Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Монтажные работы

Подготовительные монтажные работы


Подготовительные монтажные работы

К подготовительным работам относятся: разгрузка, приемка, сортировка, укрупнительная сборка (если это требуется по технологии монтажных работ) и подготовке элементов к установке. Эти работы могут выполняться как на специально выделенной площадке, так и в зоне строительства у мест монтажа.

В процессе установки элементов в проектное положение необходимо выполнять следующие работы: строповку элементов; подъем; установку и выверку с приведением в проектное положение; временное закрепление и расстроповку.

Складирование конструкций. Конструкции поступают с заводов-изготовителей на строительно-монтажную площадку или на склад конструкций. После выгрузки конструкции сортируются по маркам и укладываются в порядке очередности монтажа; производится осмотр, проверка их составления, выявление дефектов заводского изготовления и возникших при перевозке; нанесение необходимых рисок, устранение обнаруженных дефектов, восстановление маркировки.

В зависимости от объемов монтажных работ организуются центральные и приобъектные склады конструкций. Запас конструкций определяется по наиболее интенсивному периоду производства монтажных работ согласно календарному плану строительства.

К складу конструкций должен подходить железнодорожный путь и автодорога. Склады оборудуются кранами. Для центральных складов наиболее целесообразно применять козловые краны К-505, К-405, К-305, обеспечивающие равномерную загрузку складских помещений и выгодное использование путей (рис. IX.1).

При складировании конструкций необходимо выполнять требования: – необходимо произвести планировку грунта в местах складирования, организовать стоки воды; – элементы необходимо укладывать на подкладки с уклоном для стока воды; – в многоярусных штабелях между элементами должны быть уложены прокладки по одной вертикали с подкладками.

Расстояние между прокладками по горизонтали принимается таким, чтобы исключалось образование в конструкциях остаточного прогиба, перенапряжения материала и трещин;
подкладки под сборными железобетонными конструкциями следует располагать в местах, предусмотренных в рабочих чертежах и намеченных на элементах при их изготовлении;
фермы, балки и стеновые панели следует хранить в вертикальном положении в специальных кассетах;
сборные железобетонные конструкции надо укладывать так, чтобы строповочные петли были обращены кверху.

Сборные железобетонные колонны укладывают плашмя — в штабеля параллельными рядами или на ребро — в кассеты;
балки и фермы покрытий — в вертикальном положении в кассеты, ригели и лестничные марши — в штабеля;
стеновые панели — в вертикальном положении в специальные кассеты (рис. 9.2),

Рис. 9.1. Схема склада конструкций, оборудованного козловым краном
1 — козлозой кран; 2 — железнодорожные пути; 3 — путь козлового крана; 4 — площадка для складирования

Рис. 9.2. Складирование железобетонных конструкций
а — колонны штабелем; б — колонны в положении на ребро; в — балки покрытия в вертикальном положении; г —кассеты для балок

Подготовка сборных элементов к монтажу. Конструкции перед подъемом должны быть полностью подготовлены к установке. До подъема необходимо выполнить все работы, которые трудно производить на высоте, устранить все обнаруженные дефекты.

На складе следует также нанести на конструкции все риски, необходимые для установки; риски осей элементов, мест строповки, центра тяжести и т. п. Риски наносятся масляной краской и прочерчиваются или про-керниваются. Оси размечаются у мест примыкания монтируемых конструкций к ранее установленным.

При изготовлении железобетонных конструкций, подлежащих укрупнительной сборке, риски наносятся на заводе-изготовителе. При общих сборках стальных кон-; струкций ставятся фиксаторы, лишь иногда наносятся риски.

Очистка конструкций от ржавчины, грязи и наледи является необходимой операцией перед монтажом. Особенно тщательно очищаются места примыкания конструкций, без чего нельзя получить высокое качество сборки, сварки и замоноличивания.

Укрупнительная сборка конструкций, Значительная часть конструктивных элементов поступает с завода-изготовителя отдельными частями, поэтому с целью повышения индустриализации строительства применяется укрупнительная сборка элементов конструкций на монтажной площадке. В большинстве случаев частями поступают стальные и железобетонные фермы пролетем 24 и 30 м; тяжелые колонны и негабаритные листов-ые конструкции. Частями, как правило, доставляются элементы стальных конструкций, длина которых превышает длину четырехосной железнодорожной платформы (13,77 м) или полувагоны (12 м), и тяжелые элементы, масса которых превышает грузоподъемность платформы. Увеличение массы монтажных элементов позволяет полнее использовать грузоподъемность монтажных механизмов.

Выверка отдельных элементов, сварка и замоноли-чивание стыков на земле позволяют повысить качество, снизить трудозатраты за счет исключения ряда вспомогательных работ (устройство лесов, подмостей, подъема материалов).

В зависимости от объемов работ укрупнительная сборка может выполняться на складе конструкций и непосредственно у места монтажа (согласно проекту производства работ). При больших объемах работ целесообразно вести укрупнительную сборку на специальной площадке на складе конструкций или в районе монтируемого объекта. При малых объемах — под монтажным краном. Укрупнение железобетонных ферм производят в вертикальном положении в кассетах. Конструкция стыков соответствует этому положению сборки. Стальные фермы покрытий целесообразно укрупнять в вертикальном положении на специальных стендах, оборудованных устройствами для выверки сборочных элементов и устойчивого их закрепления.

Приспособления для монтажа строительных конструкций (захватные приспособления). Правильный выбор захватных приспособлений влияет на производительность труда на монтажных работах, точность монтажа элементов и на безопасность работ. Для крепления конструкций к крюку подъемного крана применяются стропы из стального каната или специальные захваты.

Строповкой называются работы по закреплению конструкций к крюку крана для подъема; расстро-п о в к о й — работы по освобождению конструкций от крюка крана. Стропы к конструкциям крепят за монтажные петли или проушины, а если их нет, то стропы увязывают вокруг конструкции или применяют специальные захваты.

Строповка или захват элементов должны вестись в соответствии с указаниями технологических карт проекта производства монтажных работ, в которых показаны места строповки, расположение центра тяжести элемента, способ захвата, конструкция стропа, а также диаметр стропа, определенный расчетом.

Строповка конструкций должна производиться таким образом, чтобы при подъеме они находились в положении, близком к проектному: вертикальных элементов — в вертикальном положении, горизонтальных элементов — в горизонтальном; при монтаже элементов, проектное положение которых является наклонным (раскосов, лестничных маршей и т. п.), строповка производится двумя стропами разной длины.

Рис. 9.3. Схемы строповки конструкций
а — двухветвевым стропом; б —траверсой в двух точках; в —траверсой в трех точках с двумя уравнительными роликами; г — траверсой в четырех точках; а — трехветвевым стропом; е — траверсой в четырех точках; ж — двумя поперечными траверсами в четырех точках; з — подъем вертикального элемента; и — подъем наклонного элемента; 1 —центр тяжести груза; 2 —траверса; 3— ролик; 4 — строп; а —угол между стропом и вертикалью

Рис. 9.4. Стропы
a — универсальный; б — облегченный с петлей или крюком; в — четырехветвевой

Рис. 9.5. Захват с дистанционным (электромагнитным) управлением:
1— ручка для выдвижения штыря; 2 — рычаг; 3 — корпус; 4 — электромагнит; 5 — ввод для электрокабеля; 6 — ось для подвески стропа; 7 —выдвижной штырь для подвески стропа (сплошной линией показано выдвинутое положение штыря, пунктирной —вдвинутое); 8 — пружина; 9 — неподвижный штырь для подвески стропа

Для устойчивого равновесия конструкции в подвешенном состоянии необходимо, чтобы точки подвеса были расположены выше центра ее тяжести.

Применяют стропы универсальные, облегченные, многоветвевые.

Отрезок каната, которым обвязывают груз (концы каната закрепляют зажимами или узлами) и крепят к крюку (или петле) грузоподъемного устройства, называют простым стропом. Облегченный строп состоит из отрезка каната, концы которого заплетены в коуши, а к коушам крепятся крюки или петли. Мнотоветвевой строп состоит из двух, трех и более облегченных стропов, закрепленных к петле.

Широкое распространение получили универсальные уравновешивающиеся балансирные стропы в виде замкнутого кольца, в котором концы каната соединяют заплеткой (переплетением прядей) или сжимами. Увязку стропа в большинстве случаев производят так: петлей стропа огибают поднимаемый элемент, после чего один ее конец продевают через второй и строп под весом конструкции плотно затягивается вокруг нее и не сдвигается во время подъема.

Недостатком универсального стропа является образование в нем остаточных деформаций от перегибов, способствующих быстрому изнашиванию. При строповке в обхват на острые углы конструкций под стропом устанавливаются подкладки, чтобы исключить перетирание каната.

В связи с тем, что канат простого стропа не перегибается вокруг монтируемой конструкции, надежность его больше, чем универсального стропа.

Согласно действующим правилам, коэффициент запаса прочности канатных стропов должен быть не менее 6.

Коэффициентом запаса прочности называется отношение расчетного разрывного усилия каната (по сертификату) к нагрузке на строп.

На монтажных работах целесообразно применять стропы и захваты, снятие которых с конструкции производится на расстоянии — из кабины крана, с земли или подмостей. После расстроповки конструкций стропы и захваты с дистанционным управлением (рис. IX.5) остаются подвешенными к крюку крана.

Рабочие, выполняющие строповку конструкций (стропальщики), должны пройти специальное обучение и быть аттестованы комиссией с выдачей им на руки удостоверения о допуске к работе.

Траверсы применяют при подъеме одним крюком объемных или длинномерных конструкций за две или более точки. Траверсы представляют собой балочную или решетчатую конструкцию, в средней части подвешиваемую к крюку подъемного механизма; к имеющимся на концах траверсы гибким стропам (облегченным универсальным) крепят поднимаемую конструкцию. Решетчатые траверсы обычно имеют вид равнобедренного треугольника.

Рис. 9.6. Строповка подкрановой балки
а — захватами в виде скобы; б —клещевыми захватами; 1 — балка; 2 — траверса; 3 – скоба; 4 — клещевой захват; 5 —зажимной винт; 6 – запорный
штырь

В зависимости от поднимаемых элементов траверсы могут быть оборудованы инвентарным сменным оборудованием — стропами, клещевыми захватами для подъема двутавров, кантователями для подъема колонн и т. п.

Выбор монтажных кранов производится сопоставлением технико-экономических вариантов и определяется их геометрическими и грузовыми параметрами, массой подлежащих монтажу конструкций, размерами сооружения и стоимостью машино-смены крана.

Грузоподъемность крана определяется по массе наиболее тяжелого элемента сооружения. При этом следует учитывать также возможную высоту подъема крюка. Она складывается из высоты установки элемента расстояний от его низа до точки строповки, длины стропов и зазора между отметкой установки и низом элемента, равной 0,5 м.

Место строповки определяется из условия устойчивости элемента при подъеме и должно быть на 0,5—1 м выше его центра тяжести. Если монтируемые конструкции должны при установке занимать вертикальное положение, строповка их проводится за верх или в обхват с двух сторон элемента стропами, закрепленными на траверсе. Расстояние от края поднимаемого элемента до грани стрелы при этом должно быть не меньше 0,5 м.

Для установки всех элементов сооружения обычно применяется один монтажный кран. При большом объеме работ может оказаться экономичным монтаж тяжелых колонн более мощным краном, а элементов покрытия — краном меньшей грузоподъемности, но с большей высотой подъема (при легком покрытии) или тем же краном с удлиненной стрелой.

Учитывая, что для перевода крана с одной площадки на другую его необходимо разобрать, а установка его на новом месте занимает длительное время, то в большинстве случаев рациональнее применять мобильные краны. К таким кранам относятся гусеничные краны типов СКГ и МКГ и башенные краны небольшой грузоподъемности.

Выбор того или другого грузоподъемного механизма производится по сопоставлению экономических показателей производительности и стоимости эксплуатации.

Одноэтажные промышленные здания, как правило, технологичнее монтировать стреловыми кранами на гусеничном или пневмоколесном ходу. При необходимости стандартные стрелы таких кранов оборудуют гуськами или горизонтальными дополнительными стрелами, увеличивающими вылет крюка.
Жилые, гражданские и многоэтажные промышленные здания целесообразно монтировать башенными кранами на рельсовом ходу, а многоэтажные каркасные здания башенного типа — при помощи самоходных стреловых кранов или приставных стационарных кранов с телескопической башней и горизонтальной стрелой. В ряде случаев для монтажа высоких каркасных зданий применяют самоподъемные краны.

Монтаж зданий из объемных элементов производят при помощи башенных, стреловых или специальных козловых кранов.

Для монтажа тяжелых конструкций значительной высоты (мартеновские цехи, здания ТЭЦ, доменные цехи и др.) применяют специальные башенные краны грузоподъемностью до 75 т. При выборе монтажных кранов необходимо учитывать соответствие его параметров монтажным характеристикам строящегося объекта.

Параметрами называются технические данные, характеризующие краны при выборе типа крана и схемы механизации монтажных работ. К числу таких данных относятся: – грузоподъемность—наибольшая масса груза, которая может быть поднята краном при условии сохранения устойчивости и прочности его конструкции; – длина стрелы — расстояние между центром оси пяты стрелы и оси обоймы грузового полиспаста; – вылет крюка — расстояние между вертикальной осью вращения поворотной платформы крана и верти-кальной осью, проходящей через центр обоймы грузового крюка. При определении вылета крюка расстояние принимают от наиболее выступающей части крана; – колея — расстояние между центрами передних или задних колес пневмоколесных кранов или ширина гусеничного хода; – база — расстояние между осями передних и задних колес пневмоколесных кранов. Для технической характеристики гусеничных кранов указывают длину гусеничного хода;
радиус поворота хвостовой части поворотной платформы башенных кранов — расстояние между осью вращения крана и наиболее удаленной от нее точки платформы или противовеса;
высота подъема крюка— расстояние от уровня стоянки крана до центра крюка в его верхнем положении; – скорость подъема или опускания груза; – скорость передвижения крана; – скорость вращения поворотной платформы; – производительность — количество груза, перемещаемого и монтируемого краном в единицу времени. Производительность монтажного крана может также измеряться циклами, совершаемыми в единицу времени.

Рис. 9.7. Схема для определения

Рис. 9.8. Схема для определения параметров башенного крана

Выбор требуемых параметров самоходных стреловых кранов (с наклонно расположенной стрелой) производят в следующей последовательности: определяют минимально необходимое расстояние от уровня стоянки крана до верха оголовка стрелы, затем вычисляют минимально необходимый вылет крюка крана (для самого невыгодного расположения на здании сборного элемента) и требуемую длину стрелы.

Монтажная мачта оснащена полиспастом, прикрепленным к ее оголовку. Сбегающая нитка полиспаста направлена к низу мачты и далее через отводной ролик (блок), прикрепленный к пяте мачты,— к лебедке. Трубчатые мачты изготовляют из труб диаметром до 426 мм. Решетчатые мачты имеют большей частью квадратное сечение из прокатных профилей. Высоту мачты, форму и размеры поперечного сечения, конструкцию опорной части и оголовка, число и диаметр расчалок, конструкцию полиспаста и т. п. назначают в проекте производства работ.

Монтажные стрелы позволяют вести монтаж в стесненных условиях, монтировать конструкции способом поворота со скольжением, способом поворота с вертикальным подъемом и сложным перемещением. Монтажные стрелы обычно прикрепляют к смонтированным конструкциям.

Шевры могут быть стационарные и передвижные, по сравнению с мачтами они более устойчивы в плоскости конструкций и для их раскрепления требуется меньшее количество вант.

Байтовые мачтово-стреловые краны представляют собой металлическую мачтовую конструкцию с прикрепленным к ней одной или несколькими стрелами, оснащенными грузовыми и стреловыми полиспастами.





Похожие статьи:
Техника безопасности и охрана труда на монтаже

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Монтажные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум