Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Проектирование передвижки здания


Проектирование передвижки здания

I. Виды передвижки

Здания можно передвигать прямолинейно или по кривой. Прямолинейное движение может производиться в направлении одной из осей зданий (вдоль здания или поперек его) Или под углом к оси (в косом направлении). Передвижка может быть также выполнена в два этапа. Сначала вдоль одной оси здания, а потом в перпендикулярном или косом направлении.

Криволинейное движение выполняется обычно по дуге круга с центром вращения, расположенным вне здания. При длине радиуса кривизны менее 200 м рельсовые пути и ходовые балки необходимо изгибать. Катки располагаются радиально, их направления сходятся в центре вращения.

В большинстве случаев здания передвигают по горизонтали. Если здание после передвижки должно иметь более высокую вертикальную отметку, то его сначала передвигают, а затем поднимают. При понижении уровня здания после передвижки его сначала опускают, а затем передвигают. Передвижка по наклонным путям сложнее, чем по горизонтали с подъемом или опусканием, и применяется редко.

Наилучшие технико-экономические показатели достигаются при:
а) движении здания узкой стороной вперед;
б) совпадении направления путей с направлением большинства основных капитальных стен;
в) движении в прямом направлении;
г) движении в горизонтальной плоскости.

II. Конструкции, применяемые при передвижке

При передвижке каменных зданий нагрузка от стен, распределяющаяся равномерно на фундаменты, должна передаваться на катки и рельсовый путь в виде сосредоточенной нагрузки. В пролетах между катучими опорами стены должны работать на изгиб. Для восприятия растягивающих усилий в нижней, части стен под здание подводится металлическая опорная рама.

Опорная рама состоит из рандбалок, поперечных и ходовых балок. Рандбалки устраиваются из двутавровых балок, опоясывающих наружные и внутренние стены. Высота рандбалок принимается по расчету и обычно бывает в пределах 24—40 см. Рандбалки заделываются в борозды, пробиваемые с обеих сторон стены. Нижняя полка рандбалок устанавливается на уровне среза кладки. Детали узлов рандбалок показаны на рис. 1.

Уровень среза стен выбирается с таким расчетом, чтобы основание для передвижки было уложено на достаточно прочный гРУнт. Этот уровень всегда бывает ниже отметки дневной поверхности и выше уровня пола подвала и уточняется экономическими подсчетами.

Если передвижка производится по прямому направлению, то рандбалки устраиваются только в стенах, расположенных перпендикулярно направлению движения. Стены, совпадающие с направлением движения, не требуют заводки под них рандбалок. Нагрузка от них на ходовые балки может быть передана посредством поперечных балок, заделываемых в сквозные гнезда на расстоянии 1,5—2 м (рис. 48).



Рис. 1. Устройство рандбалок:
а — угловой стык рандбалки; б — типовой стык; в—примыкание поперечной стены к продольной; 1 — план; 2— то же, разрез А—А


Поперечные балки передают нагрузку на ходовые балки из тяжелых двутавровых прокатных профилей. Балки укладывают попарно с обеих сторон стен. Высота ходовых балок принимается до 60 см, расстояние между ними — 2,5—5 м. Длина каждой пары ходовых балок равна размеру здания по направлению его движения плюс длина консолей. При отсутствии внутри здания капитальных стен ходовые балки можно устанавливать не по всей длине его, а отдельными отрезками. Ходовые балки являются основной несущей конструкцией, поддерживающей здание во время передвижки.

Ходовые балки опираются на катки, передающие нагрузку на рельсовые пути (рис. 3). Рельсы располагаются непосредственно под ходовыми балками так, чтобы катки не работали на изгиб.



Рис. 2. Поперечная балка опорной рамы:
а — поперечная балка; б — ходовые балки; в —клинья; г — диафрагма; д — катки; е — рельсы; ж — шпалы; з — доска — амортизирующая прокладка


Для катков обычно применяются старые вагонные оси диаметром 14,5 см. Рельсы для путей железнодорожные, нормальной колеи, высотой 14 см. Укладывают их на деревянные шпалы по балластному щебеночному слою, пролитому слоем цементного раствора. Если передвигаемое здание вместо внутренних капитальных стен имеет кирпичные столбы или колонны, то поверх ходовых балок, перпендикулярно к ним, устанавливаются связи, обеспечивающие неизменное положение передвигаемых колонн на уровне среза здания.



Рис. 3. Установка ходовых балок:
а — ходовые балки; б — катки; в — рельсы; г — костыли; д — шпалы


Конструкция пути, по которому передвигается здание, состоит из железнодорожных рельсов, укладываемых по шпалам. Рельсовые пути для передвижки устраиваются обычно в четыре нитки. Они принимаются по расчету в зависимости от нагрузки и могут быть от 2 до 9 ниток. Ширина путей передвижки определяется длиной шпал, равной 1,35 м, что позволяет применять обычные железнодорожные шпалы, разрезанные пополам. Шпалы укладываются по щебеночному основанию. При устройстве подготовки на площади между с,тарым и новым положением здания необходимо отрыть грунт во всех слабых местах (бывшие погреба и ямы), засыпать их щебенкой и уплотнить каждый слой. После этого производится устройство щебеночного основания по всей площади передвижки с укаткой его дорожным катком. Поверх щебеночного основания устраивается цементная стяжка, на которую укладываются шпалы. Зимой стяжка устраивается из асфальта.



Рис. 4. Поперечные связи, закрепляющие низ колонны передвигаемого здания


Устройство подготовки под пути на старом месте передвигаемого здания производится двумя способами: при глубоких подвалах основание под пути устраивается на клетках, выкладываемых из металлических балок. При мелком подвале нижняя часть его послойно засыпается щебенкой и в дальнейшем основание устраивается так же, как и на пути движения здания.

Устройство новых фундаментов делается до передвижки дома. Разбивка нового фундамента производится точно по обмерным чертежам существующего фундамента. Толщина стен новых фундаментов делается несколько большей, чем существующий контур здания в плоскости его среза. Это уширение новых фундаментов делается на 5—7 см в каждую сторону от оси стены.

III. Механизмы и оборудование для передвижки зданий

К механизмам и оборудованию для передвижки зданий относятся катки, тяговые механизмы (лебедки, блоки, полиспасты, домкраты), крепления блоков, лотки для переброски катков и пульт управления.

Катки бывают деревянные, металлические из труб и металлические сплошные.

Деревянные строганые катки с бугелями на концах применяются для передвижки деревянных домов на небольшие расстоя-ния. Катки из обычных труб применяются для передвижки деревянных домов на большие расстояния. Катки из цельнотянутых толстостенных труб диаметром не более 80 мм целесообразны для передвижки малоэтажных каменных зданий.

Для передвижки больших каменных зданий применяются стальные сплошные катки диаметром 144 мм, изготавливаемые из вагонных осей. Длина катков принимается 1,2 м из расчета обслуживания катками одного пути.

Тяговое усилие при передвижке каменных зданий необходимо для преодоления инерции здания при трогании его с места, преодоления силы трения при качении катков по рельсам, преодоления добавочных сопротивлений (просадок путей, преодоления сопротивления от строительного мусора и пыли, набившейся под катки, и от неточного расположения катков при движении по ним здания).

Величина тягового усилия составляет в момент трогания здания с места около 5% от веса здания, а в процессе движения— 3%. Тяговое усилие при передвижке зданий осуществляется тянущими и толкающими приспособлениями.

Тянущие приспособления состоят из лебедок и системы полиспастов, которая представляет собой стальной канат, пропущенный через систему блоков, один конец которого закреплен неподвижно, а другой — наматывается на барабан лебедки.

Половина блоков полиспаста закреплена неподвижно за пределами нового месторасположения здания, а вторая половина блоков крепится к передвигаемому зданию.

Применение полиспаста позволяет увеличить тяговое усилие от лебедки во столько раз, сколько ветвей имеет полиспаст (минус единица).

Лебедки для передвижки зданий применяются грузоподъемностью 3—15 т. Они устанавливаются впереди передвигаемого здания на консольных выпусках ходовых балок. Стальные канаты для передвижки зданий применяются диаметром 20—25 мм.

Толкающие приспособления состоят из домкратов и упоров для них и устанавливаются сзади передвигаемого здания. Домкраты могут применяться в сочетании с полиспастами и самостоятельно, в зависимости от веса здания, ширины фронта передвижки и условий установки здания на новом месте.

Домкраты для передвижки зданий могут применяться ручные (винтовые), гидравлические и электрические.

Ручные винтовые домкраты применяются для передвижки небольших зданий на малые расстояния, так как имеют небольшую техническую скорость от 0,5 до 3 м/час и требуют затрат большого количества ручного труда.



Рис. 5. Тянущие приспособления:
а —схема полиспаста; б — узлы; 1 — передвигаемое здание; 2 — анкерная опора; 3 — неподвижные блоки; 4 — подвижные блоки-а —лебедка; 6 — ходовые балки; 7 — стержень крепления блока к ходовым балкам; 8 — блоки; 9 — обойма блока- 10 — шарнирная связь; 11 — крепление к упорной балке; 12 — упорная балка, прикрепленная к неподвижным анкерам


Гидравлические домкраты могут применяться для передвижки яЖелых каменных зданий. Однако они имеют небольшую скорость движения и применение их требует устройства сложной гидравлической системы. Поэтому, наиболее рациональными для передвижки зданий являются электрические домкраты. Техническая скорость их 10—12 м/час.

В советской практике для передвижки домов применяются домкраты конструкции В. Г. Киркина. Грузоподъемность домкрата 20 т, скорость — 210 мм/мин, величина выхода штока 500 мм, высота домкрата 800 мм, вес 200 кг. Для удобства транспортировки к местам установки в основании домкрата имеются колеса.

Домкраты обеспечивают плавное движение, безопасны в работе и легко крепятся к ходовым балкам. Недостатком работы с домкратами является необходимость остановок здания через каждые 50 см пути по мере выхода винта домкрата. Это снижает скорости передвижки здания до 3 м/час.

Домкраты устанавливаются на задних концах ходовых балок. Для этого между каждой парой ходовых балок возле торца с отступом на длину домкрата приваривается упорная балка, в которую через деревянную доску упирается основание домкрата. Домкрат лежит на деревянной подкладке, устроенной из досок, положенных на нижние полки ходовых балок.

Винтовой шток домкрата выходит за пределы ходовых балок и упирается в специальный упор, который в четырех точках надевается на головки двух ниток рельсового пути и закрепляется на них стальными клиньями. Для перестановки его в новое положение необходимо выбить клинья, передвинуть упор и закрепить его клиньями в новом положении.

Анкерное крепление неподвижных блоков устраивается в виде Двух рядов свай длиной 3—5 м и стенки. Пространство между сваями и траншея перед стенкой заполняются щебенкой и проливаются цементным раствором. По верху свай крепится распределяющая нагрузку двутавровая балка, к которой прикрепляются неподвижные блоки. Анкерное крепление неподвижных блоков может быть также устроено по способу, указанному на рис. 7.

В последних передвижках в качестве анкерной опоры на землю укладывался штабель фундаментных бетонных блоков. Бетонные блоки располагались рядами во взаимно перпендикулярном направлении. В нижнем ряду с тыльной стороны штабеля укладывалась двутавровая балка, к которой на стальном канате, пропущенном сквозь штабель, крепился неподвижный блок полиспаста.



Рис. 5. Домкрат конструкции В. Г. Киркина для передвижки зданий




Рис. 6. Толкающие приспособления при передвижке зданий, состоящие из электрических домкратов и упоров




Рис. 7. Устройство анкеров для закрепления неподсиж-ных блоков:
а — блок; б—распределительная балка; в — щебень, политый раствором; г—анкерная плита


Лоток для переброски катков. Во время движения здания на каждом пути должно быть 2—3 резервных катка. Освобождающиеся катки с тыльной стороны передвигаемого здания должны быть поданы в переднюю его часть. Для такой передачи внутри пары ходовых балок устраивается деревянный лоток, по которому на тележке подаются вперед освободившиеся катки.

На тележке имеются два каната, позволяющие двум рабочим передвигать ее вперед и назад. При передвижке здания по кривой с применением изогнутых ходовых балок оси тележки устанавливаются под нужным углом, обеспечивающим криволинейное движение тележки.

Впереди передвигаемого здания на выпусках ходовых балок устраивается пульт управления.

Пульт управления представляет собой помещение площадью 6—8 м2. Он устраивается в одном из передних углов дома с таким расчетом, чтобы вести непосредственное наблюдение за двумя сторонами передвигаемого здания. Внутри пульта управления устанавливается радиоустановка с микрофоном, а репродукторы устанавливаются на здании. Кроме того, в пульте управления имеется.телефонный коммутатор на 10—12 номеров с установкой телефонных аппаратов в необходимых точках передвигаемого здания.

Похожие статьи:
Подкрановые балки

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум