|
Навигация: Проектирование автомобильных дорог
Проектирование автомобильных дорог
Развитие народного хозяйства в СССР требует непрерывного увеличения объемов перевозки грузов из мест их образования к местам потребления. Целесообразность производства продукции промышленности и сельского хозяйства в тех местах, где местные природные условия наиболее благоприятны, приводит к образованию экономических районов с той или иной специализацией производства. Между экономическими районами возникают транспортные связи. С развитием производительных сил объем перевозок увеличивается и требуются обеспеченные пути сообщения и развитие транспортных средств. В зависимости от объема и расстояния используются различные виды транспорта: железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный и автомобильный. В условиях планового хозяйства СССР все виды транспорта используются в зависимости от их технических особенностей. Автомобильный транспорт в отличие от всех остальных является универсальным, так как собирает грузы по всей территории и подвозит их к станциям железных дорог, пристаням, аэродромам, а от них развозит грузы к потребителям. Кроме того, он самостоятельно перевозит грузы на значительные расстояния (1000 км и более). Автомобили, собирая грузы, иногда движутся без дороги по полям и лугам. Однако для снижения себестоимости реревозок и повышения производительности автомобильного транспорта необходимы соответствующим образом оборудованные дороги, обеспечивающие безопасное движение на высоких скоростях. В 1970 г. автомобильным транспортом в СССР перевезено 14,6 млрд. г грузов и при этом его грузооборот составил 220 млрд. ткм. Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. намечено общий грузооборот транспорта увеличить в 1,3 раза, в том числе грузооборот автомобильного транспорта в 1,6 раза. В Директивах предусмотрен также значительный рост автомобильного парка стра-ны, причем главным образом за счет увеличения количества легковых автомобилей и автомобилей большой грузоподъемности. Производство автомобилей промышленностью СССР непрерывно растет. В 1975 г. должно быть произведено 2—2,1 млн. автомобилей, в том числе выпуск грузовых автомобилей будет уве> личен в 1,5 раза. Такое увеличение парка автомобилей требует резкого расширения и улучшения сети автомобильных дорог. Сеть автомобильных дорог покрывает всю территорию СССР, но ее плотность недостаточна, а состояние требует значительного улучшения, необходимого для обеспечения производительной работы автомобильного транспорта. Директивы XXIV съезда КПСС предусматривают: «Считать одной из важнейших задач дальнейшее развитие автомобильного транспорта… Расширить строительство и реконструкцию автомобильных дорог, особенно в сельскохозяйственных и новых промышленных районах». Указами Верховных Советов СССР и союзных республик к участию в строительстве и реконструкции автомобильных дорог привлечены все организации промышленности и сельского хозяйства. Кроме бюджетных ассигнований, установлены нормы отчисления средств от валового оборота всех транспортных предприятий. Задача дорожников — экономично и более эффективно использовать отпускаемые средства и обеспечить высокое качество вновь построенных и реконструированных автомобильных дорог. По административному и хозяйственному признакам дороги разделяют на группы или классы, составляющие государственную классификацию автомобильных дорог. Важнейшие автомобильные магистрали, соединяющие столицы союзных республик между собой и с важнейшими административными и промышленными центрами, составляют основной костяк сети автомобильных дорог; их называют дорогами государственного значения и разделяют на общесоюзные и республиканские. Списки этих дорог утверждают Советы Министров СССР и союзных республик по представлению республиканских министерств по строительству и эксплуатации автомобильных дорог. Остальные автомобильные дороги составляют сеть дорог местного значения. Наиболее важные из них, соединяющие областные, краевые и районные центры между собой и со станциями железных дорог и пристанями водных путей, относят к дорогам областного значения. Их финансируют из областных бюджетов. Менее важные дороги местной сети относят к группе районных и финансируют из районных бюджетов. Крупным источником средств для строительства, ремонта и содержания дорог местного значения являются средства, отчисляемые организациями, совхозами и колхозами по Указу Верховного Совета СССР об участии организаций, находящихся в сельской местности, в расходах по содержанию и ремонту дорог, а также отчисления от оборота автотранспортных организаций. Часть дорог местного значения, обслуживающих преимущественно нужды какого-либо ведомства или предприятия, финансируют эти предприятия. Например, дороги п районе развитой добывающей промышленности, угледобычи, нефтедобычи, промышленных комбинатов Эти дороги называются ведомственными. Большинство их открыто для общего пользования. Городские дороги и дороги населенных мест, обслуживающие главным образом внутренние пассажиро- и грузопотоки, финансируют и содержат за счет средств городских и поселковых советов. Одним из важнейших показателей, характеризующих работу дорог, является интенсивность движения, которую определяют как среднесуточную за год и выражают в автомобилях в сутки. Наибольшая интенсивность движения характеризуется количеством автомобилей в час. От состояния поверхности дороги и размеров ее элементов — ширины проезжей части, радиусов кривых, продольных уклонов-— зависит возможность безопасного движения автомобилей с той или иной скоростью. Наибольшая скорость, по которой рассчитываются все элементы дороги, называется расчетной. Совокупность элементов дороги, определяющая ее пропускную способность и наибольшую скорость, движение с которой допустимо по дороге, определяет техническую категорию дороги. Количество автомобилей, проходящих по дороге в единицу времени, называется интенсивностью движения. Чем выше скорость движения, тем больше грузов й пассажиров может быть перевезено по дороге и выше производительность автомобильного транспорта, измеряемая тонно-километрами, т. е. произведением веса перевезенных грузов на расстояние в единицу времени. Для обеспечения безопасности движения автомобилей с той или иной скоростью дороги строятся по определенным техническим условиям (требованиям). По совокупности требований дороги разделяют на категории. В СССР автомобильные дороги общего пользования разделяются на пять технических категорий, отличающихся расчетными скоростью и интенсивностью движения; в III и IV категориях выделяются две группы промышленных дорог. По сборнику норм и правил проектирования автомобильных дорог (СНиП П-Д.5-72) разделение дорог по категориям производят по следующим признакам: 1. Автомобильные дороги государственного значения, республиканские магистрали, подъезды к аэропортам и портам — при интенсивности движения более 7000 авт./сутки относятся к I категории; при интенсивности движения от 3000 до 7000 авт./сутки относятся ко II категории, 2. Дороги государственного значения, областные и крупные районные, подъезды к железнодорожным станциям, портам и др. — при интенсивности движения от 1000 до 3000 авт./сутки относятся к III категории; подъезды к промышленным предприятиям при грузовой работе 1 млн. т брутто в год и более относятся к Ш-п категории; при грузовой работе менее 1 млн. т брутто в год относятся к IV-n категории. 3. Областные и районные дороги при интенсивности от 200 до 1000 авт./сутки относятся к IV категории. 4. Местные дороги при интенсивности менее 200 авт./сутки относятся к V технической категории. При этом СНиП П-Д.5-72 устанавливает следующие основные расчетные скорости, при которых должно быть обеспечено безопасное движение автомобилей: Категория дороги I II III IV V Скорость, км/час 150 120 100 80 60 Для трудных по условиям рельефа участков дороги эти скорости могут быть уменьшены на 10—25% при условии соответствующего обоснования расчетом целесообразности снижения скорости за счет уменьшения объема и стоимости работ при строительстве. Похожие статьи: Навигация: Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Информационный сайт о строительных материалах и технологиях. Контакты: Никита Королёв - © 2008-2014 |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|