Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Расчет отверстия моста


Расчет отверстия моста

При расчете отверстий средних и больших мостов исходят из условий допускаемого размыва русла, а сам расчет производится I учетом динамики руслового процесса на основе баланса наносов.

Грунты большинства русел рек размываются. Речной поток непрерывно перемещает от истока к устью некоторое количество наносов. В естественном потоке в бытовых условиях количество грунтовых частиц, выносимых за одно и то же время по течению, компенсируется наносами, поступающими сверху. В первый период после стеснения речного потока сооружениями мостового перехода в пределах русла под мостом происходит нарастание скоростей течения и интенсивный вынос наносов, в связи с чем нарушается динамическое равновесие русла, так как количество наносов, поступающих сверху, не компенсирует количества грунтовых частиц, выносимых вниз по течению. Это явление общего размыва русла приводит к увеличению подмостовой площади и снижению скорости течения, после чего размыв замедляется и в конце концов приостанавливается.

Местный размыв у опор производится по методам, приведенным в технических указаниях.

За наибольшее возможное отверстие моста принимают отверстие, соответствующее Р— 1, т. е. условно без допущения размыва. В качестве наименьшего возможного отверстия моста принимают отверстие, соответствующее наибольшему допускаемому коэффициенту размыва, но не меньше ширины коренного русла реки.

Техническими условиями предусмотрено назначать отверстие на основе сравнения вариантов мостов в пределах от LMHH до Luslkc. Установив требуемую площадь живого сечения с учетом допускаемого размыва Q’M, отверстие моста можно определить по живому сечению путем построения графика накопления площади живого сечения под мостом (рис. 216). Этот график совмещается с живым сечением реки на переходе. По оси абсцисс откладываются расстояния в том же масштабе, что и горизонтальный масштаб живого сечения реки, а по оси ординат — накапливаемая площадь живого сечения со в произвольном масштабе. Отрезок по ординате £УМ определяет положение начала и конца отверстия моста.

Для уменьшения отверстия моста и обеспечения наилучших условий пропуска расхода им перекрывают главное русло и часть пойм с наибольшими глубинами. Для улучшения условий прохода воды при высоких берегах главного русла целесообразно расчистить русло под мостом, срезав высокую часть поймы, прилегающую к главному руслу. При этом средняя глубина под мостом увеличится, а размер отверстия уменьшится. Чтобы срезка действительно могла улучшить условия прохода воды под мостом и не была занесена грунтом в первое же половодье, ее необходимо продолжить вверх по течению на 0,5—1,5 и вниз по течению на 0,5—1,0 отверстия моста в зависимости от глубины срезки. Для сопряжения срезки с поверхностью поймы устраивают пологий откос с уклонами не круче 1:10.

Срезку делают почти до уровня межени с небольшим уклоном к руслу. При определении рабочей площади под мостом в расчет может вводиться площадь

срезки, не прывышающая 20% расчетной площади под мостом. Срезка эффективна только при частом затоплении пойм (не реже 1 раза в 2 года).

Если предполагается одновременно выполнить срезку и допустить размыв русла, в расчет может быть принята суммарная площадь размыва и срезки, величина которой должна быть не более 25% расчетной площади на судоходных и 35% на несудоходных реках.

Рис. 1. График накопления площади живого сечения под мостом
а — накопление площадей; б — живое сечение

Рис. 2. Устройство срезки и размыва под мостом:
а — поперечное сечение срезки; б — план срезки; в — схема площади размыва





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум