Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Проектирование других элементов


Проектирование других элементов

Границы, подобно путям, нуждаются в определенной непрерывности формы по всей длине. Так, граница делового района, например, может быть задумана весьма интересно, но в действительности ее будет трудно опознать как таковую из-за отсутствия непрерывной формы. Граница получает силу, если ее можно увидеть с некоторого расстояния, если при подходе к ней резко характер зоны или если она отчет к служит соединением двух взаимно районов. Так, резкое завершение средневекового города у его стены, фронт жи1ых небоскребов вокруг Центрального парка на Манхаттане или четкость границы годы и земли на морском берегу в равной степени определяют мощное зрительное впечатление. Когда два резко контрастных района подходят близко один к другому и линия раздела между ними хорошо просматривается, то внимание легко концентрируется на ней.

Там, где соприкасающиеся районы не контрастируют между собой, имеет смысл по-разному трактовать среду по обе стороны Гранины, чтобы дать наблюдателю ощущение «внутри-снаружи». Это может быть достигнуто контрастом материалов застройки, озеленением, сильным изгибом линии. Границу можно оформить и таким образом, чтобы обеспечить ориентацию по всей длине — за счет избранного градиента или за счет повторяющихся опознаваемых точек, или путем придания завершениям отчетливо индивидуальной формы. Если граница незамкнута, крайне существенно, чтобы ее концы завершались ясно распознаваемыми «якорями», способными закрепить и выявить линию. Образ морского фронта Бостона, обычно не воспринимаемый в связи с набережной Чарлз-ривер, не имеет «якорей» ни на одном конце и в результате оказывается неопределенным, невнятным элементом в образе всего города.

Граница может стать чем-то большим, чем просто сильный барьер, если через нее осуществимо какое-то чисто визуальное или фактическое проникновение, если она так или иначе сопряжена со структурой районов на известную глубину по обе стороны. Тогда это скорее «шов», чем барьер, линия обмена, вдоль которой прочно соединяются две территории.

Ориентир отнюдь не обязательно должен быть велик по размеру; его роль может исполнять дверная ручка с неменьшим успехом, чем купол в силуэте города. Принципиальное значение имеет локализация: если ориентир велик или высок, пространственное окружение должно позволять его разглядеть; если он мал, то он должен размещаться в зонах наибольшего внимания — на поверхности под ногами или примерно на уровне глаз. Любой разрыв коммуникации — узел, точка принятия решения — является местом повышенной остроты восприятия. Наши интервью показали, что вполне ординарные здания, расположенные в точках принятия решений, отлично запоминаются, тогда как вполне индивидуализированные сооружения вдоль непрерывного маршрута погружаются в полную неопределенность.

Ориентир обладает достаточной силой, если его видно с большого расстояния и в тчение долгого времени, если, опираясь на него, можно установить собственную локализацию. Если же он распознается издали и с короткой дистанции, при быстром движении; или медленном, днем и ночью, то он становится постоянным «якорем» в восприятии сложной и непрерывно меняющейся городской среды.

Интенсивность образа возрастает, когда ориентир совмещается с определенным сосредоточением ассоциаций: если здание было сценой исторического события или если ярко окрашенная дверь к тому же ваша, это настоящий ориентир. Даже название места обладает силой, если оно широко известно и общепринято. В самом деле, чтобы наше окружение было еще и смыслосодержащим, подобное совмещение ассоциаций и образа воображения совершенно необходимо.

Отдельные ориентиры могут быть недостаточно сильны и требуют для распознания усиленного внимания. Однако если они группируются, то их взаимоусиление превышает простое суммирование. Опытные наблюдатели способны сформировать групповые ориентиры из самого неблагодарного материала и полагаться на интегрированный набор знаков, каждый из которых сам по себе слишком слаб, чтобы служить средством опознания. Такого типа «заметки» могут выстраиваться в протяженные последовательности, и тогда весь маршрут становится комфортабельно опознаваемым благодаря знакомой последовательности деталей.

Путаница венецианских улочек начинает преодолеваться после одной-двух прогулок, потому что здесь множество распознаваемых деталей, легко организуемых в определенные последовательности. Несколько реже ориентиры группируются, как бы образуя рисунок, сам по себе обладающий формой и потому способный указать наблюдателю направление, с которого он воспринимается. Именно так ведет себя парный ориентир Флоренции — купол и колокольня.

Узлы — концептуальные опоры образа наших городов, но в США они редко имеют форму, подтверждающую это суждение, гак как выявлены в основном лишь концентрацией активности.

Первое условие такой поддержки восприятия — опознаваемость узла по какому-то специфическому постоянному свойству окружающих стен, мощения, деталировки, освещения, озеленения, рельефа или силуэта. Самая суть этого элемента заключена в том, что это место, которое нельзя спутать ни с каким другим. Конечно, интенсивность использования усиливает эту опознаваемость, а иногда сама создает определенные зримые формы, как, например, на Тайме Скуэр в Нью-Йорке. Но число торговых или транспортных центров, где такая характерность отсутствует, поистине неизмеримо.

Узел легче распознается, если он имеет четкую, замкнутую границу и не расплывается во все стороны; он ярче запоминается, если включает один-два объекта, фокусирующих на себе внимание. Если к тому же узел обладает связностью пространственной формы, его сила неодолима. Тогда перед нами классическая идея формирования статичных экстерьерных пространств и мы владеем множеством способов придания такому месту выразительности и определенности: системой просветов, наложений, модуляции света, перспектив, ритмизованных поверхностей, закрытости, иерархии деталировки, движения и звуков.

Если разрыв транспортной коммуникации или точка принятия решений могут быть совмещены с узлом, последний привлечет к себе еще большее внимание. Желательно, чтобы подсоединение пути к узлу воспринималось отчетливо и обладало не меньшей выразительностью, чем пересечение путей: путник должен видеть, как и когда он вступает в пределы узла, где обрывается путь и где он продолжается.

Подобные точки концентрации способны организовывать или упорядочивать значительные по размерам районы. Это может быть градиент активности в направлении узла или пространственная ситуация, при которой узел время от времени открывается взору извне, пли наличие сильного ориентира. Именно таким образом Флоренция сфокусирована на собор Дуомо и на Палаццо Веккио, каждый из которых расположен в одном из двух главных узлов города. Узел может восприниматься издали по специфической силе света или напряжению шумов или по отражению какой-то его специфической характеристики в деталях окружающего ландшафта. Так, например, платаны, попадающиеся на глаза в пределах района, могут обозначить приближение к площади, на которой густо высажены именно эти деревья, или булыжное мощение улиц подводит к площади, мощенной таким же образом...

Если узел обладает системой внутренней ориентации — есть «верх» и «низ», «левое» и «правое», «спереди» и «сзади», его легко соотнести с более широкой, объемлющей ориентационной системой. Так, когда хорошо распознаваемые улицы соединяются четким узлом, образуемая связь оказывается прочной и наблюдатель ощущает наличиеструктуры города и свою в ней локализацию. Он понимает, в каком направлении следует двигаться, чтобы достичь цели, н само это понимание усиливает особенность данного узла как специфического «места».

Серия узлов может быть организована так, чтобы они сформировали целосшую структуру. Они могут быть сцеплены один с другим тесным сопоставлением или за счет того, что один просматривается из-за другого подобно частям площади Сан-Марко в Венеции или сочетанию площади Анунциата с Соборной площадью во Флоренции. Узлы могут быть одинаковым образом подсоединены к одним и тем же путям или границе, их может связывать повторяющийся соединительный элемент, или какая-то характеристика может подобно эху п редаваться от одного к другому.

Район города в простейшем смысле есть однородная по характеру территория. Эта однородность может выражаться в тождественности пространственного характера, как в узких улочках Бикон Хилл, карабкающихся по склону; в типе застройки, как в Саут-энд, с его сплошными фасадами примыкающих один к другому нарядных домов; в характере пейзажа, рельефа или стиля. Это может быть какая-то типовая деталь подобно белым верандам старого Балтимора.

Это может быть последовательное применение тех же цвета, фактуры или материала, мощения или деталировки фасадов, озеленения или освещения, силуэта или масштабных характеристик пространства. Чем более подобные однородные характеристики накладываются 0^на на другую, тем сильнее впечатление монолитного единства всего района. Обнаружено, что сюжетное единство трех-четырех подобных характеристик чрезвычайно способствует утверждению границ района. Большинство нами опрошенных держат в памяти компактную «связку» характеристик: Бикон Хилл — это узкие, идущие в гору улицы, замощенные клинкером, мелкомасштабная застройка блокированными домами и заглубленные в нишах входы. Если несколько связанных характеристик постоянно опознаются в пределах района, все остальное может варьироваться совершенно свободно — единство при этом сохраняется.

Конечно же, там, где опредмеченная однородность совмещена с однородностью использования и статусом, эффект оказывается наибольшим — ошибка исключена. Визуальный характер Бикон Хилл усилен его статусом жилого района «высшего класса», однако в большинстве американских городов такого совпадения нет: характер однородного использования никак не поддержан визуально.

Район закреплен в отношении четкости и замкнутости его границы. Бостонский новый жилой район на Коламбиа-пойнт обладает отчетливо островным характером, что, может быть, нежелательно с социальной точки зрения, но резко облегчает восприятие и идентификацию. Любой островок имеет эту особенность, и, если район легко воспринимается как целое (в панораме сверху или благодаря особенностям рельефа), обособленность его предопределена.

Район может обладать внутренней структурностью, иметь подрайоны, различающиеся между собой, но равные в подчинении целому, узлы, рисунок внутренних путей. Так, Бэк Бей структурирован сетью дорог, обозначенных в алфавитном порядке, и на большинстве эскизных планов он воспроизводился опрашиваемыми безошибочно и к тому же несколько преувеличенных размеров. Очевидно, структурированность района способствует живости закрепляемого в памяти образа, тем более что она говорит жителям не просто «вы где-то в Икс», но и «вы в Икс, рядом с Игреком».

Только обладая соответствующей внутренней дифференциро-ванностью, район может воплотить в своей форме связь с остальным городом. Тогда граница становится проницаемой н служит швом, а не барьером, а сам район связывается с другим районом непосредственным сопоставлением, визуальной взаимопроницаемостью, соотнесенность с линией или посредством промежуточного узла, пути или маленького района. Бикон Хилл связан с ядром города через Коммон, и это придает ему значительную долю привлекательности. Подобные связи усиливают характерность каждого района, соединяя в результате значительные городские территории.

Понятно, что нам нужна не просто однородность пространства, а подлинная пространственная система района, структурированная непрерывность пространственной формы. Элементарными примерами пространственных форм такого типа служат в городе набережные рек. В этом случае район будет отличаться от пространственного узла (типа площади) прежде всего недоступностью для быстрого освоения, и его можно воспринять как упорядоченную игру пространственных состояний лишь в результате довольно продолжительного путешествия. Наверное, у церемониальных дворов Пекина или каналов Амстердама есть именно такое качество — не удивительно, что они рождают образы большой силы.

Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум