Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Система органов государственного управления


Система органов государственного управления

Государственное управление пользованием и охраной природных ресурсов, в том числе и охраной окружающей природной среды осуществляют: - органы общей компетенции; - органы специальной компетенции; - функциональные органы. Особенности органов общей компетенции заключаются в том, что они свою деятельность наряду с решением других задач направляют на развитие экономики, социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны государства и другие вопросы. К органам общей компетенции относятся: Федеральное собрание Российской Федерации; Государственная Дума; Президент России; Правительство России; администрация субъектов РФ; органы местной администрации. Деятельность этих органов в части охраны окружающей природной среды весьма различна. Государственное финансирование охраны окружающей среды имеет решающее значение для достижения целей поддержания и восстановления благоприятного состояния среды обитания человека. Поэтому контроль Государственной Думы за деятельностью правительства при формировании бюджета — важная функция управления. Контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружающей среды, относится к совместному ведению обеих палат Федерального собрания РФ и Государственной Думы. Компетенция (полномочия) Правительства РФ и правительств субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды определена нормативными правовыми актами, как общими, так и экологическими. Компетенция Правительства РФ (полномочия органов государственной власти) в области охраны окружающей природной среды определена ст. 5, а компетенция (полномочия) органов государственной власти субъектов РФ — ст. 6 Закона РФ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст. 114 Конституции РФ правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы, проводит меры по обеспечению законности в отношении экологических прав граждан. На это же направлен и Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. «О правительстве Российской Федерации», где в отдельной статье определены полномочия правительства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. Деятельность органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов РФ регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием определены как Законом РФ «Об охране окружающей среды», так и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и отдельными актами экологического законодательства. Это наиболее многочисленная система органов в стране, которая должна решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы, исходя из интересов населения, его исторических и других местных традиций. Следует отметить, что органы специальной компетенции занимаются решением задач и подготовкой нормативных правовых актов в части экологического нормирования; проведением государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования; определением платы за природопользование и другими задачами. К специальным органам государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды относятся: Министерство природных ресурсов Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство образования Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации. Поскольку власть этих органов распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, то их часто называют межотраслевыми органами. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей природной среды функциональными и другими органами осуществляется через специально образованные комитеты, службы и комиссии. К ним относятся: Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба Земельного кадастра России; Федеральная служба геодезии и картографии России; Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности; Федеральный горный и промышленный надзор России. Значительная часть полномочий федеральных служб и комитетов реализуется через Министерство природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России) и его территориальные органы. Имея на местах специально уполномоченные комитеты в области охраны окружающей природной среды, они координируют деятельность других министерств, комитетов, служб и специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Функции специально уполномоченных органов определены специальными положениями о них. Круг этих функций различен. Решения специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке. При Правительстве РФ действуют несколько специализированных комиссий, связанных с вопросами экологии. Среди них: Межведомственная комиссия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России; Межведомственная комиссия по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории России; Межведомственная комиссия по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой; Правительственная комиссия по озеру Байкал и др.

Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум