Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Расчетные характеристики грунтов земляного полотна


Расчетные характеристики грунтов земляного полотна

Наиболее распространенным критерием прочности грунтов является их модуль упругости, который с необходимой надежностью может быть определен непосредственно на уплотненном земляном полотне. Методика определения модуля упругости грунта, разработанная в СССР, заключается в измерении просадок постепенно загружаемого жесткого штампа диаметром 70 см до удельного давления, соответствующего давлению расчетного автомобиля.

Наряду с испытаниями на дороге рекомендуется определять модуль упругости и в карьере, из которого берут грунт для досыпки земляного полотна, чтобы сравнить установленные значения модуля упругости грунтов реконструируемого земляного полотна и карьера. Одновременно должны быть определены влажность и плотность тех же грунтов для сравнения со значениями оптимальной влажности и максимальной плотности, установленными по методу стандартного уплотнения. Наиболее целесообразно использовать для этой цели радиоизотопные приборы.

Модуль упругости грунтов земляного полотна может быть также определен расчетом по результатам испытаний дорожных одежд проездом передвижных испытательных установок. Применяют также высокопроизводительные установки динамического нагружения. В этом случае модуль упругости определяют по нагружению штампа при ударе груза, падающего на пружину, установленную на жесткий штамп.

Хотя работа грунта при кратковременном нагружении ближе к условиям воздействия на него колес проезжающих автомобилей, при расчете дорожных одежд исходят из статических значений модулей упругости Е0. Переход от динамического модуля упругости к статическому возможен по корреляционным графикам.

Используя установки динамического нагружения, можно не только определить расчетные значения модуля, но и обоснованно назначать толщину отсыпаемых слоев грунта, а также требуемое количество проходов уплотняющих машин, что повысит однородность земляного полотна. В настоящее время установлены достаточно надежные расчетные значения статических модулей упругости при разных относительных влажностях грунтов. Поэтому при опытном определении величины модулей упругости необходимо стремиться, чтобы значение влажности было близким к расчетному для земляного полотна.

Рис. 1. Зависимость статического и динамического модулей упругости от относительной влажности для наиболее распространенных грунтов (по данным А. М. Шака и Ю. М. Яковлева):
1 — статическое нагружение; 2 — кратковременное (динамическое) нагружение; W — влажность грунта при испытании

Величины угла внутреннего трения и сцепления с при расчетах можно принимать по таблицам, приведенным в нормативной литературе.

По степени морозного пучения грунты делят на шесть групп.

Методика нахождения расчетной глубины промерзания, наблюдаемой к концу третьей стадии пучинообразования, широко освещена в литературе.





Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум