Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общественные здания

Приемы объемно-планировочной композиции кинотеатров


Приемы объемно-планировочной композиции кинотеатров

В здании кинотеатра основные помещения-вестибюль, фойе, зрительный зал-занимают подавляющую часть объема. Подсобные помещения здесь малочисленны, невелики по площади и почти не оказывают влияния на общее композиционное построение. Таким образом, взаиморасположение основных помещений и определяет композиционный прием решения здания кинотеатра.

В небольших кинотеатрах и в тех случаях, когда участок позволяет свободно расположить здание, вестибюль, фойе и зал могут находиться на уровне первого этажа (горизонтальная схема). В крупных кинотеатрах, на затесненных участках или при необходимости создать компактный объем залы могут располагаться над фойе и другими вспомогательными помещениями (вертикальная схема).

Функциональная схема расположения вестибюля, фойе и зрительного зала определяет, как правило, симметричный прием общей композиции, который имеет два варианта: торцовый и фронтальный.

При торцовой схеме композиции вестибюль, фойе и зрительный зал располагают последовательно на одной продольной оси, перпендикулярной плоскости фасада. При такой композиции могут быть следующие варианты размещения помещений.

1. Партерный зал размещен в первом этаже, имеет вход непосредственно с отметки кулуаров или фойе (горизонтальная схема). В этом случае здание кинотеатра имеет минимум лестниц и перекрытий, что делает его экономически целесообразным. Анфиладный прием создает благоприятные решения внутреннего пространства. Такой прием рационален для кинотеатров малой и средней вместимости.

2. Амфитеатральный зал имеет входы с отметки кулуаров, расположенных в уровне второго этажа, или через люки; выходы из зала при этом делают на отметке первого этажа. Фойе или кулуары размещают в двух уровнях, а подсобные помещения, — под повышенной частью зала. Благодаря хорошим условиям видимости и акустики этот вариант применим для кинотеатров средней и большой вместимости.

3. Партерный или амфитеатральный зал с балконом, наличие которого вызывает необходимость устройства дополнительных лестниц и усложняет конструкцию. Прием рационален только для кинотеатров большой вместимости (рис. 12.6, в, 2).

4. Партерный зал расположен на втором этаже; при этом зрители входят в зал, поднимаясь по лестницам, и, покидая его, спускаются по другим лестницам. Такой вариант логичен при проектировании кинотеатров с развитым составом помещений, которые в сумме с административно-хозяйственными помещениями имеют площадь, примерно равную площади зрительного зала с киноаппаратной.

Экономическая целесообразность того или иного решения определяется в каждом конкретном случае. Однако надо иметь в виду, что здания с горизонтальной схемой более просты конструктивно, но имеют большую площадь застройки; здания с вертикальной схемой имеют более сложные конструкции и вертикальные коммуникации, но более компактны.

При фронтальной схеме композиции продольная ось зала расположена параллельно главному фасаду, вдоль которого размещены вестибюль, фойе или кулуар. Здесь достигается та же последовательность движения посетителей, что и в торцовой схеме.

Удобно размещен на торце зала комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа, имеющий непосредственный доступ снаружи. Освобождается большой фронт для непосредственной эвакуации из зала.

В то же время во фронтальной схеме в связи с тем, что фойе имеет горизонтальный пол, а в зале необходимо обеспечить уклон для создания благоприятных условий видимости, усложняется организация входов в зал. Поэтому такая схема наиболее применима в небольших кинотеатрах с партерным залом (рис. 12.6,6).

Асимметричные приемы композиции зданий кинотеатров, как правило, вызваны конкретными условиями участка строительства и окружающей застройки.

Функциональная структура двухзальных кинотеатров с залами разной вместимости дает основу для более сложных, часто асимметричных объемно-пространственных композиций.

Схемы двухзальных кинотеатров строят на трех композиционных приемах: фронтальном, торцовом и вертикальном (с расположением большого зрительного зала над одним или двумя малыми). Интересна схема с выделением малого зала в самостоятельный объем.

В настоящее время в связи с переходом на широкоэкранную демонстрацию фильмов с тенденцией к укрупнению кинотеатров наибольшее распространение получили кинотеатры с амфитеатральными залами, композиция которых строится на торцовой схеме, с расположением кулуаров со стороны, противоположной экрану. Этот прием композиции позволяет организовать достаточно парадные входы в зал, а служебные помещения расположить над или под киноаппаратной.

Интересен прием расчленения фойе на два уровня, как это сделано, например, в кинотеатре «Первомайский» (Москва). Здесь этот прием дал возможность не только функционально, но и пространственно неординарно решить сложную задачу связи амфитеатрального зала с вестибюлем и кулуарами.



Рис. 1. Принципиальные композиционные схемы зданий кинотеатров:
а-торцовая; б-фронтальная; в-разрезы залов: 1-партерного; 2-с балконом; 3-амфитеатрального; 4-расположенного на втором этаже




Рис. 2. Кинотеатр с залами на 500 и 300 мест с блоком для кружковой работы на 100 человек. Архитекторы Г. Надточий, Е. Сердюк: а-план первого этажа; б-аксонометрия


Четкое зонирование помещений кинотеатра достигается и при расположении кулуаров-фойе в двух этажах с заполнением амфитеатра зала с верхней отметки, как это сделано, например, в кинотеатре г. Зеленограда. Принятый здесь прием создал предпосылки для своеобразного объемного решения здания.

Вертикальный прием композиции характерен для кинотеатров с особо развитым составом помещений. В последнее время в целях создания необходимых условий для дальнейшего развития культурно-просветительной работы намечается строительство зданий кинотеатров-клубов с танцевальными и выставочными залами, кафе и т. д.

В таких зданиях удобно располагать зал или залы на втором этаже, полностью освобождая первый уровень для размещения вестибюля с гардеробом, кулуаров и других помещений. Расположение зала на втором уровне и необходимость освещения естественным светом помещений первого этажа создают условия для объемного решения, отличного от обычных кинотеатров.

Особую группу составляют двух- и трехзальные кинотеатры, интерес к которым за последнее время возрос. Строительство таких кинотеатров функционально и экономически целесообразно. С точки зрения композиции здесь создаются неограниченные возможности вариаций различных сочетаний залов.



Рис. 2. Основные схемы композиции двухзальных кинотеатров: а-фронтальная; б-торцовая; в-вертикальная




Рис. 3. Пример кинотеатра с амфи-театральным залом (кинотеатр «Волга» в Москве):
а-план первого этажа; б-план второго этажа; в-план третьего этажа




Рис. 4. Кинотеатр «Первомайский» (Москва)




Рис. 5. Двухзальный кинотеатр с кафе и многоцелевым залом (проект). Архитекторы Ю. Гнедовский, Г. Горлышков, Ю. Корнеев, А. Пестов


В некоторых случаях (курортная или парковая зона) один из залов двухзальных кинотеатров делают в виде киноплощадки (зал без стен) с покрытием или без него.



Рис. 6. Двухзальный кинотеатр с трансформацией залов (проект). Архитекторы В. Веснин, А. Хнычев, А. Рогачий, Д. Давыдов




Рис. 7. Типовой проект кинотеатра с залом на 300 мест и киноплощадкой на 500 мест


Похожие статьи:
Конструктивные решения вспомогательных здании

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общественные здания

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум