Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Подводные туннели

Примерная схема подводного тоннеля


Примерная схема подводного тоннеля

Рассмотрим примерную схему продольного разреза по оси транспортного тоннельного перехода под некоторой водной преградой.

Назначение тоннеля (будет ли он железнодорожным или автодорожным) и число путей (а может быть, — полос движения в нем) пока не имеет существенного значения. Для определенности условимся, однако, что тоннель автодорожный и на всем его протяжении, несмотря на разнообразие способов производства работ и типов конструкций, все ленты движения размещаются в одном ярусе.

В отношении гидрологии водотока принимается, что это большая река, текущая, как и многие реки Советского Союза, в меридиональном направлении. Судя по характеру берегов, река течет с юга на север. Аллювиальное строение ложа реки и затопляемого высокими водами острова свидетельствует о сравнительно небольшой скорости течения в обоих рукавах (вероятно, до 0,5-0,6 м/сек).

Высокий левый берег образован скальными водонепроницаемыми породами; пойменный правый берег — аллювиальными отложениями. Толща последних, как на берегу, так и в пределах большей части ложа реки, подстилается мощным слоем плотных глин.

Подводный тоннель в рассматриваемых условиях состоит из нескольких характерных участков.



Рис. 1. Схематический продольный разрез по оси подводно-тоннельного перехода


Прежде всего отметим русловые участки, которых в данном случае два. Расположенные в пределах меженного зеркала воды, они наиболее сложны в постройке и поэтому оказывают определяющее влияние на схему и основные параметры всего тоннельного перехода.

Между ними располагается островной участок, над которым вода может быть только в определенные — паводковые периоды.

К концам русловых участков примыкают береговые, различающиеся между собой тем, что над левобережным никогда не бывает воды, а зона правобережного затопляемого участка, так же как и островного, периодически, один или два раза в год, на сравнительно короткое время покрывается водой. Береговые участки оканчиваются порталами, ограничивающими подземную часть всего сооружения, т.е. то, что собственно и понимается под названием «тоннель», в отличие от более широкого термина «тоннельный переход». Последний объемлет весь комплекс сооружений для пересечения водотока, включая открытые подходы, вентиляционные здания, а если требуется, то регуляционные и берегоукрепительные сооружения и др.

Оба крайних участка тоннельного перехода являются подходами к тоннелю и иногда, применительно к автодорожным или пешеходным тоннелям, называются пандусами.

На левом берету, в скальных водонепроницаемых породах, тем более выше наивысшего горизонта грунтовых вод (г. гр. в.), — это обыкновенная скальная выемка требуемого в данных условиях поперечного сечения. На правом берегу, где собственно тоннель заканчивается в водонасыщенных аллювиальных отложениях, открытый подходной участок имеет водонепроницаемую обделку корытного профиля и называется рампой (рис. 2). С целью уменьшения длины закрытой части тоннельного перехода рамповый участок несколько выдвинут в пределы затопляемой поймы. При этом живое сечение водотока стесняется земляной дамбой по контуру рампы, устроенной для защиты ее конструкции от механических повреждений (льдом в период ледохода, плотами и плывущими бревнами, судами и т. п.).



Рис. 2. Поперечный разрез рамповой части подводного тоннеля


В рассматриваемом примере живое сечение реки дополнительно сокращается и за счет искусственного островка, насыпанного вокруг оголовка шахтного ствола на затопляемом острове. Чтобы компенсировать уменьшение живого сечения водотока производится расчистка правобережной поймы (посредством чего может быть снижено значение коэффициента шероховатости и соответственно увеличена скорость течения), делается срезка на части той же поймы (а при необходимости — также на острове) и допускается естественное угл; 5-ление дна до показанной на схеме проектной линии размыве.

Отметим, что основные гидрологические расчеты для подводного тоннельного перехода производятся с использованием тех же положений и приемов мостовой гидрологии, что и при расчете отверстий больших мостов.

В рассматриваемом примере в главном русле устроен временный пластырь (тюфяк) из насыпного грунта, который, в зависимости от скорости течения, отсыпается непосредственно или в мешках. Его назначение — увеличить защитную толщу породы над тоннелем на период проходки подземным способом левого руслового участка. Благодаря пластырю глубина заложения тоннеля может быть соответственно уменьшена. На расчетное живое сечение водотока наличие пластыря не повлияет в том случае, если принять, что ко времени пропуска паводковых вод он будет убран, предусмотреть это в календарном графике производства работ и обеспечить соответствующую организацию строительного процесса.



Похожие статьи:
Закрытый метод сооружения тоннелей

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Подводные туннели

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум