увеличении вместимости амфи-театральное построение зала ведет к увеличению его высоты и соответственно объема, что снижает акустические качества зала. Поэтому в залах большой вместимости целесообразно устраивать балконы.

Помещения технологического обеспечения кинопоказа (киноаппаратного комплекса) представляют собой следующий комплекс: проекционная, перемоточная, агрегатная охлаждения кинопроекторов, комната киномеханика, радиоузел, мастерская киномеханика, санитарный узел. Состав и площади помещений технологического обеспечения кинопоказа определяют в зависимости от принятого типа и числа кинопроекторов.

Количество кинопроекторов в проекционной зависит от типа кинотеатра: в кинотеатрах круглогодичного действия с широкоформатной кинопроекцией-4, в кинотеатрах круглогодичного действия вместимостью 200 мест и более-3, в кинотеатрах сезонного действия, клубах, залах с эпизодическим кинопоказом-2, при динамической проекции для постановочных целей в театрах и клубах и для 16-мм фильмов-1.

Основные помещения технологического обеспечения кинопоказа располагают на уровне одного этажа. Их размещение в здании связано с положением экрана и системой расположения зрительских мест.

Наилучшие условия для кинопроекции создаются в том случае, когда ось проекции среднего проектора совпадает с перпендикуляром к экрану, восставленным в его центре. Нормы допускают отклонение оптической оси кинопроектора от нормали к центру экрана в пределах не более 7° в горизонтальной плоскости (в театрах и клубах допускается не более 9 °); в вертикальной плоскости не более 8 при проекции сверху вниз и не более 3 при проекции снизу вверх.

Пучок лучей проекции должен проходить на высоте не менее 1,9 м от пола зала, поэтому киноаппаратную располагают обычно позади рядов партера или балкона на соответствующей высоте. Размеры кинопроекционной, размещение входов, проекционных окон определяются расстановкой оборудования.

При проектировании многозальных кинотеатров допускается объединять однородные помещения технологического обеспечения кинопоказа. При этом площади комнаты киномеханика, радиоузла, мастерской киномеханика и санитарного узла следует определять из расчета на один зал.

Помещения технологического обеспечения кинопоказа должны иметь внутреннюю связь. Выход из киноаппаратного комплекса должен быть непосредственно наружу или на лестничную клетку, связанную с выходом наружу. Он допустим также в фойе или вестибюль, но через тамбур или другое помещение, не связанное с пребыванием зрителей. Двери из помещений технологического обеспечения кинопоказа должны открываться наружу.

Административно-хозяйственные и производственные помещения включают: кабинет директора, кабинет дежурного администратора, кабины кассиров, комнату бухгалтерии, комнаты методиста и педагога, комнату отдыха персонала, хозяйственную кладовую, помещение для инвентаря, плакатную, столярную и слесарную мастерские, артистическую или комнату лектора и кладовую при эстраде, кладовую при фойе.



Рис. 5. Комплекс кинопроекционной:
а-нормативные габариты проекционной; б-пример планировки; 1-проекционная; 2-комната киномеханика; 3-перемоточная; 4-санитарный узел; 5, 6-тамбуры; 7-служебная лестница


Кабинет директора площадью 9 м2 размещают в удобной связи с вестибюлем. В кинотеатрах круглогодичного. действия проектируют комнаты бухгалтерии, методиста и отдыха персонала из расчета 0,12 м2 на одно место в зрительном зале. В детских кинотеатрах необходима комната педагога, площадь которой также 0,12 м2 на одно место в зале. Помещения хозяйственной кладовой, инвентарной, плакатной, столярная и слесарная мастерские принимаются из расчета 0,09 м2 на одно место в зрительном зале кинотеатров круглогодичного действия и 0,04 м2 на одно место в кинотеатрах сезонного действия. Артистические или комнату лектора при эстраде предусматривают в кинотеатрах с универсальными залами и принимают из расчета 0,07 м2 в кинотеатрах круглогодичного и 0,03 м2 на одно место в зале в кинотеатрах сезонного действия. Из такого же расчета принимают площадь кладовых при эстраде и при фойе.

Технические помещения кинотееат-ров могут иметь различный состав. Их перечень и площади зависят от характера и источника отопления, вентиляции, кондиционирования, пожаротушения и т. д. Заданием на проектирование, как правило, определяют технические условия инженерного оборудования зданий, а площади помещений задаются проектом.

Объем зданий кинотеатров лимитируется нормативными высотами его помещений. Высоту зала принимают по расчету в соответствии с вместимостью и типом экрана. Для обеспечения условий акустического комфорта в залах следует исходить из того, что на одно место в зале необходимо от 4 до 6 м3 воздуха. Высота кинопроекционной зависит от типа применяемых кинопроекторов и должна быть в чистоте не менее 2,6 м при обычном и широком экране и 2,9 м-при широкоформатном. Высота остальных помещений должна быть не менее 2,5 м от пола до низа выступающих конструкций.



Похожие статьи:
Конструктивные решения вспомогательных здании

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общественные здания

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум