Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Работы по подготовке технических изыскании


Работы по подготовке технических изыскании

Первая задача технических изысканий — выбор местоположения трассы дороги. Местоположение трассы определяется географическим расположением начального, конечного и важнейших промежуточных пунктов, которые должна обслужить дорога, а также условиями рельефа, положением долин крупных рек, наличием озер, болот и других неблагоприятных для постройки дороги условий.

Рис. 1. Варианты трассы на карте масштаба 1 : 500 000

Выбор положения трассы начинают с изучения местности по картам мелкого масштаба. Карты масштаба 1:1 000 000—1:200 000 указывают географическое расположение населенных пунктов, крупных и средних рек, железных дорог, горных хребтов и содер’ жат ряд общих данных, по которым можно судить о возможных вариантах трассы и подъездных путях к отдельным населенным пунктам.

На рис. 1 приведены варианты трассы, нанесенные на карту масштаба 1:500 000. Направление трассы обычно определяется отдельными точками: крупными населенными пунктами, которые должна обслуживать дорога, а также наиболее удобными местами пересечения горных хребтов, пересечения или обхода болот, перехода через крупные реки, прохода между озерами и т. д. Такие характерные точки, определяющие направление дороги, называются контрольными точками. При этом, руководствуясь материалами титульных экономических изысканий, соединяют трассой и подъездными путями все населенные пункты, которые должна обслуживать проектируемая дорога.

Карты мелкого масштаба дают возможность наиболее легко установить общее направление трассы, особенно при значительном ее протяжении. Мелкие подробности не затрудняют выбора основного решения. Если наивыгоднейшее положение трассы не очевидно, по карте назначают возможные варианты ее расположения, которые анализируют, оценивая степень полноты обслуживания промежуточных населенных пунктов, а также стоимость строительства.

Участки выбранного направления трассы между намеченными контрольными точками изучают по картам крупного масштаба (1:100 000—1:10 000). На них рельеф изображен горизонталями, проведенными через 2—20 м по высоте. Чем крупнее масштаб, тем точнее карта, тем больше нанесено на нее подробностей, тем большее число вопросов может быть решено и с тем большей детализацией на нее может быть нанесена трасса. По карте крупного масштаба могут быть назначены места перехода рек, выявлены условия пересечения речных долин, намечены места пересечения болот, обходы населенных пунктов, перевалы через горные хребты и т. д.

Обычно при выборе трассы по карте в горизонталях пользуются следующим приемом: отмечают на карте важнейшие контрольные точки и соединяют их прямыми линиями, учитывая при этом расположение кривых в углах поворота. Затем, просматривая трассу, выявляют все места, где проложение трассы неудобно, и намечают отклонения трассы с целью обхода препятствий или улучшения условий их преодоления.

На рис. 2 приведены варианты трассы, нанесенные на карту масштаба 1:50 000. В местах сгущения горизонталей, где уклон местности превышает предельно допустимый уклон дороги, вычерчивают сокращенный продольный профиль, по которому проверяют положение проектной линии. Трасса, отклоненная в сторону для обхода местного препятствия, далее ведется по кратчайшему направлению к следующей контрольной точке, и местность исследуют по этому новому направлению. Всегда следует стремиться к уменьшению числа углов поворота и к меньшей извилистости трассы.

Выбранное направление закрепляется на карте. Для удобства ориентирования при рекогносцировке на местности по трассе разбивают километраж.

Если для района изысканий имеются карты масштаба 1:10 000, то почти все вопросы, связанные с выбором трассы по условиям рельефа и ситуации, могут быть решены камерально, до выхода на рекогносцировку местности.

По геологическим картам и литературным источникам изучают геологическое строение местности, устойчивость склонов, развитие карста, глубину залегания грунтовых вод, выходы коренных пород, состав и мощность отложений четвертичного и современного периодов; выявляют месторождения местных дорожно-строительных материалов и их качество. Точно так же необходимо ознакомиться с материалами изучения болот, их глубиной, свойствами заполняющих их торфов и т. п. По справочнику о водных ресурсах СССР определяют режим рек, характер паводков, ледохода и прочие данные о реках.

Во всех случаях обнаружения наличия неблагоприятных грунтовых или гидрогеологических условий рассматриваются варианты обхода этих участков. Если при рассмотрении геологических карт обнаруживают участки с возможным неустойчивым строением склонов, отмечают необходимость выполнения в этих местах тщательных геологических обследований для окончательного решения о положении трассы.

Рис. 2. Варианты трассы на карте масштаба 1 : 50 000

Климатические характеристики района: количество осадков, число дождливых дней, направления господствующих ветров в разные сезоны года, глубину промерзания грунтов, влажность воздуха и т. п. — устанавливают по данным климатологических справочников, по материалам местных отделов гидрометеорологической службы или получают непосредственно в ближайших метеорологических станциях. По этим данным устанавливают продолжительность строительного сезона, распутицы, время действия санного пути, силу и направление ветров, вызывающих снежные заносы, продолжительность периода производства земляных работ в незамерзших грунтах, сроки производства работ с горячими и теплыми битумоминеральными смесями, сроки производства це-ментобетонных работ на открытом воздухе и другие данные, подлежащие учету при проработке проектных решений.

По гидрологическим справочникам находят места гидрометрических постов на реках, пересекаемых трассой. Вписывают сроки и характер ледохода, сроки прохода паводков, данные наблюдений за горизонтами воды и замеренные скорости и наибольшие расходы в паводки за весь период существования поста.

По данным описаний почвенно-грунтовых условий устанавливают морфологические и генетические особенности почвенно-грун-тового строения в различных формах рельефа; особенности химического и минералогического состава грунтов.

На основе изучения литературных материалов и материалов обследований, выполненных при ранее произведенных изысканиях железных и автомобильных дорог, устанавливают задачи изыскательской партии по уточнению собранных камерально характеристик и конкретизируют задачи по поискам и разведке месторождений дорожно-строительных материалов.

Многие сведения, необходимые для обеспечения хорошего качества дорог и проектирования земляного полотна, как, например, род грунтов в пределах придорожной полосы, глубина залегания грунтовых вод, устойчивость склонов, рост и глубина пересекаемых трассой оврагов, глубина болот в выбранных по карте местах их пересечения, мощность слоев и свойства торфов, заполняющих болота, условия пересечения рек (строение пойм, устойчивость русла, подъем воды во время паводков), не могут быть получены путем изучения карт и литературных источников.

Всегда следует учитывать, что за время, которое прошло с момента составления карт, могли произойти существенные изменения в использовании земель: вырублены старые или посажены новые леса, построены оросительные или осушительные системы, заняты ценными культурами отдельные участки земли, построены новые населенные пункты и т. п. Поэтому после изучения района и выбора направления трассы по карте обязательно должны быть выполнены рекогносцировочные изыскания на местности.

Для выполнения полевых изыскательских работ и разбивки и закрепления трассы на местности формируют изыскательскую партию, обеспечивают ее необходимым оборудованием, инструментами, инструкциями. Партия выезжает на место и приступает к полевым работам.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум