Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Производство работ по возвышению земляного полотна и исправлению продольного профиля


Производство работ по возвышению земляного полотна и исправлению продольного профиля

Реконструкция насыпей, особенно высоких, с поднятием их бровок является технически трудной задачей. С увеличением высоты насыпи повышается и степень вероятности ее осадки и сползания вновь отсыпанного грунта по откосу.

Работы начинают со срезки бульдозером растительного грунта с откосов насыпи. Если на откосах имеются шлейфы песка, щебня, гравия или других материалов, отличающихся по своим физико-механическим свойствам от свойств грунта, из которого возведена насыпь, то их снимают экскаватором. Затем земляное полотно послойно уширяют до уровня бровки в соответствии с новой рабочей отметкой.

При подъеме земляного полотна на величину большую, чем проектная толщина дорожной одежды с коэффициентом прочности дорожную одежду целесообразно удалить, так как каменный материал может быть использован для укрепления обочин п верхней части насыпи. Согласно исследованиям И. Негодаева и Б. А. Козловского, гранулометрический состав «ношенного щебеночного основания большей частью удовлетворяет принципу минимума пустот. Поэтому получаемый” в результате вскирковки изношенной дорожной одежды материал, как правило, пригоден для дальнейшего применения. При содержании в нем известняковых частиц свыше 25—30% размером мельче 0,5 мм, обладающих высокой пластичностью, к нему добавляют 20—25%) песка, желательно крупнозернистого, и после перемешивания распределяют по всей ширине земляного полотна, уплотняя при оптимальной влажности. Но если а изношенный щебеночный материал ввести местные малоактивные вяжущие (различные золы, известь, гранулированный ишак, цементную пыль, битуминозные пески естественного происхождения, отходы от промывки цистерн и танкеров), то его можно применять и для устройства подстилающего слоя дорожных одежд.

Удалив дороленую одежду, грунт в корыте разрыхляют на глубину 10 см. Затем корыто заполняют таким же грунтом, как в земляном полотне с послойным уплотнением. Толщину слоев принимают не более 0,6—0,7 от рекомендуемой инструкцией по производству земляных работ для используемой уплотняющей машины. Строго соблюдая оптимальную влажность, грунт уплотняют до коэффициента Ко = 1,03 – 1,05. Подобная чрезвычайно важная технологическая операция должна строго соблюдаться, пока не будет заделано корыто, образовавшееся после удаления ранее существовавшей дороленой оделеды.

Образование верховодки в теле земляного полотна может быть предотвращено только при чрезвычайно тщательном производстве земляных работ по заделке корыта.

Если применяемый грунт неоднороден по своим свойствам, то после его распределения каждый слой необходимо перемешать автогрейдером до получения однородного состава и лишь после этого уплотнять.

После заделки корыта необходимо земляное полотно спрофилировать, придав его поверхности двускатный поперечный профиль с уклоном не менее 40%о, а затем послойно его досыпать до проектной отметки грунтом, указанным в § IV.5. Чтобы достигнуть высокой степени уплотнения, соответствующей грунту длительное время эксплуатировавшегося земляного полотна, толщину отсыпаемых слоев нужно принимать на 20—25% меньшей по сравнению указанной в инструкции. Наиболее оправдано применение катков на пневматических шинах, давление в которых в начальной стадии уплотнения не должно превышать 2—3 кгс/см2. В заключи-тсльной стадии уплотнения давление в шинах повышают при супесях д0 з—4 кгс/см2, при суглинках до 6—8 кгс/см2. При уплотнении песков давление в шинах на всех стадиях уплотнения оставляют равным 2—3 кгс/см2.

Первый и последний проходы по полосе уплотнения производят при скорости движения катка 2—2,5 км/ч, промежуточные и конеч-,ше — при скорости 8—10 км/ч. В США при уплотнении грунтов самоходными виброкатками скорость их движения принимают равной 12 — 16 км/ч.

При досыпке земляного полотна песчаными грунтами отсутствует необходимость в предварительной их подкатке легкими катками. Желательно применять секционные катки с независимой подвеской колес. На завершающей стадии уплотнения верхней части досыпаемого земляного полотна необходимы самоходные катки на пневматических шинах. При вынужденном использовании связных комковатых грунтов, имеющих оптимальную влажность W0, первоначальное уплотнение целесообразно выполнять кулачковыми катками с расчетным давлением на опорную поверхность кулачков, равным при пылеватых супесях и легких суглинках 7—15 кгс/см2, при легких пылеватых суглинках и тяжелых суглинках—15—40 кгс/см2 и при тяжелых пылеватых суглинках и глинах — 40—60 кгс/см2.

В случае досыпки земляного полотна крупнообломочными, граволпстыми, грунтощсбеночными, дресвяными несвязными и малосвязными грунтами, содержащими до 5—6% глинистых частиц, Целесообразно вести уплотнение впброкатками массой 4—5 т при толщине слоя до 40 см. Песчаные грунты можно уплотнять более тяжелыми катками при толщине слоя до 60 см и число проходов от 3 до 4, но со строгим соблюдением оптимальной влажности.

Для предотвращения обрушения откосов и сползания катков под откос при досыпке насыпи на высоту, большую 2 м, особенно при использовании прицепных катков на пневматических шинах, первый и второй проходы выполняют на расстоянии 2 м от бровки насыпи, смещая каждый последующий проход на 1/3 ширины катка от оси, но не приближаясь к бровке ближе чем на 0,5 м.

Крайние полосы земляного полотна шириной до 0,5 м уплотняют вибрационными плитами массой 500—1000 кг либо дополнительно уширяют насыпь в каждую сторону на 0,5 м, а в дальнейшем, по окончании уплотнения излишний грунт используют для улаживания откосов или срезают, перемещая на соседние участки. Во всех случаях поверхностные слои откосов до глубины 0,5—0,7 м все же остаются недоуплотненными. При насыпях высотой от 2 до 10 м откосы необходимо доуплотнять одновальцовым вибрационным катком типа Д-480, который опускают и поднимают по откосу на тросе трактором или экскаватором-драглайном.

При смягчении продольного уклона дороги путем углубления выемки вначале ее уширяют поверху в соответствии с проектом. Только после этого удаляют дорожную одежду и углубляют выемку, разрабатывая грунт с перемещением под уклон бульдозерами или скреперами.

Чаще же всего ее уширяют экскаваторами с одновременной погрузкой грунта в автомобили-самосвалы.

Сопряжение мест замены грунта на пучинистых участках с соседними неперестраиваемыми следует осуществлять в виде клина с крутизной откоса вдоль его оси 1 : 10. Этим устраняется возможность неравномерного морозного пучения в местах сопряжения перестроенных участков с оставляемыми без перестройки.

Независимо от свойств заменяющего грунта с низовой стороны перестраиваемого участка по ходу продольного уклона в нем надлежит устроить на полную ширину земляного полотна поперечную прорезь глубиной до грунта старого земляного полотна, уложив в нее трубу диаметром d = 80—100 мм. Если стенки трубы водонепроницаемы, как, например у асбестоцементных, то до половины диаметра трубы нужно ее перфорировать или нарезать пропилы через каждые 30—50 см.

Трубу обертывают стеклотканью или синтетическим материалом типа «бидим». Вместо асбестоцементных или гончарных труб целесообразнее применять трубофильтры с пластмассовыми вкладышами, при которых не нарушается сплошность трубчатой поперечной прорези, или полимерные гофрированные перфорированные трубы. При отсутствии искусственных волокнистых материалов вокруг труб устраивают однослойную фильтровую засыпку, обсыпая трубу слоем 8—10 см морозостойкого щебня или гравия крупностью 5— 8 (10 мм).

Рис. 1. Схема продольного сопряжения пучииистого участка с неперестраиваемыми

Рис. 2. Схема конструкций поперечных прорезей мелкого заложения с фильтрами из искусственных волокнистых материалов:
а — трубы с прорезями; б — перфорированные трубы;
1 — труба; 2—войлок или маты из базальтового или стеклянного волокна; 3— пропил; 4 песок с К 3 м/сут; 5 — стеклоткань или ткань типа «бидим»; 6 — соединение на клее; 7 водоприемные отверстия перфорированной трубы





Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум