Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Приемы трассирования в разных условиях местности


Приемы трассирования в разных условиях местности

Трассированием называется работа по прокладке на местности оси будущей дороги. После рекогносцировочного обследования местности и фиксирования контрольных точек должно быть зафиксировано положение трассы между контрольными точками. Для этого в начальной точке трассы устанавливают теодолит и трубу направляют на первую веху, видимую с начальной точки, и прокладывают трассу методом вешения по теодолиту. Если ближайшая веха не видна, направление может быть взято с исходного пункта на выпущенную с контрольной точки ракету или иной доступный сигнал.

Рис. 1. Направление трассы из точки А на невидимую точку В

Рис. 2. Трассирование в лесу

В благоприятных условиях рельефа при вешении длинных линий иногда можно использовать какой-либо видимый с большого расстояния ориентир, например пик высокой горы, возвышающееся отдельное здание и т. п. Наличие ориентира в перспективе длинных прямых улучшает зрительное восприятие дороги.

Если угол у мало отличается от 180° и условия местности по проложенному ходу более благоприятны, чем по АВ, закрепляют точку С, назначая в ней кривую радиуса не менее 3000 м. Если рекогносцировка выявит возможность проложения трассы более удобным ходом, например, по направлению ADB, вычисляют угол б из треугольника BCD и угол р из треугольника ACD.

При лесистой местности и сложном рельефе непосредственный выбор трассы может оказаться невозможным. Назначение направления пробными ходами требует много времени и не дает гарантии в том, что трасса будет наилучшей. В этих случаях направление трассы выбирают с помощью магистрального хода.

Направление поперечника устанавливают измерением угла с магистралью, расстояние — по дальномеру, а отметки по вертикальному углу и отсчету — по рейке; проложенный магистральный ход по румбам переносят на бумагу, наносят поперечники и надписывают отметки точек. По зарисованным в поле крокам рельефа вдоль магистрального хода проводят горизонтали и по вычерченному плану в горизонталях трассируют дорогу. Выбранную по плану трассу переносят на местность. Снаряжение для выполнения этой работы состоит из теодолита-тахеометра и двух реек.

Трассирование по склону предельными уклонами ведут теодолитом; для этого его устанавливают в начальной точке напряженного хода. Трубу теодолита закрепляют таким образом, чтобы ее визирная ось была наклонена к горизонту под углом, несколько меньшим угла наклона оси дороги при наибольшем допускаемом уклоне.

Некоторое уменьшение угла а против соответствующего предельному уклону нужно потому, что в дальнейшем при вписывании кривых в углы поворота длина трассы уменьшится и уклон может оказаться больше допустимого.

Трассировщик, установив инструмент в контрольной точке, посылает рабочего с рейкой вперед и отмечает точки на косогоре, где отсчет по рейке равен высоте инструмента. Прямые между этими точками и местом стоянки инструмента будут иметь заданный уклон. Ориентируясь на эти точки, трассировщик назначает положение трассы таким образом, чтобы она удовлетворяла заданным требованиям в плане, в продольном и поперечном профилях.

В более сложных местах надежнее трассировать по плану в горизонталях. Для этого сначала намечают приблизительное направление магистрального хода, вдоль которого производится подробная тахеометрическая съемка. Эта съемка должна охватывать полосу местности шириной до 150 м в каждую сторону. Точки при съемке следует выбирать таким образом, чтобы ими можно было охарактеризовать все существенные неровности местности. С одной стоянки теодолита-тахеометра можно взять до 20 точек с одновременной зарисовкой рельефа. При съемке рекомендуется по направлениям наибольших и наименьших поперечных уклонов, по которым размечают горизонтали, проводить на кроках прямые линии и назначать вдоль них по три-четыре точки. План вычерчивают в масштабе 1:2000—1:5000 с сечением рельефа горизонталями через 1—2 м, после чего по нему проектируют трассу. Трассу с плана переносят на местность, разбивают пикетаж, нивелируют и снимают поперечники.

Прокладку линий в трудных участках рекомендуется начинать с наиболее ясно выраженной на местности контрольной точки,через которую должна пройти трасса (седловина перевала, узкое дефиле между озерами и т. п.).

Ускоряет работы применение теодолитов Дальта 020, ТТ-4 и ТТ-5.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум