Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Подпорные стенки


Подпорные стенки

Подпорные стенки—это инженерные сооружения, которые предохраняют от обвалов земляную или другую массу при больших откосах. Их возводят в транспортном, промышленном, гражданском и гидротехническом строительстве.

Рис. 1. Примеры решения эстакадных трубопроводе

Виды подпорных стенок.

Подпорные стенки классифицируют по следующим признакам:
— назначению: поддерживающие насыпи, ограждающие выемки, гидроукрепительные и др.;
— высоте: низкие (до Юм), средние (от 10 до 20 м) и высокие (свыше 20 м);
— профилю: вертикальные, наклонные, вогнутые с различной конфигурацией в плане и др.
— конструкции: массивные, тонкостенные (угловые плиты с контрфорсами или без них, арочные и т. п.), твердые или гибкие (шпунтовые) ;
— материалу: каменные, бетонные, железобетонные, деревянные, металлические, комбинированные;
— способу выполнения: монолитные или сборные из отдельных элементов.

Технические особенности. Высота подпорных стенок определяется в каждом конкретном случае. При большой высоте подпорная стенка может расчленяться на несколько составных полос путем террасирования. Профиль и размеры их определяют расчетным путем в соответствии с видом земляной массы (песок, глина), допускаемой деформацией, назначением сооружения и др. Трасса подпорной стенки подчиняется трассе автомобильной или железной дороги. Желательно разработать несколько вариантов со сравнительными технико-экономическими характеристиками.

Подпорные стенки массивной конструкции обеспечивают устойчивость за счет своей собственной массы, а при стенках более эффективной конструкции частично используется масса земляной насыпи. Контрфорсы предусматриваются, как правило, с наружной стороны. Нежелательно, чтобы на призму от естественного откоса передавались постоянные или временные нагрузки (от зданий, транспортных средств, ударов). Необходимо располагать под стеной дренажные устройства, которые отводили бы грунтовые воды; для атмосферных вод устраивают дренажные отверстия в стенках с дренажной засыпкой перед ними. Таким путем можно избежать загрязнения стенок и разрушительного действия на них воды. По верхнему краю наиболее крутых отвесных стенок укладывается укрепляющая бортовая балка минимальных размеров {20×15 см). В подпорных стенках для уменьшения неравномерности нагрузки делается уширение книзу, обычно с фасадной стороны (с уклоном или выступами). Деформационные швы при железобетонных стенках устраиваются через 25 м, а при бетонных — через 10 м. С учетом принятого материала выполняют гидроизоляцию со стороны земляной засыпки.

Рис. 2. Конструктивные схемы подпорных стен

Архитектура и ландшафт. Вертикальные подпорные стенки выглядят тяжелыми и действуют угнетающе на наблюдателя, который их воспринимает снизу. Они с трудом вписываются в природный ландшафт. Поэтому если позволяют условия, подпорную стенку делают с уклоном. Угол наклона вычисляют исходя из конкретных технических условий. Наиболее соответствует ландшафту угол, близкий по возможности геоморфологии рельефа.

Высота — параметр, который влияет на эстетическое восприятие. Высокие стенки с постоянным уклоном и при большой длине производят отрицательное впечатление, особенно, если они вертикальные. В таких случаях рекомендуется их расчленять уступами по высоте (террасами) или вдоль трассы. Хорошее впечатление достигается при использовании объемных конструкций. Они создают большую функциональную пластичность и сокращают абсолютную высоту стенок.

Длина трассы усиливает впечатление от стенки. Надо стремиться к тому, чтобы трасса не была линейной, а раскрывалась постепенно, внося разнообразие в окружение.

Форма должна быть производной в зависимости от принятой конструкции с минимальной дополнительной архитектурной обработкой. Предпочитается ритмичное членение, а не элементарное метрическое. Характер обработки и форма элементов (ребер, контрфорсов, арок облегченного типа и др.) должны вписываться в окружающую морфологическую характеристику; стенки должны быть наклонными — в природном ландшафте, вертикальными или ступенчатыми — в населенных пунктах. Верхний край не должен быть тяжелым и подчеркнутым.

Материал, принятый для сооружения, должен быть, по возможности, структурным, тектонически связанным с конструкцией. Не рекомендуется облицовка бетона другим материалом. Ввиду неоднородности бетона и облицовки, а также их разных свойств через некоторое время проявляются дефекты. Лицевую поверхность бетона необходимо обрабатывать, чтобы придать «сырому бетону» эстетические качества. Очень редко, только с учетом особых архитектурных соображений и высоких требований к ландшафту, можно допустить облицовку камнем, если сооружать целиком каменную стенку технически и экономически невыгодно. При равнозначной технико-экономической характеристике для открытого ландшафта предпочтительны каменные подпорные стенки. Стенки, выложенные из местного камня, лучше обеспечивают «слияние» сооружения с окружающей средой; эта особенность должна стать ведущим архитектурным принципом.

Нужно иметь в виду, что подпорные стенки активно участвуют в оформлении пейзажа и панорамы — около дорог, больших общественных или промышленных объектов, при гидротехнических сооружениях и др. Иногда они имеют большую, тяжелую массу, которая привлекает внимание, в сущности являясь интегральной частью рельефа, в который они «вросли». Поэтому лишь в редких случаях следует их подчеркивать. Наоборот, решение будет оптимальным, если эти сооружения остаются незаметными в ландшафте, а при детальном рассмотрении вызывают чувство гармонии между функцией, конструкцией и пластическими средствами. Вот почему при выборе окончательного варианта вместе с факторами «экономики» и «функционального назначения» должен участвовать и фактор «красоты».





Похожие статьи:
Требования к содержанию интерьера

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум