Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Проявление долговременных перемен


Проявление долговременных перемен

Существует еще одна теоретическая модель восприятия перемен в окружении. Она была бы, несомненно, чем-то совершенно обыденным, будь мы в состоянии ощущать процесс изменений в течение более долгого промежутка времени, чем один день. Мы могли бы тогда ощущать длящийся месяц процесс сооружения здания точно так же, как мы ощущаем динамическую форму танца или фильма. Конечно, в определенном смысле процесс строительства нам понятен. Мы знаем, что он происходит, мы можем разложить его во времени и предсказать его завершение, и мы планируем его так, чтобы добиться максимальной эффективности. Мы можем даже получить удовольствие, наблюдая некоторые эпизоды внутри этого процесса — монтаж стального каркаса или установку башни. Однако нужно быть уж очень утонченным наблюдателем, чтобы ощущать форму процесса сооружения как эстетическую форму или предпочесть одну цепь событий другой по внеэкономическим мотивам.

Поскольку крупномасштабное окружение меняется непрестанно и не имеет завершенной формы, было бы очень естественно, если бы оно и ощущалось именно таким образом. Тогда можно было бы проектировать долговременные перемены как художественный процесс, планируя замедления ускорения, возвращения к началу, имея в виду форму последовательности, так же как непосредственно видимое или экономические и социальные последствия. Тогда мы приобрели бы гораздо более сущностное понимание-значения перемен как таковых. Возможно, что историки, плановики, государственные деятели, экономисты и вс-е те, кто профессионально имеет дело с долговременными изменениями и обладает теми или иными средствами символического представления — этих изменений в сжатом виде, способны эстетически воспринимать долговременный процесс... Они могут восхищаться тем, как расцветали и угасали страны, или тем, как растет и преобразуется, город. Но немногие из остальных способны растянуть свою способность восприятия до-такой степени. Уже сталкиваясь с процессами, длящимися более нескольких часов, мы пленим их на ряд самодостаточных эпизодов, соединяемых краткими (или игнорируемыми вовсе) переходами. Таким образом мы вернулись, к проектированию эпизодов, обсуждавшемуся выше. В этом смысле, чтобы обнаружить долговременное изменение, его следует организовать так, чтобы демонстрировать через определенные интервалы характерность и контрастность фаз облика чего-то, напоминая о прошлом состоянии и провозглашая наступление последующих стадий. Однако такого рода читаемость — скорее чисто интеллектуальная потребность, чем сложный эстетический мотив.

К сожалению, наша способность к восприятию ограничена. Мы не умеем видеть, как растет цветок и даже как растет бамбук, хотя знаем, что он способен вырасти на сорок сантиметров за день. Мы не способны замечать те быстрые движения, которые очевидны, скажем, сражающейся рыбе, чьи нервные реакции требуют всего 1/и до.

ли секунды. Для наблюдения за подвижным, меняющимся миром мы оснащены весьма бедно. Диапазон нашего восприятия столь узок, что мы почти слепы и должны заниматься изобретательством, чтобы видеть больше. Росток появляется незаметным для нас образом, но с помощью рапндпон съемки мы зрительно ускоряем его движение, и тогда росток выглядит как живо реагирующее, воспринимающее существо. Эдвард Стейхен не может оторваться от процесса киносъемки метаморфоз куста роз. На другом полюсе, используя мгновенную фотографию и сверхзамедленную съемку, Ганс Дженни показывает богатый и странный мир очень быстрых вибраций. В этих ранее невидимых вздрагиваниях мы обнаруживаем теперь сложные ритмы, изысканные круговые движения, фантастическое разрастание и резкие диссонансы.

Возможно ли расширить диапазон нашего восприятия искусственным образом, чтобы ощутить те перемены в окружении, что ускользают от наших невооруженных чувств? Фильм сжимает 24 часа жизни города в трехминутный отрезок времени, и возникает совершенно новый мир. Мы улавливаем новую прелесть в городском окружении, узнаем нечто о природе городского процесса. Сможем ли мы когда-либо предпочесть манипулирование самой городской формой, чтобы добиться удовлетворяющих наши чувства ускоренных и замедленных перемен, остается сугубо проблематичным. Но мы, безусловно, в состоянии пустить в общественный оборот средства кино, фотографии, знаки, диаграммы и т. п., которые дадут каждому возможность ощутить обычно невидимые процессы.

Я очертил таким образом четыре различных пути, с помощью которых изменения окружения могут быть преобразованы в эстетическое переживание, и предложил пятую возможность, носящую пока более спекулятивный характер. Через временной коллаж мы зрительно усиливаем богатые следы времени, которое ушло. Через организацию эпизодов мы можем создавать контрастные состояния, на которые отзываются наши персональные память и ожидания, что облегчает нам трансформацию потока времени в циклически повторяющиеся рисунки. Через непосредственную демонстрацию перемен в окружении мы придаем сценичность непрерывным модификациям в настоящем, а используя движение зрителя, достигаем того же эффекта даже и в неизменном окружении. Наконец, я предполагаю возможность вовлечения очень быстрых или очень замедленных изменений в диапазон нашего визуального восприятия и тем самым в наш совокупный эстетический опыт. Все эти пути открывают широчайшие возможности для эксперимента, обучения, включения массового соучастия. Непосредственно способствуя расширению восприятия нами окружающего мира, они могут также сделать более живым и более вразумительным доступный нам образ времени как такового.

Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум