Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Правовые требования к особо охраняемым природным территориям и объектам


Правовые требования к особо охраняемым природным территориям и объектам

Потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. Оценка развития правовых мер и усиление использования природной среды для удовлетворения различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков природы в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями, которые выполняют экологические, защитные, экономические, оздоровительные, рекреационные, научные, культурно-просветительские функции и изымаются из активного хозяйственного оборота. Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название «заповедования» (заповедный, или неприкосновенный, запретный), что означало установление ограничения или полного запрета их использования. В Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» и в ст. 58 Закона РФ «Об охране окружающей среды» особо охраняемые природные территории — это природные объекты и участки земли, водной поверхности, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значения, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен особый режим охраны. С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений установлены следующие категории особо охраняемых природных территорий, образующих природ-но-заповедный фонд: - государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); - национальные парки (федерального значения); - природные и дендрологические парки (субъектов РФ); государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ); - памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ); - ботанические сады (федерального и регионального значения); лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения); - территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов; - зеленые зоны городов, в том числе лесопарковые защитные пояса. К природным объектам особой охраны относятся весьма редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Их охрана — главная цель сохранения биологического разнообразия. Специфические категории особо охраняемых природных территорий предусматриваются природоресурсным законодательством. Так, в ст. 118 Водного кодекса РФ установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов: - участки внутренних морских вод и территориальных морей Российской Федерации; - водно-болотные угодья; - водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам; - зоны охраны истока или устья водных объектов; - места нереста ценных видов рыб; - другие категории водных объектов, которые могут рассматриваться в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами. Развитие системы особо охраняемых природных территорий в России теснейшим образом связано с правами граждан на благоприятную окружающую среду и с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства этих особо охраняемых природных мест. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривается расширение площадей государственных природных заповедников и национальных природных парков до 3% площади Российской Федерации. Наряду с законами принято значительное число подзаконных актов по вопросам особо охраняемых природных территорий. Укажем некоторые из них: - Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации»; - Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий; - Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. «О символике государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации»; - примерные положения о государственных природных заказниках и памятниках природы. Ряд нормативных правовых актов приняло бывшее Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ: Типовое положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации; Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации. Для каждого отдельного объекта как особо охраняемой природной территории может быть разработан индивидуальный акт, принимаемый уполномоченным органом власти. Примерами таких актов являются: распоряжение Правительства Москвы от 12 мая 1992 г. «О создании природного парка «Битцевский лес»; Постановление Правительства РФ от 9 октября 1995 г. «Об учреждении в Эвенкийском автономном округе государственного природного заповедника Тунгусский Минприроды» РФ. Для государственных природных заповедников, национальных и природных парков, природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оз-Доровительных местностей, курортов и рекреационных зон, особо охраняемых природных объектов (редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных) устанавливается свой правовой режим. Государственный контроль и управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляются в соответствии с категорией и видом особо охраняемых природных территорий органами субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией. Директора государственных природных заповедников и национальных парков, а также их заместители являются главными государственными инспекторами. Права государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков определены в ст. 34 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». За нарушение режима особо охраняемых природных территорий установлены административная ответственность с наложением штрафа и уголовная ответственность. За причиненный вред природным объектам взимается плата в зависимости от размера нанесенного ущерба.



Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум