Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Совершенствование промышленных зданий

Размещение промышленных предприятий в промышленных узлах


Размещение промышленных предприятий в промышленных узлах

Одним из важнейших направлений интенсификации промышленного строительства является повышение уровня специализации и кооперирования предприятий по основным и вспомогательным производствам, усиление процессов интеграции, что наиболее эффективно можно осуществлять в промышленных узлах и территориально-производственных комплексах.

Рациональные экономические связи на базе кооперирования и специализации не только в масштабе отрасли, но и в территориальном и межотраслевом масштабах исходя из интересов народного хозяйства в целом могут дать ощутимый экономический эффект. По ориентировочным подсчетам только по РСФСР кооперирование и специализация производств с учетом их реконструкции и технического перевооружения позволили бы сэкономить около 1 млрд. руб. в год и высвободить около 300 тыс. квалифицированных рабочих.

До недавнего прошлого промышленные предприятия проектировались индивидуально и их размещение на территории страны мало увязывалось между собой. Однако в 1973 г. Госстроем СССР и Госпланом СССР было утверждено Положение о порядке проектирования, планирования и финансирования строительства объектов, общих для групп предприятий. Это Положение создало предпосылки для группировки промышленных предприятий в промышленные узлы. В соответствии с Положением строительство новых предприятий независимо от их ведомственной принадлежности, намечаемое в одном городе, должно осуществляться не обособленно, а в составе групп предприятий с общими объектами вспомогательных производств и хозяйств, инженерными сооружениями и коммуникациями во всех случаях, когда это является экономически более эффективным, не противоречит технологическим и санитарным требованиям, обеспечивает более экономичное использование застраиваемой территории и позволяет сократить общий объем капитальных вложений и эксплуатационные расходы

В промышленные узлы могут включаться расширяемые, сконструируемые предприятия и те предприятия, на которых предполагается провести техническое перевооружение.

Строительство группы предприятий в составе промышленных узлов с общими коммуникациями, инженерными сооружениями и вспомогательными производствами, а в последнее время с кооперированием основных производств, единой системой бытового обслуживания работающих и их семей, рациональным решением архитектурно-планировочных и градостроительных задач имеет неоспоримые преимущества и значительный экономический эффект по сравнению со строительством отдельно стоящих предприятий.

По данным Госстроя СССР, к 1980 г. было разработано и утверждено более 400 схем генеральных планов промышленных узлов, в которые входит более 5 тыс. предприятий. Стоимость строительства этих промышленных узлов составила свыше 70 млрд. руб., в том числе общеузловых объектов — 6,5 млрд. руб. Стоимость строительства предприятий в составе промузлов по сравнению с разрозненным их размещением снижена на 1,8 млрд. руб., годовые эксплуатационные расходы— на 250 млн. руб. При этом площадь застраиваемой территории сокращена более чем на 15 тыс. га, протяженность железнодорожных путей — на 1000 км и автодорог — свыше чем на 700 км.

И тем не менее общее число предприятий, размещаемых в промузлах в целом по СССР, не превышает 12% вновь строящихся объектов. Практика строительства Литовской ССР и Белорусской ССР показывает, что этот процент может быть существенно выше. Из общего объема капитальных вложений в промышленное строительство этих республик на десятую пятилетку для создания промышленных узлов было выделено: по Белорусской ССР — 73% и Литовской ССР — 60%. Только по построенным и строящимся 48 промышленным узлам Белорусской ССР общая сумма снижения сметной стоимости их строительства составила более 200 млн. руб. По 38 промышленным узлам и районам Литовской ССР сумма экономии составляет 38,8 млн. руб.

Групповое размещение предприятий позволяет наиболее полно решить вопросы охраны окружающей среды, оптимального решения зоны размещения непромышленных предприятий, а также ряда градостроительных задач. Промышленные узлы могут кооперироваться только по объектам вспомогательного назначения (водоснабжение, канализация, транспорт, теплоснабжение, энергоснабжение, слаботочное озяйство, ремонтное обслуживание, пожарная охрана, бытовое обслуживание и др.) и, кроме этого, по основному производству — технологическая кооперация. Естественно, что такое кооперирование предпочтительнее, так как при этом ликвидируется полностью или сокращается транспортирование сырья или полуфабрикатов и в конечном итоге снижается себестоимость выпускаемой в промышленном узле продукции.

Более чем десятилетний опыт проектирования генеральных схем промышленных узлов и осуществления их строительства позволяет классифицировать промышленные узлы по отраслевой принадлежности.

Первая группа — содержит предприятия нескольких отраслей промышленности (многоотраслевые пром-узлы).

Вторая группа — состоит из предприятий какой-либо одной отрасли или нескольких родственных отраслей промышленности (специализированные промузлы).

Третья группа — объединяет предприятия для комплексной переработки сырья.

Примером первой группы (многоотраслевой) может служить Ростовский-на-Дону Северо-Западный промышленный узел, первая очередь строительства которого закончена.

В состав промузла входит 8 предприятий: домостроительный комбинат, завод керамзитового гравия, пивной завод, база материально-технического снабжения (Госснаба СССР), база спецорганизаций, ремонтно-механическая мастерская и центр техобслуживания и ремонта автомобилей и др. Планировочная структура промузла решена с зонированием территории по отраслевому, функциональному и санитарному признакам с учетом господствующих направлений ветров. Предприятия пищевой промышленности расположены с наветренной стороны по отношению к остальным предприятиям. Железнодорожные и автомобильные подъезды к предприятиям запланированы без взаимного пересечения. Для обеспечения архитектурной выразительности застройки промузла и сокращения пешеходных маршрутов основные производственные, административно-бытовые и инженерно-лабораторные здания размещены вдоль главных улиц. Предусмотрена кооперация по основным и вспомогательным производствам предприятий строй-индустрии; общие склады заполнителей, цемента, арматуры и готовой продукции, бетоносмесительный цех. Планировочные решения промузла увязаны с жилой застройкой города.

Экономический эффект от реализации решений схемы генплана промузла составляет 3,9 млн. руб. по единовременным и 430 тыс. руб. в год по эксплуатационным затратам. В результате размещения предприятий в промузле сохранено для сельского хозяйства 400 га пахотных земель.

Примером такого же рационального проектирования группы предприятий, принадлежащих разным ведомствам на одной площадке, может служить Ставропольский (Северо-Западный) промышленный узел, состоящий из 6 предприятий. Площадка для размещения предприятий промузла была выбрана на малопригодных для сельского хозяйства землях. В основу генплана положен прогрессивный принцип зонирования основного производства и вспомогательных служб. Общая компоновка промузла разработана в соответствии с необходимостью сохранения существующего лесного массива и многоэтажной застройкой новых районов города. Созданы общие вспомогательные объекты: теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, система отвода производственных и бытовых сточных вод и др. Жилой массив расположен в пределах пешеходной доступности и отделен от промузла предзаводскими зонами с зелеными насаждениями. В результате строительства предприятий в промузле достигнут экономический эффект по единовременным капитальным вложениям в размере 10,6 млн. руб., сокращены годовые эксплуатационные расходы на 1,6 млн. руб., численность работающих уменьшена на 170 человек, а территория застройки сокращена на 23 га.

Характерным примером может служить Восточный пром-узел в Витебске, включающий пять предприятий различных отраслей промышленности, ранее намечающихся строительством на отдельных площадках в различных районах. Состав предприятий по специализации был разнороден. Так, намечалось построить три кузнечно-заготовительных, четыре ремонтно-механических, три предприятия стройинду-стрии, четыре инструментальных цеха, для которых надо было построить пять компрессорных цехов, четыре склада металла, четыре узла связи. Размещение предприятий в промышленном узле на общей площадке с общими вспомогательными объектами и сооружениями позволило сократить территорию застройки со 124 до 70 га, число зданий — с 50 До 17, стоимость строительства промузла — на 5,9 млн. руб., или на 14,7%, и ежегодные эксплуатационные расходы— На 1,9 млн. руб.

Примером специализированного промышленного узла может служить проектирование и строительство Тольят-тинского автозаводского промышленного узла. Впервые в отечественной практике при определении оптимального пункта размещения крупного автозавода были рассмотрены вопросы создания полного комплекса объектов, обеспечивающих строительство и эксплуатацию завода, — строительной базы, энергетических объектов, предприятий пищевой промышленности, транспорта, коммунального хозяйства, жилых массивов с необходимыми культурно-бытовыми объектами и др. Проектные решения промузла обеспечили рациональную систему застройки территории с учетом дальнейшего развития отдельных групп предприятий в увязке с планировочной структурой других городских зон, минимальное изъятие земель, используемых в сельском хозяйстве, унификацию строительных параметров зданий на основе единой номенклатуры строительных изделий, создания общих систем и источников инженерного обеспечения. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений, выбор строительных материалов способствовали созданию крупного промышленного комплекса, отличающегося единством решений, архитектурной выразительностью, достигнутой простыми средствами.

В основу разработки схемы промузла положены объединение спецпредприятий группы блокировки однородных производств в одном здании и четкое их зонирование, полное кооперирование систем инженерного обеспечения и культурно-бытового обслуживания с созданием общеузловых объектов. В состав узла входят 55 предприятий и объектов, в том числе Волжский автомобильный завод, завод генераторов и стартеров, спеццентр техобслуживания автомашин, база комбината питания, база строительства автозавода, теплоэлектроцентраль, пивзавод, хлебозавод, склады промышленных и продовольственных товаров, холодильник, мясоперерабатывающий и молочный заводы, троллейбусное депо, железнодорожная станция и др.

Все предприятия и объекты сгруппированы в пяти зонах: основного производства, промышленно-коммунальной, объектов электрического и инженерного обеспечения, объектов строительной индустрии и объектов пищевых предприятий. За счет осуществления принятых проектных решений экономическая эффективность про промузлу составляет 31,5 млн. руб., при этом удалось сократить площадь застройки на 350 га, а количество работающих — на 3500 . еловек. Строительство автозавода и всех объектов промыла и освоение проектных мощностей осуществлено в предельно короткие сроки за счет применения параллельного и совмещенного выполнения всех видов работ, соблюдения поточности и своевременного обеспечения материально-техническими и трудовыми ресурсами.

Тольяттинский автозаводской промышленный узел явился прообразом более мощного специализированного промышленного узла — Камского автомобильного комплекса который в одиннадцатой пятилетке набрал полностью проектные мощности по всем основным и вспомогательным производствам, а также по объектам жилищного, коммунального и бытового обслуживания работников этого гигантского комплекса производства большегрузных автомобилей.

Примером третьей группы промузла может служить Усть-Илимский промышленный узел, который создан для комплексного освоения богатых лесных сырьевых запасов в районе Усть-Илимской ГЭС. Состав предприятий промышленного узла подобран так с целью наиболее полного использования всех пород древесины, пригодной для выработки целлюлозы, гидролизной продукции высококачественных пиломатериалов и производства древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит. Для обеспечения полного использования и переработки древесины (которая в ФРГ, например, утилизируется на 98%) создаются и другие предприятия: объединенная ТЭЦ, районная нефтебаза и попутные (на использовании избыточной теплоты) для обеспечения жителей необходимой продукцией — теплично-парниковые хозяйства, а для скоростного сообщения с другими районами страны — аэропорт и ряд других общих для промышленного узла объектов.

Хотелось бы отметить, что по сложившимся условиям и методам проектирования комплексная переработка древесины в нашей стране до последнего времени стояла на низком уровне. Так, 12 лет назад при проектировании Братского лесопромышленного комплекса в проекте предусматривалась переработка заготовленной древесины 52% — в дело, а 48% — в отходы (сжигание на месте заготовки и отходы коры). Теперь в Усть-Илимском комплексном освоении заготовленной древесины мы приближаемся к передовым фирмам Финляндии, ФРГ, Канады и др.

Приведенные примеры иллюстрируют значительные преимущества размещения предприятий в промышленных узлах. Обстоятельством, в известной мере сдерживающим развитие промузлов, является весьма слабая разработка норм и правил совместного строительства и использования разными по подчиненности предприятиями общеузловых объектов. Однако в последние годы ведутся работы по созданию новых прогрессивных форм организации строительства промышленных узлов, позволяющие ускорить сроки строительства основных предприятий и общеузловых объектов, обеспечить достижение проектных показателей предприятиями в нормативные сроки и с наибольшей экономией, использовать материально-технические ресурсы и средства, выделяемые на строительство промышленного узла. Речь идет о создании единого заказчика — объединенной дирекции строящихся предприятий промузла, в том числе и общеузловых объектов с последующей эксплуатацией этих объектов объединенной дирекцией. Началом такой организации строительства послужил опыт строителей Молдавской ССР.

В Молдавии в 1972 г. вошел в строй промышленный узел «Новые Чеканы» в Кишиневе. Создание, строительство и эксплуатация этой группы предприятий впервые в практике строительства промышленных узлов осуществлялись объединенной дирекцией строительства предприятий промузла и всего промышленного района как новой формы организации единого заказчика, позволившей сократить расходы на содержание дирекции, улучшить обеспечение строительства технической документацией, аккумулировать средства на строительство общеузловых объектов, сконцентрировать строительное производство на пусковых объектах, уменьшить объем незавершенного строительства, сократить сроки ввода в эксплуатацию основных объектов.

Строительство промышленных узлов и эксплуатация общеузловых объектов (содержание и ремонт) объединенной дирекцией строительства должны найти широкое распространение в стране как наиболее прогрессивная и экономическая форма организации строительства единым заказчиком группы предприятий и, что очень существенно, —-поддержание общеузловых объектов в постоянной эксплуатационной готовности в соответствии с проектными показателями.

Эффективность промышленных узлов и накопленный опыт по их проектированию, строительству и эксплуатации предопределили дальнейшее их развитие.

Разработка территориально-производственных комплек сов (ТПК) по добыче, транспортированию и переработк нефти только за последнее десятилетие в Западной Сибири, Коми АССР обеспечила комплексное строительство промыслов и благоустроенных городов — Нижневартовска, Сургута и др •

Характерной чертой восьмидесятых годов являются крупные перемещения производительных сил на восток — в Западную и Восточную Сибирь и на Дальний Восток. В крупных регионах Азии создаются и проектируются территориально-производственные комплексы. Одним из таких комплексов, играющих ведущую роль в экономике азиатской части страны, является Южно-Якутский ТПК. Начало строительства комплекса было в свое время предопределено решениями XXV съезда — построить в первую очередь железнодорожную линию Тында—Беркакит, развернуть строительство Нерюнгринского угольного разреза, обогатительной фабрики и Нерюнгринской ГРЭС. Здесь в дальнейшем предполагается построить еще свыше 30 предприятий, а также, соответственно расчетам роста населения в этом регионе развивать жилищное и культурно-бытовое строительство в г. Нерюнгри. Новый комплекс проектировался с учетом уже имеющейся практики освоения малообжитых территорий. Наличие существующей автомобильной Амуро-Якутской магистрали способствовало ускоренной прокладке четырехсоткилометровой железнодорожной линии на Беркакит.

Особое значение приобрело освоение богатых природных ресурсов в районе строительства БАМа.

Проектирование промышленных зданий предприятий, размещаемых в промышленных узлах и промышленно-тер-риториальных комплексах, должно выполняться с учетом спецификации условий строительства в регионе, общности объемно-планировочных, архитектурных и конструктивных решений, предопределяемых групповым размещением предприятий. Важнейшим элементом проектных проработок при этом является преодоление межведомственных барьеров, препятствующих глубокому кооперированию различных предприятий на основе максимального сокращения отходов.

качестве иллюстрации эффективности такого подхода к проектированию промышленно-территориальных комплексов может служить комплекс предприятий, создаваемый на основе производства фосфорных удобрений. Традиционными при производстве фосфорных удобрений являются отходы в виде хвостов флотации, фосфогипса, золы котельных. В зависимости от качества исходного сырья объем отходов может значительно превышать объем готовых удобрений. Между тем исследования показывают, что во многих случаях хвосты флотации могут использоваться в качестве наполнителя для бетонов, сырья для производства ряда строительных материалов. Переработка фосфогипса на серную кислоту и известь или цемент снижает потребность в кислоте для основного производства удобрений и обеспечивает сырьем предприятия. В качестве сырья для строительных материалов может использоваться и зола ТЭЦ. В результате кооперации предприятий различных отраслей промышленности и взаимной увязки их мощностей удается почти полностью исключить отходы и обеспечить сокращение стоимости строительства по сравнению с отдельно располагаемыми предприятиями до 3 раз, количество трудящихся — до 3,9 раза. Соответствующие проектные проработки выполнены ЦНИИпромзданий Госстроя СССР в содружестве с технологическими институтами различных министерств и ведомств применительно к Актюбинскому бассейну Казахской ССР.

Похожие статьи:
Пути снижения энергетических затрат при эксплуатации промышленных зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Совершенствование промышленных зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум