Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Проектирование путей


Проектирование путей

Повысить вообразимость городского окружения — значит, поддержать опознаваемость и структурированность. Элементы, которые мы уже рассматривали, — пути, границы, ориентиры, узлы и районы — суть кирпичи, из которых можно сооружать прочные, распознаваемые конструкции в масштабе города. Что же можно извлечь из ранее рассмотренного материала для определения характеристик элементов, из которых можно собрать действительно представимое окружение?

Пути, сеть привычных или только потенциальных линий движения по городскому комплексу — самое мощное средство упорядочения целого.

Все эти характеристики должны быть приданы пути таким образом, чтобы обеспечить ему непрерывность. Если две или более из названных характеристик настойчиво использованы по всей длине (посадка деревьев на бульваре, единство цвета или текстуры мощения или класснцистская упорядоченность фасадов), то путь можно будет представить образно как непрерывный, единый элемент. Регулярность может носить и ритмический характер: повторение раскрытых пространств, монументов или угловых магазинов — сама концентрация на привычном вдоль пути будет способствовать усилению образа непрерывности.

Из сказанного естественно вытекает вопрос о визуальной иерархии улиц и проездов, выстраиваемой аналогично хорошо знакомой функциональной иерархии: чувственное вычленение главных «каналов» и объединение их в роли элементов непрерывных, поддающихся восприятию именно в этом качестве. Так образуется каркас образа города.

Линия движения должна обладать ясной направленностью. Человеческий мозг нагнетают как бесконечно следующие один за другим повороты, так и постепенные, неясные искривления пути, которые приводят к существенному сдвигу направления. Непрерывные иэтомы и изгибы венецианских улочек или улочек на романтических планировках Оль-(стела, равно как и постепенный изгиб Атлантик Авеню в Бостоне, способны дезориентировать всех, кроме наиболее привычных наблюдателей. Очевидно, что ясностью направления обладает прямой путь, но не менее ясны и несколько четко оформленных поворотов, приближающихся к 90°, или множество легких искривлений пути, при которых, однако, не утрачивается главное направление.

Опрос показывает, что наблюдатели склонны приписывать путям необратимую направленность и отождествлять улицу с неким пунктом назначения, к которому она выводит. Улица воспринимается как нечто ведущее к чему-то. Путь должен поддержать эту особенность восприятия наличием сильно выраженных начал и концов и градиента изменения направления, т.е. давать наблюдателю чувство ясной последовательности и различия в движении в противоположных направлениях. Идеальным градиентом такого рода

является склон, так как, давая пояснения спрашивающему, можно воспользоваться оппозицией «вверх-вниз» по улице. Есть, однако, и множество других: последовательное сгущение знаков, витрин, людей на тротуарах позволяет заметить подход к торговому узлу; такую же роль может играть цветовой градиент или изменение плотности зелени; сокращение длины кварталов или сжатие пространства может указывать на приближение к центру города. Разумеется, можно пользоваться и асимметричными схемами: нетрудно двигаться, «чтобы парк все время был по левую руку», или «к золоченому куполу». В тех же целях могут быть использованы указующие стрелы или кодированная покраска плоскостей, ориентированных в необходимую сторону. Все эти средства превращают путь в ясно ориентированный элемент, позволяющий не ошибиться в направлении, элемент, с которым могут быть соотносимы все остальные.

Если местонахождение на линии распознается и в количественном выражении, то линия не только ориентирована, но и скалиро-вана: уже заурядная маркировка зданий номерами выполняет такую функцию. Гораздо менее абстрактным средством служит такое выделение распознаваемого пункта на линии, при котором другие места могут осознаваться как расположенные «до» или «после» него. Несколько таких контрольных точек резко облегчают определение местонахождения. Такую же роль может играть какое-то качество пути (например, сечение «коридора»), если оно нарастает или убывает скачками и сам переход имеет ясную форму. Тогда можно определить какое-то место как расположенное «как раз перед тем, как улица резко сужается» или «на гребне холма перед самым спуском». Тогда пешеход или пассажир осознает не только, что «я двигаюсь в правильном направлении», но и «я уже почти на месте». Если путешествие содержит серии ясно определенных «событий», возможность достигать и миновать одну промежуточную цель за другой, оно само по себе приобретает значение, превращаясь в некоторое событие.

Наблюдатели испытывают (даже по памяти) сильную реакцию на «кинетические» свойства пути, на чувство движения: повороты, подъемы, спуски. Эти свойства тем заметнее, чем с большей скоростью совершается передвижение. Широкая петля на спуске при движении к центру города может отложиться в памяти незабываемым образом. Хотя осязательность и чувство равновесия играют несомненную роль в таком восприятии движения, главным все же оказывается зрение. Объекты вдоль пути могут быть сорганизованы так, чтобы обострить эффект движения под углом или в перспективу, «означить направление движения далеко вперед. Динамическое оформление линии движения способно придать ей опознаваемость и облегчить формирование образной непрерывности во времени.

Любой вид зрительного подчеркивания самого пути или пункта, к которому он ведет, способствует усилению образа. Такую роль могут играть и большой мост, и осевое строение авеню, и движение в выемке, и, наконец, далекий силуэт цели движения. Само наличие пути может стать очевидным благодаря высоким ориентирам, расположенным вдоль него, или каким-то иным признакам. Жизненно важные линии коммуникации становятся тогда физически ощутимыми и символизируют фундаментальные свойства городского образа жизни. В то же время впечатление от пути значительно обогащается, если путь раскрывает взору путника другие элементы города, если он пронизывает их или «срезает» под углом, если предлагает взгляду знаки и признаки того, что остается справа и слева. Так, формы станции метро, проходящего сквозь торговую зону, могут выявить характер города наверху. Однако путь может быть оформлен и таким образом, что само движение вдруг воспринимается с особой силой: разделительные полосы, рампы, мостики или спиральные съезды могут войти в технику повышения объема визуального восприятия у путешествующего по городу.

Как правило, город структурирован упорядоченной сетью путей. Перекрестки, точки соединения путей и принятия решений о даль-кейшем направлении движения приобретают в рамках этой сети роль стратегических пунктов. Если они порождают отчетливый зрительный образ, если само по себе пересечение способно сформировать живой образ и выразить взаимоотнесенность путей, то наблюдатель оказывается в состоянии вполне удовлетворительно воспроизвести его структуру. Отнюдь не только станции метро не дают возможности составить подобный ясный образ: пояснение загадочных пересечений в современной системе путей требует от проектировщика особого внимания.

Как правило, соединение более двух путей весьма трудно мысленно воспроизвести, и потому ясный образ может возникнуть лишь при относительной простоте строения системы путей. При этом речь идет скорее о топологическом, чем геометрическом, понимании простоты: так, нерегулярной формы перекресток с Углами, лишь близкими к прямым, предпочтительнее точного «трезубца». Примерами простых структур можно считать параллельные соединения веретенообразных форм, одинарные, двойные и тройные кресты, прямоугольники, сведение вместе нескольких осей.

Пути могут быть представляемы не в виде характерного рисунка каких-то индивидуальных элементов, а в виде сети, содержащей в себе объяснение взаимоотношения всех путей в системе без выделения какого-либо из них. Этому условию отвечает решетка, обладающая постоянством и направлений, и топологических взаимосвязей, и расчленения пространства. Чистая, или идеальная, ре щетка содержит все три свойства, но одна лишь топологическая инвариантность или неизменность направлений могут оказаться совершенно достаточными. Образ становится резче и четче, если все пути, идущие тополе гическн в одном направлении (ориентация по странам света), зрительно отличаются от других путей, — благодаря этому достигнуто четкое различение на авеню и стрит на Манхаттане. Такую же роль могут играть цветность, тип озеленения или деталировка оформления. Системы наименования и нумерации, градиенты топографической, пространственной или детализирующей дифференциации внутри решетки могут придавать ей и направленность, и даже чувство точной локализации внутри.

Есть, наконец, способ организации пути или системы путей, который будет приобретать все. возрастающее значение в мире дальних расстояний и больших скоростей, — по аналогии с музыкой его можно назвать «мелодическим». «События» вдоль пути и его характеристики — ориентиры, смены пространственной формы, динамические ощущения — все это может быть организовано в виде мелодической линии, воспринимаемой и представимой как целостная форма в существенном промежутке времени. Поскольку это скорее образ всей мелодии, чем серия раздельных точек, такой образ может быть и чрезвычайно емким, и не слишком навязчивым. Форма может здесь соответствовать классической схеме «интродукция-развитие — апогей — завершение», или она может соответствовать более изощренным композиционным схемам, где нет четкости завершения в финале. Подъезд к Сан-Франциско через залив дает некоторое! представление о такой мелодической организации, и эта техника обещает широкое поле исследований и проектного эксперимента.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум