Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Промышленные здания как область архитектурного творчества


Промышленные здания как область архитектурного творчества

Архитектура промышленного предприятия, являющаяся материальной и эстетической средой для трудовых процессов людей, оказывает на них постоянное эмоциональное воздействие и служит важным средством идеологического воспитания. Гармоничная художественная композиция производственного здания, красивые интерьеры помещений, хорошо благоустроенная территория предприятия, удобное бытовое обслуживание трудящихся — все эти факторы способствуют хорошему настроению, повышению производительности труда, возвышают труд человека и уменьшают травматизм.

О задачах промышленной архитектуры говорится в приветствии ЦК КПСС и Совета Министров СССР IV съезду архитекторов: «…добиться наиболее рациональных архитектурных решений производственных зданий с учетом требований технической эстетики, способствующей улучшению условий труда и повышению его производительности».

Эти задачи вытекают из указаний Программы КПСС о создании материально-технической базы коммунизма, о коренном изменении характера и социальной сущности труда при коммунизме, когда «трудовая деятельность перестанет быть только средством к жизни и превратится в подлинное творчество, источник радости».

Архитектура промышленных предприятий и отдельных зданий создается с учетом технологических факторов, конструктивных особенностей построек, градостроительных требований и условий и природно-климатических данных района строительства. Она должна иметь стилистическую направленность, соответствующую эпохе строительства коммунизма. Только в этом случае она будет правдивой, содержательной, красивой и явится подлинной областью архитектурного творчества.

Несмотря на важность этих положений, указывающих на необходимость создания высокохудожественных ансамблей социалистических промышленных предприятий, художественной стороне промышленной архитектуры не всегда уделялось должное внимание. Внешние композиции производственных зданий трактовались нередко подчеркнуто утилитарно, а от проектировщика требовалось в основном заключить технологический процесс в «строительную коробку». Очевидность недооценки идейно-художественной роли промышленной архитектуры в этих случаях несомненна.

В настоящее время такое положение изживается. При проектировании предприятий одной из главных задач стало создание красивой, выразительной и гармоничной архитектуры производственных зданий.

Сравнивая условия и результаты труда при социализме и капитализме, В. И. Ленин писал: «Электрификация всех фабрик и железных дорог сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных, отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные человека лаборатории»*.

В связи с этими ленинскими заветами при разработке интерьеров промышленных зданий в первую очередь должны учитываться интересы человека, а не машины. Для строителя коммунистического общества должна быть создана обстановка, благотворно влияющая на его самочувствие и вызывающая ощущение одухотворенности, творческого подъема, способствующая повышению производительности труда.

Красивая архитектура должна окружать человека на всей территории промышленного предприятия и сопровождать его от проходной до рабочего места. Для этого необходимы совершенные технологические и эстетические решения производственных и административно-бытовых зданий, создание комфортных условий труда на рабочих местах.

Требования индустриализации строительства в недавнем прошлом у нас совершенно неоправданно противопоставлялись художественным требованиям, что являлось следствием неправильного представления, якобы красота в архитектуре является второстепенным добавлением к постройке, чем-то внешним по отношению к основной структуре здания.

Здания производственного назначения должны органически входить в общую архитектурно-планировочную композицию города, создаваемую не методом противопоставления архитектуры объединенных промышленных комплексов жилым районам, а достижением художественного единства застройки.

Следовательно, при проектировании архитектор обязан «выходить» за границы цеха, заботясь о большей концентрации застройки и кооперировании различных производств с целью создания художественно цельной композиции предприятия и всего промышленного района.

Таким образом, вопросы, решаемые архитекторами совместно с технологами при проектировании промышленных зданий, отличаются большим разнообразием и включают комплексную разработку четырех основных задач:
— функциональной (утилитарной) — создание объемно-планировочного решения здания или сооружения, в наибольшей степени отвечающего данному технологическому процессу производства;
— инженерно-конструктивной (технической) — придание зданию или сооружению требуемой прочности и устойчивости с применением конструкций индустриального изготовления;
— архитектурно-художественной (эстетической) — архитектурный облик здания или сооружения и ансамбля предприятия в целом должен быть художественно выразительным и отвечать эстетическим запросам советского общества;
— экономической — здание или сооружение должно иметь минимальные строительные и эксплуатационные затраты и быть удобным в эксплуатации.



Похожие статьи:
Подкрановые балки

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум