Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительство высотных сооружений

Промышленные дымовые трубы


Промышленные дымовые трубы

Трубы разделяются по форме ствола на конические и цилиндрические и состоят из таких конструктивных элементов: фундаментной плиты, стакана фундамента, монолитного железобетонного ствола, футеровки, светофорных площадок, зольного перекрытия, проемов для боровов, теплоизоляции, антикоррозионного покрытия. Фундаменты под трубы устраивают в виде круглой плиты со стаканом под ствол. Железобетонный ствол трубы конической формы может иметь постоянный или переменный уклон наружной поверхности (от 1 в верхней части до 10° внизу). Толщина стенок вверху от 160 до 200, внизу от 750 до 1000 мм. Высота железобетонного ствола труб по типовым проектам 60—180 м. Такая высота труб необходима для создания тяги и удаления газов в вышележащие слои атмосферы.

Нижняя утолщенная часть ствола, в которой предусматриваются эксплуатационные проемы для надземных или подземных боровов, является цоколем трубы.

Ствол трубы по высоте разбивают на пояса высотой 10—15 м, что обусловлено в основном допускаемой высотой футеровки. Стены ствола трубы на высоту каждого пояса имеют постоянную толщину.

С внутренней стороны трубы каждый пояс заканчивается консолью. Толщину стен изменяют в местах перехода одного пояса к другому.



Рис. 1. Промышленная дымовая коническая труба:
1 — фундаментная плита; 2— стакан фундамента; 3— монолитный железобетонный ствол; 4 — проемы для боровов; 5 — зольное перекрытие; 6 — светофорные площадки; 7 — футеровка.


Верхняя часть трубы заканчивается головкой, которая должна обеспечивать долговечность трубы, для чего ее сверху защищают чугунным колпаком или кислотостойкой керамикой.

Для защиты бетона ствола трубы от воздействия высоких температур устраивают футеровку из обыкновенного строительного красного кирпича марки 100—150. Между бетоном стены и кирпичом футеровки делают воздушный зазор.

В трубах, которые отводят сильно агрессивные газы, для футеровки применяют кислотоупорный кирпич на кислотоупорном растворе, а внутреннюю поверхность бетонных стен покрывают различными антикоррозионными материалами.

Для защиты дымовых труб от воздействия грозовых электрических разрядов устраивают от двух до шести молниеприемников в зависимости от их диаметра. Молниеприемник представляет собой водогазопроводную трубу диаметром 38 мм и длиной 3,5 м с заостренным верхним концом, который выступает над головкой трубы на 1,8 м.

Для обеспечения лучшей видимости в светлое время суток наружную поверхность верхней части трубы окрашивают черными квадратами в шахматном порядке. В ночное время ее освещают красными заградительными огнями, для чего устраивают светофорные площадки — кольцевые металлические настилы шириной 800 мм, которые закладывают на кронштейны из уголков. Свето-форные-ялощадки соединяют между собой по высоте ходовыми лестницами.

В последние годы возводят промышленные дымовые трубы специального назначения высотой 250, 320 и 420 м по индивидуальным проектам. По конструктивной форме отдельных элементов эти трубы значительно отличаются от типовых. Например, принципиально новая конструкция дымовой трубы разработана ВНИПИ Теплопроект для обслуживания четырех энергоблоков мощностью 1200 МВт на Углегорской ГРЭС. Это уникальное сооружение высотой 320 м построено на железобетонной фундаментной плите (бетон марки 300 на портландцементе) диаметром 36 л с глубиной заложения фундамента 7 м.

Железобетонный ствол трубы конической формы выполнен из бетона марки 300 на портландцементе. Наружный диаметр ствола на нулевой отметке составляет 26 м, а толщина стенки изменяется сверху вниз от 220 до 850 мм. Вплотную к железобетонной стенке ствола трубы с отметки 2,5 до отметки 15,0 м устроена тепловая изоляция из минераловатных плит на синтетическом связующем. Прижимная стенка — из обыкновенного глиняного кирпича марки 100 на растворе марки 75 толщиной 250 мм до отметки 22,5, выше — 120 мм.

Начиная с отметки 25,0 м, на всю высоту трубы устроена футеровка из кислотоупорного прямого и радиального кирпича на кислотоупорном растворе с применением жидкого стекла. Внутренняя поверхность футеровки затерта кислотоупорным раствором толщиной 3 мм с последующей обработкой 20%-ным раствором серной кислоты. Для защиты железобетонного ствола от агрессивного воздействия дымовых газов, проникающих через футеровку под действием избыточного давления, между железобетонным стволом и футеровкой предусмотрен вентилируемый воздушный зазор переменной ширины (от 30 мм вверху до 370 мм внизу), в котором благодаря естественной тяге создается давление воздуха, превышающее давление газов. Для регулировки давления воздуха в зазоре в железобетонном стволе на отметке 316,5 м устроено 20 отверстий сечением 200X200 мм с задвижками.

Институтом Теплопроект в последние годы разработан технический проект экспериментальной дымовой трубы высотой 250 м с верхним выходным диаметром 9,6 м для отвода дымовых газов с максимальной температурой 180, нормальной 130—150, минимальной (при растопке котлов) —100 °С. В конструктивном отношении труба представляет собой монолитную железобетонную оболочку из бетона марки 300 с внутренним газоотводящим стволом из фасонного кислотоупорного шпунтового кирпича. Тепловой изоляцией газоотводящего ствола служат блоки из пеностекла размером 500x500x60 мм. Между тепловой изоляцией и газоотводящим стволом прокладывается гофрированный многослойный картон толщиной 10 мм для компенсации температурных напряжений.

По высоте трубы устраивают кольцевые балконы, состоящие из радиальных подкосов и кольцевой железобетонной балки, опирающейся на них. На отметке 245,0 м предусмотрена железобетонная площадка шириной 2,5 м, которая используется во время демонтажа оборудования после возведения железобетонного ствола трубы и одновременно является верхней светофорной площадкой.

По наружной поверхности верхней части железобетонной оболочки с отметки 235,0 до отметки 250,0 устанавливаются стяжные кольца из кислотостойкой стали.

Такая конструкция трубы позволяет осуществлять профилактический осмотр и ремонт конструкций в процессе эксплуатации благодаря наличию проходного межтрубного вентилируемого пространства, а также снизить расход изоляционных и футеро-вочных материалов. Оболочка железобетонной трубы может возводиться индустриальными методами с применением скользящей опалубки.

Похожие статьи:
Устройство опалубки

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительство высотных сооружений

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум