Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Регуляционные сооружения


Регуляционные сооружения

Воды, которые раньше свободно текли по поймам, встретив подходные дамбы, меняют направление течения и стекают вдоль дамб к отверстию моста. Вследствие переформирования потока могут появиться размывы, которые угрожают устойчивости сооружений мостового перехода. Для обеспечения более равномерного протекания воды под мостом, плавного подведения пойменных вод к мосту и плавном их отведении вниз по течению, а также в отжиме пойменных течений от подходных насыпей устраиваются регуляционные сооружения.

Регуляционные сооружения по характеру их работы можно разделить на две группы:
1) сооружения, регулирующие пойменные потоки (струенаправ-ляющие дамбы, траверсы, дамбы обвалования) устраиваются не-затопляемыми и располагаются на поймах рек;
2) сооружения, регулирующие русловые потоки (береговые укрепления, запруды, полузапруды, спрямление русел и др.) устраиваются затопляемыми. На рис. 220 показана общая схема размещения регуляционных сооружений на одном мостовом переходе.

Рис. 1. Регуляционные сооружения:
1 — верховые струенаправляющие дамбы; 2 — низовые струенаправляющие дамбы; 3 — траверсы; 4 — береговое укрепление; 5 — запруда

Рис. 2. Расположение оградительных валов (дамб) на реке с блуждающим руслом:
1 — дорога; 2 — ограждающие дамбы

На реках с блуждающими руслами в предгорных районах регуляционные сооружения должны обеспечить постепенное сжатие зоны блуждания русла от его ширины в естественных условиях (между коренными берегами) до ширины отверстия моста. В этом случае оградительные валы сооружаются в виде сплошных массивных дамб, концы которых примыкают к коренным берегам.

Струенаправляющие дамбы служат для плавного подведения потока к отверстию моста (верховые), а также для плавного отведения потока вниз по течению (низовые). Струенаправляющая дамба обычно предусматривается в том случае, если на участке поймы, перекрытой насыпью, проходит не менее 15% общего расхода реки в бытовых условиях. Очертание верховой части дамбы принимается чаще всего криволинейным с переменным радиусом кривизны. В голове кривизна верховой дамбы должна быть большей, а в корне при подходе к отверстию моста — меньшей. Низовые струенаправляющие дамбы должны обеспечить постепенное расширение потока без отрыва его от тела дамбы. Поэтому радиус кривизны низовой дамбы должен, наоборот, увеличиваться от корня к ее голове. Общее очертание дамб в плане зависит от морфологии реки и местных особенностей. На рис. 3 приведены некоторые типовые очертания в плане струенаправляю-щих дамб. Для прямолинейного потока с симметричными поймами обе дамбы должны быть криволинейными. При наличии прямолинейного главного русла с односторонней поймой дамба устраивается также криволинейной. При наличии криволинейного очертания главного русла с выпуклостью в сторону широкой поймы необходимо устроить дамбу с прямолинейной вставкой, а на противоположной пойме, имеющей достаточную ширину, очертание дамбы должно быть криволинейным.

Рис. 3. Очертание струенаправляющих дамб:
а — общая схема; б — двусторонние прямолинейные поймы; в — односторонняя прямолинейная пойма; г — односторонняя криволинейная пойма; 1 — голова дамбы; 2— верхняя дамба переменной кривизны; 3—корень дамбы; 4 — низовая дамба

Рис. 4. Построение дамб:
а — степень стеснения водотока; б—построение эллиптической дамбы; в — размещение траверсов; 1 — кривая расхода; 2 — живое сечение реки; 3 — ось струенаправляюгцей дамбы; 4 — траверсы

В целях лучшего и наиболее плавного пойменного потока в голове верховой дамбы прибавляется криволинейная приставка с радиусом закругления г = 0,2 в. При широких поймах и значительных расходах воды обычно возникают потоки, направленные вдоль подходной дамбы со значительными скоростями. Для уменьшения опасности разрушения укреплений и размыва откосов устраивают траверсы. Траверсы или поперечные насыпи отводят поток в сторону от подходной дамбы. Расстояние между ними не должно быть более 4—5 длин траверсы.

При обычных ветрах в период ледохода для защиты откосов дамб от разрушения целесообразны посадки деревьев и кустарников (тополей, дубов и др.) на поймах вдоль дамб.

Струенаправляющие дамбы и траверсы возводятся из грунта. Откосы и подошвы дамб хорошо укрепляют, особенно мощные укрепления необходимы в головах дамб, где проходит резкое увеличение скорости течения. Верх дамб возвышается над отметкой подпертого горизонта на высоту волны с нагоном и запасом в 0,5 м. Ширина дамб поверху составляет 2 м с откосами 1 :2— 1 : 3.

Выбор материала для укрепления откосов дамб и траверс зависит от ожидаемой скорости течения. Для предупреждения подмыва основания мостовой опоры и разрушения тяжелого укрепления у подошвы откосов необходимо устраивать рисберму 1,0— 1,5 м из крупных камней, уложенных в траншею и служащих упором для укрепления, расположенного на откосе. Выбор материала для укрепления откосов дамб и траверсов зависит от ожидаемой скорости течения.

К недостаткам мощения относится невозможность его механизации. Наиболее распространены индустриальные типы укрепления откосов—бетонные и железобетонные плиты. Плиты обычно выполняют прямоугольной формы размером 0,4X0,4 м и укладывают по спланированному откосу после полной осадки сооружения на подготовке из крупнозернистого песка, щебня или гравия.

Рис. 5. Конструкция дамб и траверсов

Рис. 6. Укрепление откосов струенаправляющих дамб и траверсов:
а — одиночной и двойной мостовой; б — бетонными плитами и бетонным упором; в — плитами малого размера с упором из камнл

Детальные рабочие чертежи всех регуляционных сооружений разрабатываются на стадии рабочего проектирования.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум