Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Проектирование продольного профиля


Проектирование продольного профиля

Продольный профиль составляют в процессе изысканий по основному ходу и отдельно по вариантам. В поле проектную линию намечают в первом приближении для установления примерных объемов работ, необходимых для обеспечения допускаемых продольных уклонов. По данным обследования грунтов вдоль трассы на продольный профиль наносят грунтовый разрез. При составлении проекта профиль вычерчивают, включая в него принятые варианты. Если вариант длиннее основного хода, его пикетаж включают с теми индексами, которые были применены изыскательской партией. При этом некоторые номера пикетов могут повториться. Если вариант короче основного хода, его пикетаж также включается с соответствующими индексами, но некоторые номера пикетов могут отсутствовать. Пикетаж по принятому продольному профилю должен точно совпадать с пикетажем по плану трассы.

Удобство и безопасность движения автомобилей с расчетной скоростью достигаются при плавной проектной линии с возможно меньшими продольными уклонами и с применением вертикальных кривых для сопряжений участков проектной линии, имеющих разные уклоны.

Чем интенсивнее движение на автомобильной дороге и с чем большей скоростью оно происходит, тем меньше должна быть величина продольных уклонов. В СНиП П-Д.5-72 установлены величины предельных уклонов в зависимости от технической категории дороги.

В исключительных случаях и трудных условиях рельефа на коротких участках разрешается увеличение уклона на 20%о. В таких случаях сравнивают варианты трассы с допустимым и повышенным уклоном и приводят тяговый и технико-экономический расчеты. Перед участками с такими уклонами должны быть поставлены знаки ограничения скорости движения.

Если на участках дороги с большими продольными уклонами расположены кривые малого радиуса, условия движения осложняются.

В тяжелых условиях IV и V категории рельефа на затяжных уклонах более 50%о следует устраивать промежуточные вставки с уклоном, не превышающим 20V Длина вставок определяется из условий размещения сопрягающих вертикальных кривых.

В тяжелых условиях горной местности IV и V категорий рельефа для повышения безопасности движения на спусках крутизной более 50%о и длиной более 1000 м устраивают аварийные съезды для автомобилей с испортившимися тормозами.

При высокой интенсивности движения и наличии в потоке большого числа медленно движущихся на подъем автомобилей (автопоезда и^грузовые большого тоннажа, скорость которых на подъеме не менее 25 км/ч) проектируют в сторону подъема дополнительные полосы проезжей части.

Дополнительные полосы целесообразны на прямых и кривых радиуса более 200 м. Ширина дополнительной и основной полосы на подъеме равна 3,5 м на всем протяжении подъема.

При проектировании продольного профиля обычно принимают, что дно кюветов и резервов идет параллельно бровке земляного полотна, поэтому проектная линия должна иметь непрерывный уклон в сторону понижений местности. Если это не удается выдержать, должны быть спроектированы заглубленные кюветы, удовлетворяющие требованиям отвода воды.

Отметки их дна и уклоны заносят в соответствующие графы — сетки продольного профиля. В местах заглубления труб и резервов в пониженных местах местности должны быть запроектированы канавы для отвода воды в сторону от дороги. Их проектирование ведут по поперечникам, снятым на местности. Сечение канав должно обеспечивать пропуск расчетного расхода воды, при этом необходимо предусматривать меры борьбы с размывом канав водой, стекающей со скоростями, превышающими допустимые для того или иного рода грунта.

На участках, где земляное полотно устроено в невысоких насыпях из привозного грунта, отвод воды от подошвы откосов обеспечивается планировкой придорожной полосы.

На болотах собирающие с поверхности воду канавы проектируют вдоль насыпи на расстоянии 2 м от подошвы откоса.

Проектная линия в выемке не должна проходить по неустойчивым или водоносным грунтам, так как в этих случаях требуется устраивать дренажи, а иногда даже заменять неустойчивые грунты в основании под проезжей частью.

Поверхностный водоотвод должен быть повсеместно обеспечен; проектную линию в выемках необходимо располагать с уклоном не менее 5%, а лучше 10% и более. Не разрешается перепускать воду из кюветов или резервов насыпи по кюветам выемки. Во всех местах понижения поверхности земли должен быть решен способ отвода поверхностных вод путем устройства перепускных труб или водоотводных канав.

На косогорных участках необходимо предусмотреть отвод стекающих нагорных вод.

В затяжных выемках, на крутых уклонах и при размываемых грунтах следует предусмотреть меры по укреплению кюветов от размыва.

Проектная линия на косогоре должна обеспечить устойчивость земляного полотна при возможно меньшей трудоемкости и стоимости работ.

Устойчивость косогора зависит от его крутизны, чередования и наклона напластований грунтов и их свойств в разных слоях. Неустойчивость склона обычно возникает при наличии прослоек из слабых водоносных грунтов. Вынос мелкозернистых частиц грунтовой водой ослабляет поддержку вышележащих слоев, при этом возможно их оседание с отрывом от основного массива и образование обвалов или оползней.

Неустойчивость склона может возникнуть от дополнительной нагрузки при устройстве насыпи, вызывающей сползание насыпи вместе с частью грунта косогора. При подрезке склона откосом выемки часть неустойчивых грунтов склона может оторваться от массива и сползти в выемку или полувыемку, поэтому при проектировании трассы на склоне следует на поперечники наносить грунтовый разрез и в случае сомнений в устойчивости производить поверочные расчеты и предусматривать меры, обеспечивающие устойчивость дорожного полотна. Такими мерами могут быть: дренажи, перехватывающие грунтовую воду и отводящие ее в сторону; подпорные стены, поддерживающие насыпь (низовые) или откос выемки (верховые); проектирование более пологих откосов, обеспечивающих устойчивость напластований, находящихся выше поверхности дороги.

При устойчивом косогоре основная задача — так провести проектную линию, чтобы обеспечить наименьшую стоимость и трудоемкость работ по постройке земляного полотна. На крутом косогоре даже небольшая сдвижка оси земляного полотна в ту или иную сторону или изменение отметки значительно влияют на стоимость и трудоемкость работ.

Рис. 1. Выбор проектной отметки (а) или положения оси дороги (б) на косогоре

Так как смежные профили связаны между собой положением осевой линии как в плане, так и в профиле, практически поступают следующим образом. На поперечниках указанным способом определяют наивыгоднейшее положение проектной линии для проложенной трассы по высоте. Определенные по профилям красные отметки оси переносят на продольный профиль и полученные точки соединяют линией. Полученную ломаную линию спрямляют, не превышая допустимого уклона осредненной линией, и вычисляют красные отметки.

Эти отметки переносят на поперечники и смещают ось вправо или влево, чтобы получить наивыгоднейшие поперечные профили и определяют требуемое смещение от трассы вправо или влево. Полученные точки переносят на план трассы на косогоре, вычерченный в крупном масштабе (например, 1:200), и проводят новую ось трассы, соблюдая требования удобства и безопасности движения возможно ближе к полученным точкам. По исправленной оси вычерчивают новый продольный профиль, наносят на него проектную линию и новые положения оси и проектной линии закрепляют на поперечниках. Составляют ведомость изменения элементов трассы и смещения положения оси по пикетажу дороги.

Рис. 2. Проектирование продольного профиля на косогоре:
а — проектная линия по оптимальным отметкам поперечных профилей; б — исправление плана трассы смещением оси по оптимальным отметкам поперечных профилей; в — окончательно выбранный продольный профиль

На крутых косогорах с уклонами местности более 1:3 размещение земляного полотна без подпорных стенок бывает весьма трудно. Так как устройство подпорных стенок представляет трудоемкую работу, требующую подвоза камня, песка и вяжущего (для раствора), на крутых склонах предпочитают проектирование земляного полотна на полке.



Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум