Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы проектирования зданий

Понятие о проектировании генерального плана промышленного предприятия


Понятие о проектировании генерального плана промышленного предприятия

Генеральным планом промышленного предприятия называется проект расположения всех зданий, сооружений и сетей, обеспечивающих эффективную производственную деятельность будущего предприятия при наилучшем использовании в его работе всех местных условий.

Генеральный план проектируется на базе обширный исходных данных, среди которых основными являются следующие:
1) состав проектируемого завода;
2) схема производства;
3) габариты отдельных зданий и сооружений;
4) грузооборот предприятия;
5) состав работающих;
6) данные, характеризующие площадку, выбранную для строительства (ситуационный план, план площадки с горизонталями, геологические изыскания).

Рис. 1. Пример свободной планировки бытовых помещений
1 — шкафы для уличной и домашней одежды; 2 — шкафы для рабочей одежды; 3 — цех

Схема производства определяет функциональную связь между всеми зданиями и сооружениями предприятия и вследствие этого диктует их расположение на площадке строительства.

Поскольку в настоящей главе рассматриваются в основном вопросы проектирования производственных зданий машиностроительных заводов, на рис. 95 показана схема производства завода среднего машиностроения, например, автомобильного завода с полным производственным циклом. На этой схеме дана группировка цехов и обслуживающих зданий, показывающая существующую между ними связь и последовательность технологического процесса.

Генеральные планы промышленных предприятий проектируются на основе СНиП, Основных положений, составленных Институтом градостроительства и районной планировки, и Указаний по строительному проектированию.

Зонирование территории завода

Компоновка генерального плана начинается с зонирования его территории; так называется объединение цехов одного назначения в отдельные комплексы для создания требующихся для них специфических условий. Поскольку каждый комплекс располагается в самостоятельной зоне, это мероприятие получило название «зонирование территории».

На машиностроительных заводах определились следующие зоны: зона заготовительных, зона обрабатывающих, зона подсобных, зона деревообрабатывающих цехов, зона теплоэнергетических сооружений, складская зона и предзаводская площадь.

Территория зонируется в зависимости от грузоемкости производства, его трудоемкости, определяемой численностью рабочих, вредностей, выделяемых цехами, и их пожарной опасности.

Деятельность всякого предприятия связана с непрерывным перемещением грузов и людей. При разработке генерального плана должны быть найдены кратчайшие пути перевозки грузов, притом без обратных и встречных движений, и устранены пересечения на одном уровне грузовых и людских потоков. Разработка этой части генерального плана сопровождается построением схем грузовых и людских потоков; схемы эти представляют графическое изображение перемещения грузов и людей с обозначением направления потоков и их мощности (по принципу диаграммы). С этой целью каждый участок потока изображается в виде стрелы, ширина которой соответствует количеству перемещаемых грузов или проходящих рабочих в единицу времени. Совмещение на одном чертеже грузовых и людских потоков показывает, насколько рационально они организованы. При неизбежности отдельные пересечения могут быть допущены только в местах со слабым движением грузов- Для правильной организации людских потоков рекомендуется размещать бытовые пристройки возможно ближе к пути следования рабочих от проходных контор к цехам.

Рис. 2. Схема производства завода среднего машиностроения

На машиностроительных заводах вредными выделениями являются ядовитые газы, дым, копоть, гарь, пыль. В процессе зонирования территории должны быть приняты меры для защиты завода и населенного пункта от этих вредностей. Наиболее эффективным средством является расположение цехов, выделяющих вредности, с заветренной стороны по отношению к заводу и населенному пункту. Действие господствующих ветров должно быть учтено также для предотвращения образования снежных мешков между световыми фонарями; при размещении зданий на генеральном плане следует учесть, что в зимнее время ветер, действующий вдоль фонаря, сдувает снег, а направленный перпендикулярно фонарю — способствует образованию снежных мешков. Несмотря на то, что действие господствующего ветра вдоль фонаря не способствует наилучшей аэрации помещений, решающим фактором все же является устранение возможности образования снежных мешков на кровлях зданий. Отклонение направления фонарей от направления господствующих ветров допускается в пределах не более 45°.

Рис. 3. Схема зонирования автомобильного завода
1 — зона заготовительных цехов; 2 — зона обрабатывающих и сборочных цехов; 3 — зона подсобных цехов; 4 — зона деревообрабатывающих цехов; 5 — зона энергетических сооружений; 6’ — складская зона; 7 — предзаводская зона

При наличии в той или иной зоне объектов, опасных в пожарном отношении, должны быть предусмотрены меры по их изоляции, в особенности от зданий, в которых находятся горючие материалы.

Зонирование территории завода связано также с проектированием железнодорожного транспорта и с устройством железнодорожного ввода на территорию предприятия.

Рис. 4. Схема грузовых и людских потоков автомобильного завода
1 — сырье; 2 — готовая продукция; 3 — людские потоки

Приемы планировки

Наиболее целесообразным приемом планировки заводов среднего и тяжелого машиностроения является панельная застройка. Под словом «панель» в данном случае понимается полоса застройки, расположенная между двумя проездами, обычно параллельными длинной стороне площадки завода. При такой застройке территория завода состоит из трех или четырех панелей. В первой и второй размещаются обрабатывающая зона и зона подсобных цехов, в третьей — зона заготовительных цехов; в четвертой — теплоэнергетическое хозяйство, Первая панель в ряде случаев может быть застроена по красной линии.

Панели разделяются поперечными проездами на отдельные кварталы. Проезды делятся на магистральные и межквартальные. Магистральные располагаются между панелями и используются для основных грузовых и людских потоков. Один из магистральных проездов соединяет главный вход на завод с наиболее крупными цехами. Межквартальные проезды предназначены для местного движения. Ширина проездов, т. е расстояние между линиями застройки, зависит от крупности предприятия и принимается по II части СНиП.

Рис. 5. Схема планировки завода
1 — первая панель; 2 — вторая панель; 3 — третья панель; 4 — четвертая панель; 5 — пред-заводская площадь; 6 — проходной пункт; 7 — заводская магистраль; 8 — межквартальный проезд, 9 — железнодорожные пути; 10 — санитарно-защитная полоса; 11 — городская застройка

Приведенные значения ширины проездов уточняются с уче-том наиболее компактного размещения дорог, тротуаров, инженерных сетей, полос озеленения, а также согласно санитарным и противопожарным требованиям.

Санитарные разрывы между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, должны быть не менее наибольшей высоты карниза противостоящих зданий. Противопожарные разрывы составляют от 10 до 20 м в зависимости от степени огнестойкости зданий.

Панельная застройка требует четкой расстановки зданий; это достигается при равенстве одного из размеров здания ширине панели; требуемая площадь в этом случае обеспечивается вторым размером плана здания. Межквартальные проезды должны членить панели на приблизительно одинаковые по длине во всех панелях кварталы. Последнее требование не является обязательным для зон теплоэнергетического и деревообрабатывающего хозяйств вследствие их специфичности.

Наиболее удобной формой плана при панельной застройке считается прямоугольная и трапециевидная с отношением сторон 1 :2.

Одним из важных требований, обеспечивающих индустриаль-ность строительства, является типизация элементов генерального плана; с этой целью ширина проездов, размеры панелей и кварталов, расстояния между осями соседних зданий и другие размеры элементов генплана должны быть кратны укрупненному модулю 6 м или полумодулю 3 м.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт оказывает.сильное влияние на решение генерального плана и его размеры. На рис. 99 приведено несколько случаев расположения промышленных площадок по отношению к подъездным путям. Сопоставление вариантов показывает, что самое экономичное использование территории получается при расположении подъездных путей под углом, близким к 23° по отношению к продольной оси площадки. Во всех случаях целесообразным местом для ввода является тыловая часть завода вблизи цехов и хозяйств с наибольшим грузооборотом.

Наиболее распространенной схемой расположения внутризаводских железнодорожных путей является тупиковая, названная так потому, что все пути, ведущие к цехам или складам, заканчиваются тупиками. Кольцевая схема значительно увеличивает территорию и поэтому применяется на крупных предприятиях с большим грузооборотом.

На всей территории предприятия при укладке железнодорожных путей как вне, так и внутри зданий должны соблюдаться установленные габариты приближения строений к железнодорожному пути широкой колеи, согласно которым минимальные расстояния от оси пути до выступающих частей зданий должны быть не менее 3 м при отсутствии выходов из здания; в противном случае эти расстояния увеличиваются до 6 м.

Рис. 6. Расположение промышленный площадок относительно подъездных путей
а — перпендикулярно путям; б — под углом 60° к путям; в — под углом 30’ к путям; г — параллельно путям; 1 — промышленная площадка; 2 — участок, занятый веером путей; 3 — участок, неудобный для застройки; 4 — подъездной путь

Продольные уклоны на прямых участках, предназначенные для погрузочно-разгрузочных работ, не должны превышать 0,0025, а на остальных внутризаводских путях 0,020. Перед вводом в здание должен быть предусмотрен прямой горизонтальный участок.

Устройство вводов железнодорожных путей в здания осуществляется по одному из вариантов, показанных на рис. 100. Наиболее целесообразными являются варианты «а», «б», «в»; вариант «г» менее экономичен, так как вызывает разрывы, превышающие нормативные требования к расположению производственных зданий; вариант «д», связанный с большим смещением ввода от основного пути, является совершенно неэкономичным.

До последнего времени основным видом транспорта на машиностроительных заводах был железнодорожный, однако он требует больших разрывов между зданиями по сравнению с другими видами транспорта, поэтому этот вид транспорта рекомендуется сейчас предусматривать только для доставки сырья и отправки готовой продукции на внешнюю железнодорожную сеть. Более экономично использовать для внутризаводских перевозок безрельсовый транспорт.

Рис. 7. Устройство вводов железнодорожных путей в здание
а — ввод при нормальном междупутье; 6 — устройство выступа для ввода; в — отступ здания для устройства ввода; г — ввод пути в здание, стоящее на красной линии; д — место ввода в здание расположено на большом расстоянии от основного пути

Благоустройство территории

Под благоустройством понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих наиболее удобное использование территории промышленного предприятия. Это обычно достигается при организованном решении дорог, тротуаров и озеленения. Непосредственное влияние на благоустройство оказывают также вертикальная планировка и инженерные сети.

Магистральные и межквартальные проезды состоят из проезжей части, тротуаров и озелененных частей. Проезжая часть обычно имеет асфальтобетонное покрытие. Как правило, в пределах проезда устраивается одна проезжая часть, но в зависимости от конкретных условий могут быть запроектированы и две проезжие части.

Положение тротуаров зависит от принятой системы удаления атмосферной влаги с крыш здания. При организованном наружном отводе воды через водосточные трубы, а также при внутренних водостоках тротуары располагаются вплотную к зданиям; при неорганизованном наружном отводе воды — не ближе 1,5 м от наружных стен. От проезжей части тротуары отделяются полосой зеленых насаждений.

Озеленение промышленной площадки является одним из основных мероприятий по уменьшению влияния производственных вредностей; озеленение имеет также целью значительно улучшить санитарно-гигиенический режим в районе предприятия, способствовать отдыху рабочих и улучшать пространственное оформление предприятия.

Промышленные площадки озеленяются древесными насаждениями, кустарниками, декоративными растениями, цветниками, газонами; эта элементы выбираются применительно к реальной обстановке определенных участков с учетом имеющихся вредностей. Озеленение должно быть безусловно осуществлено во всех местах, где это вызвано санитарно-зашит-ными требованиями, — у бытовых помещений, на магистральных проездах, на предзаводской площадке; остальные участки могут быть засеяны травой, которая устраняет образование пыли на территории предприятия.

Вертикальная планировка решает при проектировании генеральных планов промышленных предприятий примерно те же задачи, что и при проектировании жилых микрорайонов.

Уровни полов первого этажа производственных зданий возвышаются, как правило, над планировочными отметками примыкающих участков территории на 150 мм. При наличии железнодорожного ввода отметка пола должна соответствовать отметке головки рельса вводимого пути.

При проектировании благоустройства учитываются также требования, вызванные прокладкой инженерных сетей, к которым относятся сети водопровода, канализации, теплофикации, электроснабжения и др. Основными требованиями в отношении прокладки инженерных сетей являются:
а) необходимость прокладки сетей вдоль проездов параллельно линии застройки;
б) возможность пересечения проездов сетями только под прямым углом;
в) недопустимость прокладки сетей в пределах проезжей части (при стесненных условиях может быть допущено отступление от этого требования);
г) прокладка сетей в местах, удобных для их последующего ремонта;
д) соблюдение установленных правил при прокладке надземных сетей.

По периметру предприятитлруста на вливается огргада, инструкция и вид которой должны не только удовлетворять требованиям охраны территории, но и соответствовать окружающей застройке и озеленению.

На рис. 8 помещен фрагмент генерального плана, показывающий благоустройство магистрального и межквартального проездов; там же приведены поперечные профили. Магистраль состоит из средней проезжей части и двух тротуаров, расположенных среди озелененных полос; межквартальные проезды содержат те же элементы, но с более скромным озеленением.

Структура генерального плана заводов легкого машиностроения, приборостроения и радиотехнической промышленности с многоэтажной застройкой отличается от генеральных планов предприятий среднего и тяжелого машиностроения меньшим количеством зданий. Это объясняется сосредоточением в многоэтажных корпусах почти всех служб завода.

На рис. 9 показан генеральный план предприятия, на территории которого, помимо производственного здания, расположены только котельная и склады топлива и горючего (включение этих помещений в основной корпус является недопустимым); там же показан генеральный план предприятия, у которого производственный корпус является единственным зданием на участке, что позволяет довести территорию промышленной

Предзаводские площади

В состав каждого завода входит большое количество гражданских зданий, относящихся к группе вспомогательных. Такие здания, как заводоуправление с помещениями общественных организаций, столовые, здравпункты, центральные лаборатории и некоторые другие, не связаны непосредственно с технологическим процессом и поэтому могут находиться за пределами промышленной территории.

Наиболее целесообразным решением является организация перед входом на завод площади, называемой «предзаводской», для размещения на ней указанных зданий; при этом достигается:
а) удачное расположение перечисленных зданий в функциональном отношении;
б) планировочное решение той части города или населенного пункта, которая является связующим звеном между жилым и промышленным районами;
в) создание у главного входа концентрированной застройки, которая без дополнительных затрат подчеркивает значимость промышленного предприятия в общей планировке города.

Основные положения рекомендуют решать застройку предзаводских площадей «в виде единого архитектурно-планировочного комплекса с ясно выраженным архитектурным замыслом, отвечающим значению предприятия и его положению в окружающей планировке и застройке».

Центральное положение на предзаводской площади занимает главный вход, вокруг которого группируются остальные здания. В формировании предзаводских площадей могут быть использованы также производственные здания, располагаемые на красной линии.

Объемно-пространственное решение

При проектировании генеральных планов большое внимание уделяется объемно-пространственным решениям. В Основных положениях даются по этому поводу следующие рекомендации:

«Объемно-пространственное решение в планировке и застройке предприятия должно иметь четко выраженную архитектурную композицию.

В основу архитектурной композиции должен быть положен один из главных элементов планировки и застройки, определившийся функциональными (в том числе технологическими) требованиями. В зависимости от особенностей производства такими главными элементами могут быть: продольная или поперечная внутризаводская магистраль; площадь, здание или сооружение, имеющее наибольшее значение в застройке и наибольшие размеры в плане n по высоте, а также комплекс зданий и сооружений.

Направление магистральных и межквартальных проездов, направление застройки и основные оси зданий и сооружений должны быть увязаны или подчинены главному композиционному элементу.

На крупных предприятиях возможно наличие нескольких из перечисленных выше главных элементов планировки и застройки, расположенных на отдельных участках территории. В таких случаях должна быть обеспечена взаимная увязка между отдельными композиционными элементами, а также наименьшее количество направлений в планировке и застройке.

Объемно-пространственное решение должно быть увязано с характером окружающей застройки, а при расположении предприятия среди городской застройки или на ее периферии — должно отвечать требованиям архитектурно-планировочного задания для проектирования предприятий.

Наиболее крупные и значительные в архитектурном отношении здания и сооружения следует ориентировать главными фасадами на предзаводские площадки, обращенные в сторону селитебных территорий, а также на основные магистральные проезды и площади.

Указанное требование относится также, к многоэтажным пристройкам к производственным корпусам, зданиям для бытовых и административно-конторских помещений».

Технико-экономические показатели

Основными технико-экономическими показателями генерального плана являются коэффициенты застройки, использования территории и озеленения.

Коэффициентом застройки называется отношение площади, занятой зданиями и сооружениями, к общей площади предприятия.

Коэффициент использования территории определяется как отношение площади, занятой зданиями, сооружениями, открытыми складами, железными и автомобильными дорогами и тротуарами, к общей площади предприятия.

Коэффициентом озеленения называется отношение площади зеленых насаждений к общей площади предприятия.

Технико-экономические показатели вычисляются на основе предварительно найденных исходных данных, к которым относятся: общая площадь в ограде, площадь застройки, а также площади, занятые открытыми складами, сооружениями, автомобильными дорогами, железнодорожными путями, тротуарами и озеленением.

Обращает внимание сравнительно небольшое значение коэффициента использования территории и низкий коэффициент застройки, в то время как за рубежом имеются заводы со значительно большим значением коэффициента застройки. Анализ показывает, что это результат недостаточной экономичности установившихся приемов проектирования промышленных площадок.

Одним из наиболее эффективных мероприятий по устранению имеющихся недостатков является блокировка цехов, т. е. объединение их для получения минимального количества зданий на площадке. Блокировка намечается не только для объединения производств с родственным технологическим процессом, но также и производств, различных по процессу, но тесно связанных между собой технологическим потоком.

С этой целью на машиностроительных заводах рекомендуется:
а) объединение всех механических, сборочных и подсобных цехов в одном здании, называемом главным корпусом;
б) объединение всех заготовительных цехов — литейных и кузнечных;
в) размещение мелких объектов энергетического хозяйства (компрессорных, кислородных, трансформаторных и др.) в основном здании энергетического хозяйства;
г) соединение в одном здании всех закрытых складов, за исключением складов горючих и взрывчатых веществ;
д) максимальное объединение объектов предзаводской площади.

К числу остальных мероприятий, способствующих получению экономичности генеральных планов, относятся:
а) придание зданиям простой формы без выступов и пристроек, вызывающих потери территории;
б) установка зданий по красной линии, что значительно сокращает протяженность ограждений и сокращает площадь завода, а также устранение ограждений, где это возможно, при размещении предприятия в одном здании;
в) недопущение завышений резервов территории для последующего расширения предприятия и разрывов между зданиями;
г) максимальное ограничение железнодорожного транспорта и правильный выбор наиболее экономичного вида внутри-г заводского транспорта.

Рис. 8. Сравнение вариантов генерального плана
а — генплан, спроектированный по действующим нормам и сложившимся приемам; б — генплан, спроектированный на основе прогрессивных принципов планировки

Перечисленные мероприятия направлены на получение минимальной территории предприятия без ущерба для успешной его деятельности. Этого можно добиться только после составления нескольких вариантов планировки промышленной площадки и их глубокого и всестороннего анализа, обеспечивающего выбор наиболее целесообразного и экономичного решения.





Похожие статьи:
Перспективные типы производственных зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы проектирования зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум