Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Полевые работы на изысканиях для реконструкции дорог


Полевые работы на изысканиях для реконструкции дорог

Полевые работы на изысканиях для реконструкции приходится выполнять без перерыва движения по дороге.

Большую помощь в получении материалов для разработки проектов реконструкции автомобильных дорог может оказать широкое использование аэрометодов.

Аэрометоды при современном их развитии дают возможность оценить по крупномасштабным снимкам существующую дорогу и гидрологические условия прилегающей к ней полосы местности.

Специальное дешифрование позволяет с большей, чем при наземных работах, детальностью оценить состояние земляного полотна, резервов и сооружений системы водоотвода, точно установить площади деформированных участков дорожных покрытий.

Исследования проф. В. И. Федорова доказали, что по стерео-моделям местности на основе аэроснимков в масштабах 1 : 3000 — 1 : 1000 с помощью фотограмметрических измерений можно установить величины рабочих отметок с погрешностями 5—10 см, продольные уклоны с точностью ±0,001, радиусы кривых в плане и продольном профиле с погрешностями в пределах 0,5—1%, размеры деформаций земляного полотна и дорожных покрытий с погрешностью не более 3 см.

В сочетании с использованием при проектировании имеющейся у дорожно-эксплуатационной службы технической документации материалы аэрофотосъемки дают возможность значительно сократить полевую часть проектирования.

Для лучшей привязки аэроснимков перед проведением съемки целесообразно предварительно нанести на покрытии у километровых знаков и других ориентиров, пикетаж которых точно известен, марки, резко отличающиеся по цвету от покрытия или грунта обочины и хорошо заметные на аэроснимках.

На дорогах с высокой интенсивностью движения для изыскательских работ следует избирать часы спада движения. Число сотрудников, находящихся непосредственно на дороге, должно быть минимально необходимым.

Все они должны быть одеты в хорошо видимые издалека ярко-оранжевые куртки или жилеты, обязательные для дорожных рабочих.

Перед началом любых работ на полотне дороги с обеих сторон от места их производства устанавливают на расстоянии 50 м предупреждающие знаки «Дорожные работы» и переносные барьеры, перекрывающие полосу, на которой будут выполняться работы. За движением организуют непрерывное наблюдение в целях своевременного оповещения сотрудников об опасности.

Для этой цели выделяют дежурного, который должен находиться в таком месте, чтобы видеть дорогу с обеих сторон от места работ.

Все необходимые приборы и оборудование для работ по возможности располагают за пределами дорожного полотна. Автомобили, перевозящие людей и оборудование, ставят на обочине, а при наличии съездов и полевого пути на обрезе за канавой.

Полевые работы при изыскании для составления проекта реконструкции начинают с восстановления трассы существующей дороги.

На участках, где дорога после реконструкции будет совпадать с существующей дорогой, вначале определяют положение оси дороги, выставляя вехи посередине проезжей части и выравнивая их затем по теодолиту в прямую линию. По пересечениям тангенсов смежных кривых находят положение вершин углов поворота. Промер линии и разбивку пикетажа ведут по правой бровке дороги по ходу километража, указывая на сторожках и в пикетажном журнале расстояние от сторожка до оси дороги. В горах вместо сторожков можно делать надписи краской на выходах скальных пород.

Рис. 1. Схема для определения радиусов кривых в плане

Для закрепления трассы используют преимущественно постоянные предметы на придорожной полосе — устои мостов, оголовки труб, дорожные знаки и т. д. Промежуточные точки на проезжей части отмечают в зависимости от типа покрытия краской или забиваемыми в одном уровне с покрытием металлическими штырями.

При наличии переходных кривых формулы осложняются необходимостью учитывать величину сдвижки основной кривой. Конец переходной кривой можно найти, измеряя стрелки и хорды оси дороги.

Начало переходной кривой оценивают по отклонению оси дороги от прямой. При нивелировании инструмент ставят на обочине. За основу для нивелирования принимают связующие точки, забиваемые пикетажистом на бровке земляного полотна. На сторожках и в пикетажном журнале с точностью до 0,1 м указывают расстояние до оси дороги. Необходимые для построения продольного профиля отметки оси дороги на пикетах и другие характерные точки невелировщик снимает как промежуточные.

Должны быть найдены отметки всех переломных точек продольного профиля, настилов мостов (не менее чем в трех точках), примыканий дорог, оголовков и лотков входных и выходных отверстий труб. На переломах продольного профиля, смягченных вертикальными кривыми, для определения радиуса этих кривых нивелируют отметки оси дороги через 20—50 м в зависимости от длины кривой и плавности продольного профиля, чтобы, построив продольный профиль, найти величину радиуса расчетом или подбором при помощи шаблонов. Требования к точности геодезических работ при изысканиях для реконструкции те лее, что и при изысканиях новых дорог.

Следует считать необходимым, хотя это еще и не зафиксировано в нормативных документах, проверять видимость для условий движения по дороге в двух направлениях с положения траектории движения водителя (1,5—1,7 м от кромки проезжей части и высота 1,2 м над покрытием).

Для проверки обеспечения видимости можно использовать различные геодезические приборы (теодолиты, а также дальномер и дальномерные насадки различных типов). Особенно удобны для этой цели безреечные дальномеры двойного изображения. Последовательно устанавливая инструмент в точках, расположенных через 50—100 м, наблюдатель определяет фактически расстояния видимости. Инструмент наводят на высокую визирку с ярко окрашенной планкой, расположенной на уровне, принимаемом при расчетах видимости встречных автомобилей.

Рейку устанавливает по сигналам наблюдателя несущий ее рабочий. Необходимую величину срезки для обеспечения видимости проще всего определять обычным методом графических построений.

Большое значение имеет съемка поперечников существующего земляного полотна. Поперечники должны охватывать полосу, достаточную для проектирования уширения земляного полотна и системы водотвода, а также размещения велосипедных и пешеходных дорожек. Для этого поперечники должны охватывать всю полосу отвода, не менее чем по 20 м в каждую сторону от оси дороги. В населенных пунктах поперечные профили снимают до застройки, при расположении дороги вдоль горного водотока — до уреза воды с фиксированием сохранившихся на местности следов горизонта высоких вод. В горной и холмистой местности, на кривых длина поперечника с внутренней стороны кривых должна быть достаточна для проектирования срезки видимости.

Поперечники дорог снимают, как правило, на каждом пикете, в местах перехода из выемок в насыпи, в переломных точках рельефа местности, на подходах к малым искусственным сооружениям, по осям съездов и пересечений в одном уровне. На кривых с малыми углами поворотов поперечники снимают только в середине, по биссектрисе, при больших углах — также в начале и конце кривой. При однообразии рельефа местности число поперечников может быть уменьшено, но не менее чем до пяти на километр. При съемке поперечников достаточна точность измерения расстояний до 0,1 м.

Для характеристики поперечных уклонов существующих покрытий ведется нивелирование поперечников проезжей части не реже чем через 100 м. В пределах поперечника должно быть взято не менее трех точек на щебеночных и гравийных покрытиях и пяти точек на покрытиях усовершенствованных. Так как кромки покрытий могут быть деформированы, а на дорогах с плохо организованным содержанием занесены грязью, крайние точки для нивелирования назначают в 0,6—0,8 м от кромки. При параболическом поперечном профиле покрытий для характеристики его средней части нужно пронивелировать дополнительные точки в 0,8—1,0 м от оси. Поскольку съемка поперечного профиля необходима для правильного определения объемов работ по выравниванию поперечного профиля на участках утолщения, в местах, где существующая одежда будет оставлена в теле подсыпаемого земляного полотна или будет разобрана, точное определение поперечного профиля проезжей части излишне.

Большое значение имеет обследование системы водоотвода. Необходимо установить, соответствует ли она притоку воды к дороге и справляется ли с ее своевременным отводом. Нужно выявить места застоев воды или размывов канав и русел, достаточность предельного уклона канав и дна резервов, наличие укреплений канав и русел, проверить, не заилены ли существующие Дренажные и водопоглощающие устройства. Должны быть выявлены причины образования заболоченных участков около земляного полотна и рассмотрены возможные пути их устранения.

В случаях когда возникают сомнения в правильности назначения отверстий существующих мостов и труб, собирают все данные, необходимые для проведения контрольных расчетов притока воды к малым искусственным сооружениям. Для грунтовых и гидрогеологических обследований земляного полотна на обочинах закладывают шурфы и буровые скважины. При необходимости уточнения границ распространения разных грунтов отрывают мелкие шурфы.

В равнинном рельефе при однородных грунтовых напластованиях на 1 км дороги закладывают одну-две буровые скважины глубиной до 2 м.

Необходимо внимательно изучить грунты оснований насыпей на пересечениях болот. Насыпь существующей дороги, возведенная из привозного грунта может находиться на торфяном основании во взвешенном состоянии и при досыпке и уширении возможна ее дополнительная осадка. Поскольку ширина полосы отвода ограничена и трудно получить необходимый для реконструкции земляного полотна грунт из резервов, необходимо при изысканиях выявить возможные места закладки грунтовых карьеров и отвалов излишка грунта из уширяемых выемок.

Самостоятельным разделом изысканий для реконструкции является обследование полосы отвода. Нужно установить фактически оформленную полосу отвода и выяснить возможность доведения ее ширины до соответствующей перспективной категории реконструируемой дороги. Должны быть исследованы примыкающие полевые дороги и составлена или получена в местных дорожных и сельскохозяйственных организациях схема их сети, чтобы можно было разработать обоснованный проект размещения примыканий, устраняющий малоиспользуемые и случайно возникшие съезды. Необходимо выявить все предметы на придорожной полосе, ограничивающие видимость или препятствующие уширению дороги.





Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум