Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Правовые вопросы водопользования


Правовые вопросы водопользования

С первых дней Советской власти водопользование в нашей стране было бесплатным. Государственная собственность на воду открыла широкие возможности для планового, комплексного и рационального использования ресурсов. В 1919 г. при Главном экономическом управлении ВСНХ был создан Центральный комитет водоохраны, задачами которого являлось обследование водоемов, принимающих промышленные сточные воды, изыскание мер борьбы с их загрязнением, проведение экспертиз и консультаций по вопросам, связанным с водопользованием. Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР» от 22 апреля 1960 г. были созданы не только научно-технические, но и организационные основы в этой важнейшей области природопользования. Специальные органы по использованию и охране поверхностных и подземных вод, инспекции по бассейнам основных рек стали решать следующие задачи: - надзор за мероприятиями по охране водоемов от загрязнения, засорения, истощения; - планирование и учет поверхностных водных ресурсов при решении вопросов водоснабжения; - разработка перспективных схем использования и охраны водных ресурсов и водохозяйственных балансов; - обеспечение комплексного использования водных ресурсов. (Органы госнадзора за использованием водных ресурсов, начиная с 1988 г., находились в ведении Госкомприроды, а сейчас в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.) С 1969 г. организованы и функционируют управления и инспекции по регулированию и охране вод. В зону деятельности каждого управления входит бассейн одной или нескольких крупных рек с прилегающими административными или экономическими районами. На более крупных реках (Волга, Обь и др.) создано несколько бассейновых инспекций, например, на Волге — Верхне-, Средне- и Нижневолжское бассейновые управления с гидрохимическими лабораториями. Бассейновые инспекции имеют право приостанавливать работу предприятий, загрязняющих водоемы, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности, запрещать новое строительство в случае, если не гарантированы права водоохраны. Планирование рационального использования водных объектов должно обеспечить научно обоснованное распределение вод между водопользователями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения и данных государственного водного кадастра. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение нашло отражение в ст. 15 Закона РФ «Об охране окружающей среды», где говорится о федеральных и целевых программах в области охраны окружающей среды. Основной правовой целью водопользования является соблюдение режима использования водных объектов, который обеспечивал бы рациональное их потребление, охрану, улучшение качественного состояния. Право водопользования тесно связано с правом собственности на землю, землевладения и фонды земли, комплексным характером использования водных объектов. Субъектами пользования водными объектами могут быть лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью независимо от форм собственности, в том числе юридические, и граждане иностранных государств, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При осуществлении водопользования устанавливаются лимиты, которые являются системой ресурсных, экологических и иных ограничений по водным объектам. Лимиты водопользования устанавливаются государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Лимиты водопользования устанавливаются для юридических и физических лиц в лицензиях исходя из ресурсов водных объектов. Водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной (городской) собственности, допускается на условиях, установленных органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного объекта. Права водопользования могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в случае защиты интересов государства, в том числе обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны, охраны здоровья населения и окружающей среды, включая историко-культурное наследие. Ограничение, приостановление и запрещение прав водопользования устанавливается Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ по предоставлению специально уполномоченного государственного органа управления, согласованному с соответствующими органами надзора и контроля за водными объектами. Решение о прекращении права пользования водным объектом может быть обжаловано в суде. Порядок и условия использования водных объектов (питьевого водоснабжения, сельского и лесного хозяйства, гидроэнергетики, строительства и т.п.), а также особенности их использования определяются водным законодательством РФ. В Водном кодексе РФ установлена плата за пользование водными объектами, которая поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%), на территории которых осуществляется использование водных объектов. С 1 января 1998 г. вступили в действие новые Санитарные правила «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (СанПиН 2.1.4.1074—2001), по которым в практику контроля вводится показатель безопасности питьевой воды. Это сделано в связи с ухудшением качества питьевой воды и ситуации в области питьевого водоснабжения населения. Всемирная организация здравоохранения рекомендует проводить контроль питьевой воды по 100 показателям. В Российском же законодательстве предусмотрено лишь 28 показателей. По информации, поступающей от органов санитарно-эпидемиологического надзора, видно, что установленный норматив по питьевой воде почти повсеместно не соблюдается. Естественно, что все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения. Поэтому в соответствии с установленным законодательством юридические лица и граждане, от которых зависит состояние водных объектов, обязаны проводить технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Особенно следует соблюдать правила охраны водных объектов при размещении, проектировании и строительстве зданий и сооружений, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов. Это также должно согласовываться с земельным законодательством и Законом РФ «Об охране окружающей среды». За нарушение водного законодательства виновные граждане и юридические лица несут административную или уголовную ответственность. Их виновность проявляется: в самовольном строительстве или самовольном использовании водных объектов; загрязнении воды, путем самовольного сброса сточных и дренажных вод, содержащих вредные вещества; несоблюдении режима использования территорий водоохранных зон; нарушении правил эксплуатации и пр.

Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум