Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Процесс проектирования


Процесс проектирования

Любая существующая, функционирующая урбанизированная территория обладает и структурой, и распознаваемостью, даже если они весьма слабо выражены. Джерси-Сити чрезвычайно далек от чистого хаоса, иначе в нем было бы просто невозможно существовать. Почти в любом случае потенциально мощный образ оказывается запрятанным внутри существующей ситуации: у того же Джерси-Сити — Палисады, полуостровная форма и связь с Манхаттаном. Поэтому наиболее распространенной задачей является переоформление уже существующего окружения, раскрытие и сохранение потенциально сильных образных черт, разрешение имеющихся трудностей, и прежде всего выявление структуры и распознаваемости, скрытых за беспорядочностью целого.

В некоторых случаях проектировщик сталкивается с задачей создания совершенно нового образа — в тех ситуациях, когда осуществляется тотальная реконструкция. Эта проблема наиболее остра при распространении крупного города в пригородную зону, где обширные территории нового ландшафта нужно еще организовать для восприятия. Природные факторы оказываются уже недостаточными стимулами для формирования структуры из-за масштаба и интенсивности обрушивающегося на них воздействия. При нынешних темпах строительства нет времени для медленного прилаживание новой формы к мелким специфическим деталям ситуации. Соответственно нам гораздо больше, чем раньше, необходимо опираться на осознанное проектирование — программируемую манипуляцию элементами предметного мира во имя целостности чувств. Хотя мы и имеем огромный исторический опыт формирования городов, новые задачи требуют движения в совершенно иных масштабах и времени, и пространства.

Формирование или переформирование окружения должны быть подчинены тому, что следовало бы назвать «образной программой» для города или региона — системе рекомендаций и средств контроля, объемом которых является визуальная форма в масштабе города. Подготовку такой программы следует начинать с анализа существующей формы и общественного образа территории с использованием техники нашего исследования (см. Приложение I). Результатом такого анализа должна быть серия диаграмм и отчетов, показывающих репрезентативные общественные образы, основные проблемы визуальной формы и основные возможности, заложенные в ней, ключевые элементы образа и взаимосвязи между ними с детальным описанием их качеств и возможностей изменения.

Используя этот аналитический материал, но не будучи совершенно связанным им, проектировщик может перейти к разработке «образного плана» в масштабе города с задачей усиления общественного образа. Этот план должен отобразить расположение новых или сохранение старых ориентиров, развитие визуальной иерархии путей, создание или выявление узловых точек. В первую очередь этот план должен иметь дело с взаимосвязями элементов, с их восприятием в движении — иными словами, с концепцией города как целостной визуальной формы.

Конечно же, существенные изменения предметного окружения ле могут опираться только на эту художественную партитуру, за исключением немногих стратегических пунктов. Но наличие визуального плана способно повлиять на форму изменений окружения, которые гак или иначе должны быть осуществлены по другим мотивам. Такой план должен встроиться в число форм планирования в регионе, стать частью целостного проектного процесса.

Контроль, необходимый для достижения желаемой формы в масштабе города, должен* варьироваться от обобщенных рекомендаций по зонам, рекомендательных обзоров и убеждений в адрес частных застройщиков до строгого контроля в ключевых точках и позитивных замыслов таких общественных работ, как строительство скоростных автомагистралей и зданий общественного назначения. Такая техника контроля ничем по сути не отличается от той, что используется в достижении других целей планирования. Пожалуй, труднее добиться общего понимания проблемы и выработать необходимое умение проектировать, чем осуществлять эффективный контроль, когда цель уже ясна. Прежде чем установить широкий контроль, необходимо проделать огромную предварительную работу.

Итак, конечной целью плана визуальной организации является не предметная форма как таковая, а качество образа. Поэтому не меньшее значение имеет улучшение этого образа через подготовку наблюдателя, через обучение горожан смотреть на свой город, видеть многообразие его форм и их взаимопереплетение. Извлекая людей на улицу, проводя занятия в школах и вузах, можно преобразовать город в живой музей нашего общества. Искусство проектирования города будет во многом зависеть от информированности и критического чувства городской аудитории; образование и реконструкция предметного окружения представляют собой две стороны единого процесса.

Повышение внимания наблюдателя, обогащение его опыта входят в число ценностей, которые может принести усилие придать городу форму. До некоторой степени справедливо, что сам процесс реконструкции формы города с целью повышения его представимости может способствовать усилению образа даже вне зависимости от того, удачной или не слишком удачной окажется новая предметная форма. Точно таким путем художник-любитель начинает видеть окружающий мир; у новичка-декоратора первый опыт устройства жилища вызывает чувство гордости и способность сравнивать и оценивать других. И хотя процесс может оказаться бесплодным, если не сопровождать его профессиональной оценкой и не контролировать, даже Уродливая «эстетизация» города может привести к повышению общественной энергии и единства горожан.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум