Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Счет времени


Счет времени

В развитых странах большинство взрослых имеет часы. Мы зависим от них, и это привносит в нашу жизнь массу беспокойства. Мы едим, спим и работаем по указанию часов, подавляя внутренние сигналы протеста. Если время, т.е. расписание, меняется, мы изо всех сил тянемся за ним. Вопрос о времени -самый характерный из уличных вопросов, ибо в расписанном обществе объективное время представляет собой ключевую информацию. Перемещения в современных городах измеряются затратой времени и сопровождаются непременными расчетами, насколько рано или поздно можно оказаться в конце маршрута. Город оказывается посредником — субстанцией, сквозь которую мы передвигаемся, затрачивая время, оэтому отказ носить часы или вписываться в нормальное расписа нпе оказывается одним из путей объявления независимости относительно усредненного рисунка общественного поведения.

Счет времени — несложная техническая задача, Но, к несчастью, часы представляют собой довольно нескладное устройство с точки зрения восприятия. Часы впервые распространились в XIII столетии, когда их задачей было отбивать время очередного богослужения. Циферблат, способный переводить время в пространственна, е перемещение, появился позже, и эта форма была продиктована конструкцией, а вовсе не принципом считывания. Два (иногда три) наложенных один на другой диска давали возможность сопоставлять цифры при их угловом смещении вдоль неподвижного тонкого кольца с нанесенными метками. Но и сейчас ни минуты, ни часы не соответствуют ни нашим биоритмам, ни солнцу. Другой пример: сигнал светофора, также измеряющего время, всегда зрительная неожиданность — не заполненное смыслом ожидание, сосредоточенное на внимании к смене сигнала. Да и другие сигналы времени из числа обычно употребляемых толком не приспособлены к человеческому восприятию. Электрические звонки управляют жизнью школ и заводов точно так же, как удары колокола, упорядочивавшие жизнь монастыря. Эти звуковые сигналы неожиданны и резки: слышащие должны на них реагировать, не будучи никак предупреждены заранее. Однако как особое событие пушечный выстрел в полдень или вечерний перезвон колоколов приятны как простое напоминание о времени, если только они не зовут нас к немедленному действию. Множество случайных звуков тоже повествуют о времени: нарастание и сокращение транспортных шумов, пение птиц на восходе солнца, шум идущего согласно расписанию поезда.

Иногда наблюдателю необходимо точное считывание времени: электронные часы показывают точное время, но не дают ощущения структуры и движения времени. Куда лучше видеть, как медленно подтягивается шар на шпиле Гринвичской обсерватории и обрывается вниз в полдень, давая точный отсчет времени кораблям на реке.

Нередко мы ищем каких-то ненавязчивых сигналов в окружении, которое принимает опознаваемый вид в определенный момент (полдень, часы закрытия магазинов), предварительно дав нам предупреждение о предстоящей трансформации и отражая общий ход времени за счет постепенной перемены общего фона. Струйка песка в колее песочных часов — устройство, дающее предельно живое ощущение времени, хотя и краткого действия. Солнце соответствует тс й же программе при восходе и закате, но угол стояния для большинства горожан есть сугубая тайна. Солнечные часы проясняют таинство положения солнца на небосклоне и (если они крупного размера) производят сильное впечатление. Луна в этом отношении еще живее, так как ее форма меняется с каждой следующей ночью, но ее цикл имеет для нас второстепенное значение, а позиция над горизонтом требует для расшифровки уже умелого наблюдателя.

Нам хотелось бы иметь такие сигналы времени, чтобы, давая необходимую для социальной координации информацию, они соответствовали и естественным природным циклам, и нашему чувству I ремени и были приспособлены к нашим способностям воспринимать. Любопытно представить себе часы, которые шли бы пятиминутными рывками, или такие, где стрелка быстро двигалась бы ск-гозь час, замедляясь перед скачком от одного часа к другому, или часы, градуированные с большим приближением к нашему естественному циклу сосредоточения и расслабления внимания, чем часовые интервалы. Правда, совсем по иным мотивам промышленники XIX в. иногда пользовались часами, которые шли быстрее во время обеденного перерыва. Можно сконструировать и другие сигналы времени: стрелки, ползущие по линейной шкале, формы, меняющие ориентацию и как-то видоизменяющиеся в ключевые моменты дня, источники света, двигающиеся подобно солнцу... Нам все еще удивительно нравятся сказочные механические устройства больших часов позднего средневековья или ароматические палочки в японских храмах, издающие другой запах при смене периода дня. Итак, если четкое предъявление объективного времени есть требование современности, то приспособление этих сигналов к нашим ритмам и чувствам есть требование более общечеловеческого содержания.

Проводя большую часть жизни в интерьере, мы лишились многих природных «ключей» к ходу дня и времен года. Оффисы и промышленные здания, всякие длинные коридоры и метрополитен — все это вневременное окружение, подобное пещере или морскому дну. Свет, микроклимат, зримая форма — все здесь остается неизменным и без тех колебаний снаружи, которые корректируют наши ритмы. Наш отсчет времени в этом окружении дает перебои. Выходя «наружу», мы нередко испытываем шок, погружаясь в полдневную духоту или в темноту вечера. Отрезая нас от природных индикаторов времени, технический прогресс может помочь нам прибегнуть к хитроумным симулирующим устройствам Конечно же, имитация окна с написанным за ним пейзажем, занавесками и вечно желтым светом может только угнетать. Радио- или телевизионная трансляция внешних условий уже несколько лучше. Свет, тепло, звук или даже поверхность, визуально преобразующаяся в соответствии с дневным циклом, могут стать приемлемыми знаками времени. Встречаясь в коридорах и холлах, эти устройства приняли бы на себя роль «внешнего мира» в этих искусственных мирах. Там, где от-сеченность от нормального ритма носит продолжительный характер, такие искусственные устройства можно бы даже иногда использовать для модификации времени, изменений цикла и темпа.

Конечно, более удовлетворительны такие аранжировки, которые усиливают или дополняют натуральные индикаторы времени: поверхности, которые ловят свет и меняются в зависимости от положения солнца, растения, преображающиеся от одного времени года к другому. Свет или температура могут дополнять естественные перемены пли контрастировать с ними: островок тепла в морозный день, крас-

витые огни, усиливающие закат, уличные фонари, тускнеющие я°ходе Ночи... Одна из главных ценностей городского парка или скве-В., в том и заключается, что его растения и газоны ловят смену времен года. Листья шелестят, снежный покров приглушает звуки... Но природные «ключи» нередко ускользают от нас: серые тучи закрывают солнце, или английская весна может оказаться слишком «неторопливой» для тех, кто привык к более резкой смене сезонов. К тому же среди «ключей» не только природные — большие города имеют собственную ритмику звука, света и наблюдаемой активности, которая раскрывает смену сезонов столь же живо, как и движение солнца. Эти «ключи» тоже следует усилить и придать им зримую четкость.

Считывание времени дня или года — только часть необходимой нам информации. Мы стремимся скоординировать нашу деятельность с поведением других, и объективное время — лишь средство этой координации. Зная о том, открыт ли сейчас магазин или сколько еще он будет открыт, прежде чем мы встретимся с кем-то, зная, когда отходит поезд, мы получаем именно то, что нам нужно. Мы пользуемся печатными расписаниями и записными книжками и сверяем их с показанием часов, но только зримые «ключи» убеждают нас по-настоящему: в самом ли деле поезд gtoht у перрона? выходя г. ли уже из театра? стоит ли его автомобиль снаружи? виден ли уже автобус? Удовлетворительная среда не только предъявляет время дня живым и человечным образом, но и при необходимости дает точный ответ о времени. Она раскрывает еще и расписание общественно доступного поведения: открытие магазинов и ресторанов, наличие поездов и публики в аудиториях, стремительность часа пик.

Еще в большей степени, чем настоящего момента, мы жаждем предсказаний о ближайшем будущем: когда закроется этот ресторан? скоро ли придет поезд? будет ли место на стоянке? Опытные наблюдатели используют весьма тонкие индикаторы для получения такого рода информации или опираются на долгий опыт, или вынуждены доверять четким объявлениям. Мы приучили себя к нервному ожиданию и вновь повторяющимся вопросам, так как информацию нужно получать снова и снова. Окружение, которое раскрывало бы искомые факты ясно и на расстоянии, стало бы гораздо более уютным. Разве на автобусных остановках не могли бы мы получать информацию о том, в скольких минутах отсюда находится автобус, а по дорожным знакам узнавать часы заторов на этот день?

Разные наблюдатели и в различных ситуациях по-разному нуждаются в информации о времени: одни остро, другие относительно. Так, туристы или недавно приехавшие испытывают острую потребность в том, что местным жителям может казаться очевидным. Нужно исследовать, что людям требуется знать о расписании городских событий, как они пользуются восприятием времени в обыденной жизни. По-настоящему нам необходима пространственно-временная модель города, которая охватила бы как кратковременные колебания (вроде распорядка событий или нагрузки транспортной системы), так и долговременные изменения — прошлое, настоящее и ближайшее будущее городского населения, жилого фонда. И вдобавок нужна информация о пространственном местонахождении видов активности, видов обслуживания и т. п. Такое хранилище пространственно-временной информации могло бы выдавать справки по запросам в виде карт и макетов, диапозитивов и кинофильмов, графиков или кодированной информации для ЭВМ. Такая модель нужна школьникам и туристам, исследователям и официальным агентстам, людям, разыскивающим дом, коммерческий участок, работу, развлечения, медицинскую помощь или социальную службу. Фактически я предлагаю «штабную комнату», предназначенную для мирных целей, — это старая идея Патрика Геддаса в новой форме. Скромный временный прототип такого устройства уже был с огромным успехом испытан в Бостоне.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум