Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Прочие элементы производственных зданий


Прочие элементы производственных зданий

Ворота и двери. Конструктивные решения и типы ворот производственных зданий зависят от характера транспортных средств промышленного предприятия и их габаритов (железнодорожных составов, автомобилей, электро- и автопогрузчиков, тягачей и др.), а также от видов и размеров оборудования. Расстояние между воротами, как правило, принимают по технологическим требованиям.

На современных промышленных предприятиях в зависимости от способа открывания приняты следующие виды ворот: подъемно-секционные, шторные, раздвижные и распашные.

На действующих предприятиях существуют деревянные конструкции ворот, деревянные с металлическим каркасом и целиком металлические. В настоящее время при проектировании, как правило, применяют типовые металлические ворота различных видов и назначений, чаще всего с автоматическим открыванием.

На действующих предприятиях используют ворота различных типов и размеров: подъемно-поворотные (секционные) 4,8х5,4 м, предназначенные для пропуска железнодорожного транспорта; откатные 4,8х5,4; 3,6×3,6 и 3х3 м— для горячих цехов, складов и др.; шторные 4,8×5,4 м — для всех видов напольного транспорта; раздвижные 4,8×5,4; 3,6×3,6 и 3,6×3 м—для горячих цехов, складов и др.; распашные 2×2,4; 3×3; 4×3; 6,4×4,2 и 4,8×5,4 м — в цехах различного назначения, а также телескопические размерами 3,6×3,6; 4,2×4,2 и 4,8×5,4 м.

Рис. 1. Типы ворот производственных зданий:
а — распашные; б — раздвижные (одно- и друхпольные); в, г — раздвижные секционные; д — подъемно-цельные; е — то же, складные; ж, з — подъемно-сек-ционные; и — скатывающиеся (шторные)

Обеспечение производственных зданий современными типовыми воротами полностью еще не решено. На ВАЗе и КамАЗе хорошо себя зарекомендовали подъемно-поворотные ворота серии 1.435-11 и шторные серии Пр-05-58. К числу технологичных, выполняемых в настоящее время заводами- изготовителями, относят типовые ворота распашные, складчатые с ручным открыванием размерами 3,6×3,6 м, подъемно-складчатые с механизированным открыванием 3,6×3,6 м и 4,2×4,2 м. С 1 января 1985 г. принята типовая конструкция ворот откатных 1.435.9—24 и из панелей серии «сэндвич».

Автомобильные и железнодорожные ворота являются важным элементом композиции фасадов производственных зданий. В зависимости от общего архитектурного решения фасада и значения, придаваемого в композиции воротам, ЦНИИпромзданий рекомендует использовать следующие приемы: функциональную окраску; суперграфику; обрамление проемов ворот и использование козырьков.

Ворота должны быть оборудованы воздушными и воздушно-тепловыми завесами. Приняты унифицированные железобетонные конструкции обрамления ворот, представляющие раму, жестко связанную с конструкцией стены, для шага колонн 6 и 12 м. Эти обрамления могут быть использованы для любого вида ворот, имеющих унифицированные размеры проемов 3,6×3,0; 3,6×3,6; 4,8×5,4 м и др. Они могут быть применены и для других размеров ворот с соответствующим изменением высот стоек ворот и размещения закладных частей.

Чтобы избежать применения доборных элементов, проемы ворот на глухих участках стены следует располагать в крайних случаях. Рациональнее размещать ворота со сдвижкой в ту или иную сторону от оси шага колонн, так как в этом случае неиндустриальные доборные элементы располагают только с одной стороны ворот. Проще размещать воротные проемы в пределах остекленных проемов, поскольку количество доборных элементов ограничивается участком цоколя. С наружной стороны ворот следует устраивать пандусы с уклоном не более 0,1.

В производственных зданиях с панельными стенами участок в пределах принятого шага колонн между рамой ворот и панельными стенами чаще всего заполняют кирпичной кладкой.

Рис. 10.3. Примеры изображения ворот на фасаде здания:
а — приемы использования в композиции фасада: 1 — функциональная окраска; 2 — суперграфика; 3 — обрамление; 4 — козырьки; б — деталь обрамления проема; 1 — участок кирпичной стены; 2, 3 — элементы рамы; 4 — панельная стена

Рис. 10.4. Пример встроенной сборно-разборной этажерки в здании павильонного типа завода лаков и красок:
а — разрез; б—узел опирания на колонну балок рабочей площадки

Двери производственных зданий по своей конструкции аналогичны дверям гражданских зданий. Они отличаются от последних простотой устройства и отделки, а при необходимости — большим сечением обвязок и повышенной прочностью обшивки.

Рабочие площадки. Лестницы. Для удобства обслуживания технологического оборудования внутри цеха устраивают специальные площадки, обычно называемые рабочими. Площадки состоят из балок, настила, ограждения и лестниц. Рабочие Площадки монтируют по специально устанавливаемым колоннам или опорам технологического оборудования, а иногда по несущим конструкциям зданий. Встречаются многоярусные площадки, балки которых имеют жесткие сопряжения с колоннами, образуя многоэтажный каркас.

Технологические площадки можно подразделить на следующие группы: рабочие площадки, предназначенные под тяжелое оборудование (с полезной нагрузкой 10… 30 кПа); смотровые и ремонтные, устраиваемые у тяжелого оборудования — котлов, аппаратуры — или же под легкое технологическое оборудование (с полезной нагрузкой 4… 10 кПа); переходные, посадочные и смотровые, предназначаемые для обслуживания подъемно-транспортного оборудования (с полезной нагрузкой 2…4 кПа).

Тяжелое стационарное или подвижное оборудование (например, в металлургической, химической промышленности и др.) устанавливают на собственные фундаменты или на сборно-разборные встроенные этажерки, а мостовые краны передвигаются по специальным эстакадам.

Чтобы конструкции площадок для технологического оборудования не препятствовали свободе температурных деформаций оборудования, между настилом площадки и оборудованием предусматривают зазор.

При устройстве специальных колонн в несколько ярусов по высоте площадки чаще всего делают съемными (на болтах) по типу сборно-разборных этажерок.

Такие лестницы предназначены для массовой эвакуации или повседневной нормальной эксплуатации. По служебным лестницам обеспечивается связь между рабочими площадками технологического оборудования, этажерками, а также дополнительное сообщение между этажами. Такими лестницами пользуется небольшое количество работающих, и их делают простой легкой решетчатой конструкции, занимающей минимальное место.

Рис. 4. Примеры конструкций служебных лестниц:
а — лестница и площадка обслуживания крана; б, в — типы служебных лестниц; г — варианты использования лестниц в композиции фасада производственного здания

В производственных зданиях согласно требованиям СНиП II-2—80 и СНиП 11-90—81 должны быть предусмотрены наружные стальные пожарные лестницы. Наружные лестницы применяют для композиционного завершения фасадов, создания ритмометрических акцентов и повышения общей архитектурной выразительности фасадов.

Аварийные лестницы предназначены только для эвакуации людей при пожаре или аварии и по своей конструкции, как правило, не отличаются от подобных же лестниц гражданских зданий.

Перегородки. В настоящее время производственные помещения проектируют в виде больших залов, причем количество перегородок стремятся по возможности свести к минимуму. Разделительные перегородки на всю высоту помещений следует устанавливать по границам цехов с различными внутренними температурно-влажностными и производственными режимами. В остальных случаях широко применяют так называемые выгораживающие перегородки, не доходящие до потолка, отделяющие цеховые склады, конторы мастеров и другие обслуживающие и подсобные площади от основных.

При выборе наиболее целесообразного типа перегородок необходимо отдавать предпочтение сборным индустриальным более легким и укрупненным конструкциям, разработанным с учетом использования как местных материалов, так и элементов заводского изготовления. При проектировании одноэтажных зданий из сборного железобетона можно применять панельные железобетонные перегородки, что позволяет отказаться от кирпичной кладки; при этом снижается трудоемкость и стоимость перегородок. Конструкции этих перегородок позволяют осуществлять демонтаж и повторное устройство их, что особенно важно при реконструкции зданий и модернизации технологического процесса. Панельные перегородки крепят посредством закладных деталей к колоннам и стойкам фахверка. Верхнюю часть перегородок не доводят до затяжки ферм на 1,2 м и выполняют в виде обшивки из асбестоцемент-ных листов по стальному каркасу. Панели также выполняют из легких бетонов, фибролита в деревянной обвязке с облицовкой, гипсобетона, а также каркасно-обшивной конструкции и кирпичные панельные.

Для одноэтажных зданий с шумными производствами можно применять каркасно-обшивные перегородки с деревянными каркасами, обшитыми листами плоского асбестоцемента или гипсовой штукатурки. Для многоэтажных зданий разработаны стекло-гипсовые панельные перегородки. Их выполняют из панелей, устанавливаемых вертикально, и стальных обрамляющих элементов, закрепляемых к полу и потолку. Можно применять также трехслойные панели типа «сэндвич».

Если нет необходимости в звукоизоляции, следует применять однослойные конструкции с каркасом из стоек и горизонтальных ригелей и стальной или алюминиевой профилированной обшивкой. Возможно также применение асбестоцементных листов.

В состав каркасной перегородки конструкции ЦНИИпромзданий входят основные и промежуточные стойки, ригели, выполняемые из труб и уголков, стальные профилированные листы и звукоизолирующие минераловатные плиты. Швы между листами перегородок уплотняют полосовой резиной. Для одно-и многоэтажных зданий с герметизированными помещениями высотой до 4,8 м разработаны сборно-разборные алюминиевые перегородки. Находят применение конструкции перегородок с каркасом из холоднофор-мованных стальных профилей, облицованных гипсовыми плитами, перегородки с ас-бестоцементным каркасом. Кроме того, применяют конструкции легких перегородок с деревянным каркасом.

Деформационные швы. Противопожарные преграды. Производственные здания по всей высоте и всем конструктивным элементам, за исключением фундаментов, разделяют температурными швами на независимые друг от друга участки — температурные блоки-отсеки. Температурные швы предохраняют здания от образования в них трещин вследствие возникающих в конструкциях значительных температурных усилий. Расстояния между температурными швами для сборных железобетонных каркасов до недавнего времени принимали равными 60… 72 м. В настоящее время в целях экономии материалов и затрат труда расстояние между швами при необходимости может быть увеличено при соответствующем технико-экономическом обосновании до 144…228 м, учитывая при этом усилия в конструкциях, возникающие от температурного воздействия. Деформационные швы размещают с таким расчетом, чтобы возникающие в температурном отсеке усилия (входящие в дополнительные сочетания нагрузок от изменений температуры) не требовали дополнительного усиления арматуры элементов.

Простым решением деформационного шва является установка парных колонн, поддерживающих конструкции смежных участков одноэтажных производственных зданий, разделенных швом. При длине блоков до 144 (156) м поперечный температурный шов решается без вставок (как при блоке длиной 72 м). Зазор между плитами покрытия образуют за счет сдвижки плит в сторону от шва. Швы в зданиях с блоками длиной 228 м выполняют со вставкой шириной 100 (150) мм. В многоэтажных зданиях швы устраивают на спаренных колоннах, располагая рамы по обе стороны шва.

Рис. 5. Конструкции сборных перегородок:
а — железобетонных панельных; б — стеклогипсовых; в — из стального профилированного настила; г — алюминиевых панельных для герметизированных помещений; 1 — колонна; 2 — панели перегородки; 3 — дюбель; 4 — гнутый профиль; 5 — деревянный брус; 6 — стеклогипсовая панель; 7—герметик; 8— уголковый профиль; 9 — полужесткие минераловатные плиты; 10 — стальной профилированный лист; д, е — то же, кирпичных панельных перегородок одно- и многоэтажных зданий

Для предотвращения опасных усилий от неравномерной осадки железобетонных конструкций зданий значительной длины, состоящих из элементов различной этажности или опирающихся на участки с различными грунтами, предусматривают осадочные швы, которые доходят до подошвы фундамента; их устраивают по аналогии со швами, выполняемыми в гражданских зданиях. Осадочные швы одновременно являются и температурными. Описание деталей устройства деформационных швов в покрытиях и полах производственных зданий дано на рис. 10.7, в, г, д.

Здания, имеющие значительные размеры, надо разделять на более мелкие части противопожарными преградами, чтобы при возникновении пожара в одной части здания огонь не проник в соседнюю и не распространился по всему зданию. К горизонтальным и вертикальным противопожарным преградам относят: стены, перегородки, перекрытия, двери, ворота, люки, тамбур-шлюзы и окна. Область применения противопожарных преград устанавливается требованиями СНиП II-2—80 (п. 3.1 по 3.14) «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений». Чтобы предотвратить распространение пожара по вертикали, применяют горизонтальные преграды, по горизонтали — вертикальные.

Рис. 6. Конструкции деформационных швов: а — в панельной стене одноэтажного здания; б — то же, в перекрытии многоэтажного; 1 — колонна; 2 — панель стены; 3 — эластичный заполнитель; 4 — деформационный шов (д. ш.); в — то же, в покрытии; 1 — основной водоизоляционный ковер; 2 — основание под кровлю; 3 — теплоизоляционный слой (по расчету); 4 — пароизоляция (по расчету); 5 — несущая плита; 6 — уголок 50 х 50 мм по всей длине деформационного шва; 7 — вставка из листовой стали толщиной 3…4 мм; г — в полах на грунте; д — то же, на перекрытиях; 1 — покрытие; 2 — бетонный подстилающий слой; 3 — плита перекрытия; 4 — заполнение деформационного шва; 5 — компенсатор из оцинкованной кровельной стали





Похожие статьи:
Основные направления совершенствования архитектурно-строительных решений промышленных зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум