Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Планировки населенных мест

Понятие о районной планировке


Понятие о районной планировке

Возникновение и развитие охарактеризованных выше видов и форм расселения в нашей стране осуществляется на основе взаимоувязанного отраслевого и территориального планирования путем разработки и поэтапной реализации крупных народнохозяйственных программ. XXVI съезд КПСС поставил задачу осуществлять комплексный подход к планированию развития взаимосвязанных отраслей народного хозяйства и экономических районов страны. Решение этой задачи связано с размещением всех видов строительных и хозяйственных объектов исходя из специфики природных ресурсов и перспектив развития того или иного экономического района СССР. Именно этими вопросами и призвана заниматься районная планировка.



Рис. 1. Схемы планировки научных центров:
а — Академгородок под Новосибирском; 1 — научная зона; 2 — учебный центр; 3 — городской общественный центр; 4—жилая зона; 5 — больница; 6 — городские дороги; б — научный центр биологических исследований в г. Пущине; 1 — жилая зона; 2 — резервная территория для жилой зоны; 3 — научная зона; 4 — резервная территория для научной зоны; 5 — опытное поле; 6 — городской общественный центр; 7 — учебный центр; 8 — городские дороги


В нашей стране районная планировка осуществляется на двух уровнях: схем и проектов. Сначала разрабатываются схемы районной планировки для областей, краев, союзных республик, затем в более крупном масштабе — проекты районной планировки, охватывающие часть этих административных районов.

В схемах районной планировки раскрываются возможности территориально-хозяйственного развития областей, краев, республик. Охватывая всю страну, система схем районных планировок позволяет определить направление в решении крупных экономических проблем, наметить места главных народнохозяйственных новостроек.

К основным задачам схем районной планировки относят: выявление природных, территориальных, экономических и трудовых ресурсов, возможностей их рационального и комплексного использования; определение направлений взаимосвязанного размещения промышленного, гражданского, сельскохозяйственного, транспортного и рекреационного строительства; определение видов и форм поселений и их перспективного развития; определение перспектив водообеспечения, энергоснабжения, развития транспортных и инженерных коммуникаций межселен-ного значения; размещение крупных районов и зон длительного и кратковременного отдыха, лечения и туризма, а также разработка комплекса мероприятий, необходимых для охраны природной среды; обоснование экономического районирования области, края, республики, выделения объектов последующего этапа — этапа проектов районной планировки.

Выявленные в схемах районной планировки возможности экономических районов находят конкретную реализацию в проектах районной планировки. Проекты районной планировки выполняются в первую очередь для наиболее перспективных территорий ив них должны быть отражены следующие задачи: перспективное функциональное зонирование территории с определением резервных площадок для промышленного и гражданского строительства; определение перспективной численности населения района в целом и отдельных населенных мест; разработка конкретных предложений по развитию межселенного культурно-бытового обслуживания и массового отдыха населения; разработка конкретных предложений по организации водозаборных и очистных сооружений, водоводов, трасс автодорог, газопроводов, линий электропередач и других инженерных и транспортных коммуникаций; определение конкретных мероприятий по очистке и охране воздушного и водного бассейнов района, выделению заповедников, заказников, природных парков, водоохранных и сани-тарно-защитных зон.

Схемы и проекты районной планировки выполняются для двух этапов: первой очереди (7...10 лет) и расчетного срока (25...30 лет). Принципиальные направления народнохозяйственного развития территорий,



Рис. 2. Примерный проект районной планировки (фрагмент проектного плана): 1 — границы района; 2 — границы городских земель; 3 — границы колхозов (совхозов); 4 — границы производственных отделений; 5 — районный центр; 6—города и поселки городского типа; 7 — центральные поселки хозяйств; 8—поселки производственных отделений; 9— прочие сельские населенные пункты, сохраняемые на расчетный срок; 10 — производственные территории сельскохозяйственных предприятий; 11 — территории промышленных предприятий; 12 — границы резервных территорий селитьбы; 13—границы резервных территорий промышленных предприятий; 14 — госземфонд; 15 — леса; 16—лесопитомники; 17 — заповедники; 18 — плодовые сады; 19 — ллодопитомники; 20 — ветрозащитные и противоэрозионные насаждения; 21 —- водохранилища; 22 — пристани; 23 — зоны отдыха; 24 — дома отдыха; 25—пионерские лагеря, дачи; 26--железные дороги и станции; 27 — автодороги союзного значения; 28.— автодороги республиканского значения; 29 — автодороги внутрихозяйственные; 30 — автодороги парковые; 31 — мотели; 32 — кемпинги; 33 — газопроводы; 34 — нефтепроводы; 35 — водоводы; 36 — ЛЭГ1 (110...35 кВ); 37 — электростанции; 38 — открытые водозаборы; 39 — очистные сооружения; 40 — осушаемые территории; 41 —аэродромы; 42—посадочные площадки; 43 — месторождения полезных ископаемых


охваченных районной планировкой, определяют и на более отдаленную перспективу. Реализация задач районной планировки для городов и других населенных пунктов осуществляется через генеральные планы, разрабатываемые на расчетный срок 25...30 лет.

Комплексная оценка возможностей экономических районов, проведенная на стадии схем районной планировки, определяет главное народнохозяйственное направление развития того или иного района (промышленное, сельскохозяйственное, курортное и др.). При составлении' проектов районной планировки таких территорий преобладание определенной отрасли народного хозяйства конкретизируется на основе комплексного подхода к проблемам планировки района в целом.

Промышленные районы. Из всех сфер деятельности промышленность является наиболее весомым фактором, который влияет на формирование экономических районов и отдельных населенных пунктов. В настоящее время около 30% кадров народного хозяйства страны занято в промышленности и научное прогнозирование предсказывает, что в ближайшие 10...15 лет эта цифра не снизится.

Первостепенными задачами районной планировки промышленных районов является комплексная территориальная организация производства и выбор оптимальной системы расселения. Комплексная организация промышленных районов исходит из учета ряда важнейших факторов: близости к источникам энергии, сырья, районам потребления и обеспеченности трудовыми кадрами. Размещение промышленных комплексов осуществляется с использованием возможности концентрации, специализации, комбинирования и кооперирования производства. Решение этих задач тесно связано с трассировкой транспортной сети, обеспечивающей грузовые перевозки и удобное сообщение для населения между жилыми районами и местами приложения труда. Планировка промышленных районов должна предусматривать организацию пригородной сельскохозяйственной базы для обеспечения городского населения продуктами питания. И наконец, в задачу районной планировки промышленных районов входит разработка и осуществление мероприятий по охране природы от загрязнения производственными выбросами и стоками.

Сельскохозяйственные районы.

Одной из основных отраслей материального производства является сельское хозяйство. В Программе КПСС записано: «Создание, наряду с могучей промышленностью, процветающего, всесторонне развитого и высокопродуктивного сельского хозяйства—обязательное условие построения коммунизма». Разработка районной планировки сельскохозяйственных районов связана с учетом особенностей их производства и расселения.

Прежде всего устанавливается специализация данного сельскохозяйственного района (овощеводство, садоводство и др.). Специализация, определяемая в значительной степени природными условиями, углубляется зонированием территории района, которое способствует эффективному использованию земельного фонда (рис. 3). Следующим этапом является комплексное размещение предприятий, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, с предприятиями других отраслей промышленности. На основе принципа аграрно-промышленной интеграции определяется тип современного сельскохозяйственного предприятия: территориальные аграрно-промыш ленные комплексы, .комбинаты, объединения.



Рис. 3. Сельское хозяйство в районной планировке:
Зоны специализации: 1 — овощемолочная с развитым садоводством; 2 — поливного овощеводства; 3 — молочного животноводства с развитым картофелеводством. Специализации хозяйств: 4 — мо-лочно-овощное; 5 — садоводческое; 6 — овощное; 7 — граница сельскохозяйственных предприятий; 8 — границы административных районов; 9 — коровники; 10 — свинарники; 11 — птицефабрика; 12 — животноводческий комплекс на промышленной основе; 13 — теплично-парниковый комплекс: 14 — мастерская сельхозтехники; 15 — молокозавод; 16 — консервный завод; 17 — мясокомбинат; 18 — мелиорируемые территории; 19 — города


Тип сельскохозяйственного предприятия во многом влияет на форму и размеры сельских населенных мест, комфорт проживания в которых постепенно выравнивается с городским.

Важным вопросом районной планировки сельскохозяйственных районов является разработка мероприятий' по улучшению качества земель и угодий (осушение, орошение, создание лесозащитных полос, водохранилищ), способствующих повышению урожайности и расширению используемых территорий.

Курортно-туристские районы. Организация отдыха и укрепление здоровья трудящихся является одной из важнейших социально-экономических проблем, решение которой осуществляется на основе Конституции нашей страны. Для этого планомерно укрепляется материальная база санаторно-курортных учреждений, расширяется сеть гостиниц, кемпингов, растет число туристских маршрутов. Всенародное признание получили здравницы Крыма, Кавказа, Прибалтики, Закавказья и др.

Вопросами формирования всей системы рекреационного обслуживания и рекреационной организации территорий занимается районная планировка.. В .понятие «рекреационное обслуживание» включают все виды обслуживания, связанные с жизнью отдыхающих (гостиничное, зрелищное, бытовое, транспортное, питание и др.).

К первой задаче, решаемой районной планировкой курортно-турист-ских районов, относят определение их курортологических и бальнеологических ресурсов, в которые входят климат, море, горы, целебные минеральные источники, грязи и т. д.

Следующий этап районной планировки состоит в целесообразном размещении курортных комплексов, туристских зон, обслуживающих отраслей хозяйства, т. е. осуществляется функциональное зонирование территории района. В задачу районной планировки входит также расселение и общественное обслуживание временного (отдыхающих, лечащихся и туристов) и постоянного населения.



Рис. 4. Примеры планировочной организаций территории приморских и горных районов рекреационной специализации: а — схема планировки курортного района Черноморского побережья Грузии; 1 —города и поселки городского типа; 2 — приморские курорты; 3 — глубинные курорты; 4 — парковые и лесопарковые зоны курортов; 5 — государственные природные парки; 6 — заповедники; 7 — охотничьи угодья; 8 — архитектурные и исторические памятники; 9 — реки и водоемы; б — проект планировки Приэль-брусского горно-рекреационного района; 1 — горные хребты; 2 — автострады; 3 — внутрирайонные автодороги; 4 — зона альпинизма; 5 зона горно-лыжного туризма и спорта; 6 — административно-распределительный центр района; 7 — границы горно-рекреационных систем; 8—горно-рекреационные комплексы; 9 — центры хозяйственно-коммунального обслуживания; 10—зона высокогорных туристских баз, хижин


Общее зонирование территории в условиях курортных районов строится на основе системы взаимопроникающих природных и культурных ландшафтов. Задача сохранения естественной природной среды здесь тесно связана с ее использованием отдыхающими. Поэтому важно определить места размещения видовых площадок, кафе, процедурных объектов, связать их продуманной сетью пешеходных троп, имеющих выход к остановкам общественного транспорта.

Специфика курортно-туристских районов выдвигает повышенные требования к организации их транспортной сети. Главные автомобильные и железные дороги не должны проходить непосредственно через курорты во избежание загрязнения воздуха и создания неудобств в движении отдыхающих. Для внутрику-рортных связей обычно используют электротранспорт (троллейбусы, электрокары, подвесные дороги), который не выделяет выхлопных газов и создает меньше шума.

Районная планировка занимается и установлением мероприятий, обеспечивающих высокий уровень инженерного оборудования курортного района (централизованного водопровода и канализации, водосточной сети, тепловой и газовой сетей), что способствует улучшению его санитарно-гигиенических условий.

Агломерации. Как отмечалось выше, одной из основных форм группового расселения являются городские агломерации, которые включают в себя крупнейшие или крупные города и тяготеющие к ним пригородные зоны с более мелкими населенными пунктами. Между городом и пригородной зоной существуют тесные социальные, экономические и экологические связи. Районная планировка рассматривает функционирование и развитие главных городов и пригородных зон как единую взаимосвязанную проблему (рис. 9). Одной из важнейших задач районной планировки в этой области является комплексное размещение отраслей хозяйства района в соответствии с необходимым регулированием роста центрального города.

Так же комплексно решается и проблема межселенного культурно-бытового обслуживания и массового отдыха населения. Использование, с одной стороны, культурных и других общественных центров главного города населением пригородной зоны и, с другой, зеленых пригородных территорий горожанами во многом зависит от правильной организации транспортных связей. Для этого используют электрифицированные железные дороги, линии скоростного трамвая и метрополитена (в крупнейших городах), выходящие за пределы города автобусные линии. В проектах районной планировки городские и пригородные транспортные сети взаимоувязываются, что обеспечивает пассажирам минимальные затраты времени на поездку. Развитие транспортной сети является одним из факторов, определяющих границы пригородной зоны. Максимальным временем, затрачиваемым на поездку от дома до места посещения, считается 1,5 ч. С совершенствованием транспорта это время будет сокращаться.

При определении границ пригородной зоны учитываются и другие факторы: административное деление, величина главного города, перспективные народнохозяйственные планы использования данной территории.



Рис. 5. Структурная схема районной планировки Москвы и области: I — граница Москвы; 2 — лесопарковый защитный пояс; 3 — пригородная зона Москвы; 4— граница Московской области; 5 — местные системы расселения во внешней зоне Московской обл.; 6 — города — производственно-общественные центры местных систем расселения; 7 — города — областные центры с их зонами влияния


Одной из важных задач районной планировки является организация зеленого пояса вокруг центрального города с целью улучшения его микроклимата и создания благоприятных условий для отдыха населения. Часть пояса, непосредственно примыкающая к городу, как правило, не застраивается и выполняет роль зеленого барьера. В радиусе доступности, соответствущем максимальной затрате времени на путь от дома до места отдыха — 1 ч, организуются места массового кратковременного отдыха городского населения. Во внешней зоне зеленого пояса размещаются места длительного отдыха — санатории, дома отдыха, турбазы. В задачу районной планировки входит и организация пригородной сельскохозяйственной базы с учетом как потребления главного города, так и преимуществ, которые дает близость развитых промышленных центров.

Большое значение имеет обеспечение коммунально-хозяйственным обслуживанием, связанным с размещением в пригородной зоне водозаборных и очистных сооружений, тепловых электростанций, складов, аэропортов и т. п.

Похожие статьи:
Основные технико-экономические показатели генеральных планов промышленных узлов, комплексов и предприятий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Планировки населенных мест

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум