Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Сегодняшние ценности


Сегодняшние ценности

Каковы проблемы сохранения в обширных урбанизированных регионах? Ведь здесь наша цель -сохранить сегодняшние ценности и поддержать чувство преемственности, имея в виду, что разные вещи ценны нам своей актуальной значимостью, а вовсе не каким-то мистическим чувством преходящего времени. Мы склонны сохранять старые здания только в том случае, если не можем использовать то же место с меньшими затратами (принимая во внимание то, что использование материала при новом строительстве по сравнению с реконструкцией — источник дополнительных расходов) или не можем уже воспроизвести некоторые ценные черты архитектурных форм или оборудования. Достаточно часто старое окружение стоит того, чтобы его сохранять, потому, что вложенные в него затраты полностью амортизированы, или потому, что оно было построено за счет квалифицированного, но дешевого труда или из материалов, которые сегодня недоступны, или оно создавалось в соответствии с самыми высокими стандартами для богачей, впоследствии покинувших его. Более того, это окружение может быть особо ценным художественным произведением, которое трудно имитировать, или частью целой сети обслуживания и социальных связей, которую было бы нелегко воссоздать. Рациональный учет существующих ценностей нельзя искажать догматической верой в абсолютную ценность всего старого: самые знаменитые художники яростно протестовали в свое время против сооружения Эйфелевой башни. Культуры, породившие прекрасное окружение, опирались на уверенность в своей способности творить новое, и сегодня у многих творцов можно заметить неприязнь к идее всесохранения, включая даже сохранение их собственных работ.

Если старое окружение лучше нового (иногда это так, иногда нет), мы должны изучить его и обнаружить те качества превосходства, которые можно получить заново и в новом. Действительно, старые здания, даже лишенные примечательности, нередко обладают преимуществами по сравнению с новыми наряду с недостатками (низкий уровень удобств, ненадежная конструкция, путаный план, высокая стоимость содержания). У старых зданий обычно более богатая форма, в которой отпечатались нужды поколений, хорошая слаженность между формой и использованием, изобилие дополнительных пространств, более интимный масштаб, зрелая трактовка фактуры и деталировки. Многие из этих качеств вполне поддаются воспроизведению в новых сооружениях за счет дополнительных затрат и внимания к проектированию. При перестройке старых районов прежде всего важно установить современную ценность существующих сооружений и стремиться к тому, чтобы в проектах нового строительства доказуемо проступало то же или даже более высокое качество.

Сегодняшние ценности имеют особое значение для той специфической группы людей, которая может стать необходимой политической основой для какой бы то ни было реставрационной работы. При этом те районы, где нет преемственности жилья, например коммерческие районы XIX в., спасти, разумеется, труднее всего. Для этого необходимо создать общерегиональную или туристическую основу, или градостроитель должен суметь убедить других в современной ценности района или, что еще труднее, в том, что он будет оценен следующими поколениями.

Если сегодняшняя ценность не очевидна, необходим весьма кропотливый анализ для того, чтобы разобраться в подлежащих оценке качествах. Так, кому и какие ценности могут быть видны в трущобном окружении, структура которого способна не только поддерживать, но и усугублять вполне определенный образ жизни? Напротив, в ансамблях Бата анализ ландшафта может выявить те характеристики пространства, масштабности и фактуры фасадов, которые — если использовать их в новых сооружениях — могли бы сделать возможным обновление целых частей города, служащих фоном более примечательным постройкам. К тому же это удалось бы сделать без имитации старины и без существенных потерь качества. Следует заметить, что качества исторических зон не столько не поддаются переносу, сколько это просто очень редко пытаются сделать.

Там, где старые сооружения не могут служить сегодняшним нуждам, за исключением тех случаев, когда они обладают значительной эстетической или дидактической ценностью, их можно снести, оставив при этом некоторые фрагменты для обогащения новых зданий. Следует не столько хранить верность старой форме, сколько стремиться использовать остатки старого для усиления сложности и значимости сегодняшней «сцены». Контраст старого и нового, аккумуляция наиболее значимых элементов, остающихся от ушедших исторических этапов, способны со временем создать ландшафт, с глубиной которого Не мог бы конкурировать ни один из этих этапов в отдельности, даже если речь идет только о фрагментарных напоминаниях, хотя такой временной глубинности ландшафта можно достичь лишь в некоторых частях города. Чисто художественная цель при этом — повысить контрастность и сложность окружения, чтобы сделать видимым сам процесс его изменений. Достижение этой цели требует столь же творческого процесса, как и процесс нового проектирования.

Мы стремимся к такому месту, которое, не будучи только лишь отпечатком остановившегося прошлого, кажется открытым вперед во времени. г... -

Иначе обстоит дело с нашими пригородами или новыми, городами, они и выглядят так, будто вчера начаты и вчера же полностью закончены, и нет щелочки, через которую можно было бы заглянуть вперед или назад.

Присутствие времени можно обнаружить даже в самых, заурядных зонах, там, где очень мало достойного для сохранения. Везде, даже на тех участках, которые должны быть полностью очищены для нового строительства, можно найти и сохранить какие-то следы среды, простирающиеся по меньшей мере к первым воспоминаниям еще живущего поколения, т.е. лет на шестьдесят. Поскольку поколения наслаиваются одно на другое бесконечно, а текущие нужды требуют постоянных разрушений, сохранение полного контекста в принципе невозможно. Но мы можем обратиться к сбережению каких-то символов, фрагментов снесенного окружения, включая их в новый контекст для новых поколений.

Сохраняемые элементы могут быть любыми, но только не совсем лучайными или тривиальными, поскольку чистая случайность выбора могла бы создать представление о прошлом как о совершенном хаосе. Там, где это возможно, лучше всего сохранить нечто, способное указать на характер бытовавшей здесь среды, на ее масштаб пространство, пути, озеленение. Там, где это неосуществимо, желательно искать предметы с высоким символическим значением или предметы, непосредственно связываемые с действиями людей, память о которых жива, будь то кресты, скамьи или ступени лестницы. Но сохраняемое должно опираться на то, что пользователи хотели бы помнить или как-то связать с собственным существованием. Таким образом, проектировщик еще должен узнать, что жители помнят и что они хотят помнить. Поскольку новое градоформирующее действие почти всегда в той или иной степени ограничено уже существовавшим планировочным рисунком, необходимо сделать видимым это влияние прошлого, обозначить историю окружения в нем самом. Этот рисунок можно вплести в новое проектное решение с ничтожным усилием по сравнению с обычно понимаемым сохранением территории. Тогда он может стать элементом привычной заботы о характере района.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум