Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Причины экологических правонарушений


Причины экологических правонарушений

Правонарушения, в том числе экологические, являются результатом проявления противоречий общественного развития. Объективной основой их служит неполнота наших знаний о законах движения естественного мира. Такие противоречия могут стираться по мере повышения экологической культуры во всех звеньях исполнительной и законодательной власти. В то же время противоречия могут возникать на субъективной основе: как несовершенство норм правового регулирования, недостатки и просчеты в организации исполнения эколого-правовых предписаний; в экономическом обеспечении эколого-правовых норм; экологическом воспитании граждан. Среди причин экологических правонарушений в первую очередь следует назвать неисполнение действующих законодательных и нормативных актов. Во вторую очередь — недостатки утвержденных законов. Без совершенных норм, регулирующих то или иное отношение, нельзя полноценно устранять либо предупреждать нарушения законодательства. Некоторые вопросы экологических правонарушений изложены в действующем примере, приведенном ниже. Нарушение природоохранного законодательства при размещении объекта строительства. Объект строительства: автостоянка на 150 единиц транспортных средств и дорога шириной 6,0 м. Заказчик и пользователь: госпиталь ФПС. Место строительства: водохранилище и водоохранная зона реки Вяземки в пос. Голицыно, Одинцовского р-на Московской области (рис. 16.1). Документация на право строительства: землеотводная документация — не было; проектно-сметная документация — не разрабатывалась; экологическая экспертиза — не проводилась; приемочно-сдаточных документов — нет. Форма размещения объекта — самовольный захват земельного участка в прибрежной полосе (водоохранной зоне) реки Вяземки и водохранилища. Годы строительства: 1992 — 1993. Землевладелец: Звенигородский лесхоз Одинцовского р-на и администрация пос. Голицыно. Вид территориальной зоны пос. Голицыно, занятой под автостоянку: рекреационная с размещением мест отдыха, купания, проведения праздничных и спортивных мероприятий. Рис. 16.1. Автостоянка и дорога на берегу водохранилища реки Вяземки: 1 — автостоянка; 2 — водохранилище; 3 — подъездная дорога; 4 — госпиталь; 5 — Петровское шоссе В 1948 — 1952 гг. жителями пос. Голицыно в водоохранной зоне (на месте размещения автостоянки) были посажены хвойные деревья на площади 1,5 га. Жители поселка неоднократно обращались в дирекцию госпиталя, администрацию поселка с просьбой о перенесении автостоянки и дороги на территорию госпиталя, с размещением их в соответствии с генеральным планом строительства госпиталя. Ответа не получили. При размещении объекта строительства — автостоянки и дороги — заказчиком-застройщиком-пользователем нарушены конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, правовые законы и нормативные акты федерального значения, действовавшие на тот период и на сегодняшний день. Перечень законов, постановлений и нормативов, относящихся к объекту размещения строительства и нарушенных заказчиком-застройщиком-пользователем госпиталем ФПС, приведен в табл. 16.1. Приведенные выше законодательства и нормативы свидетельствуют, что заказчик-застройщик-пользователь объекта пренебрег действующими законами, постановлениями и построил автостоянку и дорогу в прибрежной защитной полосе в 5 м от воды. От стоянки в водоем проложил трубы для стока загрязненных поверхностных вод и нефтепродуктов. Госпиталь ФПС не имел права на захват земельного участка и размещения автостоянки на берегу реки Вяземки в водоохранной зоне без соответствующей разрешительной документации. Размещение автодороги и автостоянки вывели из пользования водохранилище с зонами отдыха; для их размещения потребовалось вырубить хвойные и лиственные деревья, причем, как отмечалось выше, посаженные жителями поселка. Река Вяземка, впадающая в реку Москва, стала отстойником для сточных загрязненных вод и изменила свое первоначальное назначение — приносить людям радость: отдых на берегах, купание, прогулки по воде на лодке. Теперь ничего этого нет. Граждане пос. Голицыно, кому дорог единственный водоем в округе, возмущенные поведением руководства госпиталя и главы администрации пос. Голицыно, обратились в суд с иском о переносе автостоянки и дороги на территорию госпиталя. В Одинцовском суде (федеральный судья Л. Н. Шиян) с 1997 г. рассматривается гражданское дело по иску жителей пос. Голицыно к госпиталю о сносе автостоянки и дороги из водоохранной и рекреационной зоны реки Вяземки. Несмотря на яркие доказательства истцов, наличие подтверждающих документов о нарушении природоохранного законодательства Государственными органами контроля (Мособлвод, Департамент природных ресурсов Центрального региона Минприроды рф и другими ведомствами) при размещении автостоянки и дороги на берегу водохранилища реки Вяземки, суд по этому делу продолжается вот уже шесть лет. Быть или не быть этому объекту строительства как загрязнителю водоохранной зоны? Казалось бы, вопрос иска не нуждается в комментариях. Сделаем выводы по этому объекту строительства: 1. Полное игнорирование администрацией госпиталя и руководством Федеральной пограничной службы, в чем подчинении находится госпиталь, природоохранного законодательства и конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. 2. Отсутствие какой-либо поддержки интересов жителей поселка и защиты природы по сносу (переносу) автостоянки и дороги: администрацией поселка (Левадный и Решетникова — главные лица местной административной власти); прокуратурой района и области; Комитетом района по охране природы; Комитетом района по земельным ресурсам; Главным управлением архитектуры и градостроительства района 3. Автостоянка и дорога являются источниками загрязнения водохранилища в пос. Голицыно, реки Вяземки на протяжении всего 10-километрового пути до впадения ее в реку Москву. Несмотря на предписания государственных органов контроля о закрытии автостоянки и дороги, госпиталь как владелец объекта продолжает загрязнять водоем и наносить экологический вред среде обитания человека. Недостатки законодательства, как показывает практика его применения, проявляются в трех видах: в наличии пробела в правовом регулировании и несовершенстве правовой нормы; противоречивости эколого-правовой нормы. Наличие пробела в правовом регулировании свидетельствует об отсутствии правовой нормы или группы норм, нормативно-правового акта. Процесс обновления российского законодательства, проведенный после суверенизации России, во многом способствовал устранению этого недостатка в экологическом законодательстве. Вместе с тем он далек от завершения. Наряду с принятием новых законов в обновлении еще нуждаются отдельные статьи и нормы. Каждая норма при исполнении нуждается в соответствующем экономическом обеспечении. Таких условий для реализации ведущих норм экологического права в настоящее время нет. Во-первых, большинство предприятий, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, не имеют Достаточных ресурсов для выполнения требований нормативов качества природной среды, в частности, для соблюдения предельно допустимых выбросов или сбросов вредных веществ; а государство недостаточно выделяет денежные средства на охрану окружающей среды в бюджете. Во-вторых, средств внебюджетных (экологических фондов) недостаточно для коренной реконструкции предприятия и создания экологически чистой продукции. Поэтому предприятия, не принимающие мер по очистке отходов, не всегда приостанавливают свою деятельность для устранения недостатков. В условиях хозяйственного кризиса иногда экономическая целесообразность берет верх над экологическими приоритетами и многие из экологических правонарушений переходят в категорию правонарушений. Правовая норма не действует сама по себе. Для ее применения необходима активная акция. Центральное место в применении эколого-правовых норм занимают органы исполнительной власти и органы охраны окружающей природной среды — в данном случае Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды России) и его территориальные органы. Недостатки в работе этого Министерства, вызванные постоянными перестройками, изменениями в структуре, потерей связи центральных органов с территориальными органами, отразились на практике применения эколого-правовых актов. Природоохранные органы слабо применяют законы на нарушителей норм о привлечении их к административной или уголовной ответственности за экологические проступки, о приостановлении деятельности предприятий и других объектов, вредно воздействующих на окружающую среду. Минприроды России и его органы редко выступают с исками о взыскании ущерба за причинение вреда окружающей природной среде. Не наказываются лица, виновные в сокрытии экологической информации, в нарушении обязательности проведения экологической экспертизы и т.д. Несмотря на все принимаемые меры, существует и продолжает расти противоречие между количеством совершаемых экологических преступлений и проступков и количеством дел, рассмотренных судами по охране окружающей среды в уголовном или гражданско-правовом порядке. Они составляют не более 5% от общего числа рассмотренных уголовных и гражданских дел. Все недостатки в разработке и применении эколого-правовых норм кроются в потребительском понимании природы как неисчерпаемого источника богатств. Закон РФ «Об охране окружающей среды» закрепил всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования, обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях. Закон требует от руководителей и специалистов их профессиональной экологической подготовки и запрещает допускать к работе лиц, не имеющих соответствующих экологических знаний. Одной из принципиальных особенностей нового подхода к охране окружающей природной среды является экологическая революция в сознании человека. Она выражается в повороте его миропонимания от потребительского отношения к природе к разумному и рациональному использованию ее богатств на основе научно обоснованного сочетания требований экологии и экономики. Предполагается, что общая и профессиональная подготовка повысит уровень экологического правосознания исполнителей эко-лого-правовой нормы. Однако такая цель будет реализована, если нормы об экологическом всеобщем и профессиональном образовании будут соблюдаться и исполняться. Получается замкнутый круг. Пока этот круг будет существовать, будут существовать причины экологических правонарушений и сами экологические правонарушения.



Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум