Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Техническая экспертиза зданий

Система перспективного планирования


Система перспективного планирования

Основой планирования всегда является нормативная база. В капитальном ремонте она создавалась в течение многих лет в процессе решения практических задач в этой области.

Необходимость разработки обоснования долгосрочного плана капитального ремонта вызвала потребность, в первую очередь, создания методики. Первым этапом этой работы явились анализ и систематизация всей нормативно-методической базы. Аналогов подобной работы по масштабам и Дложности решаемых проблем с учетом огромных объемов и особенностей исторической и архитектурно-художественной ценности жилищного фонда Ленинграда не было. Поэтому была составлена методика обоснования как самой системы перспективного планирования, так и долгосрочного перспективного плана.

Методика базируется на принципах общегосударственной плановой системы и применительно к отрасли жилищного хозяйства предусматривает программно-целевой метод, долгосрочное, непрерывность, комплексность и оптимизацию плановых решений.

Программно-целевой метод выражается в том, что план предусматривает достижение определенной конечной цели, поэтому является целевым. В то же время план представляет собой программу мероприятий по достижению этой цели.

Долгосрочность заключается в обосновании плана на длительную перспективу исходя из объемов и сложности решаемой проблемы. Ленинградская практика подтверждает, что долгосрочность перспективного плана капитального ремонта жилищного фонда города должна соответствовать сроку реализации очередного генерального плана развития города.

Непрерывность плана состоит в разработке основных положений и задач на конечный срок планового периода и определении десятилетних и пятилетних перспективных планов его реализации с обеспечением преемственности планов, а также двухлетнее непрерывное планирование реализации плана в текущей пятилетке.

Комплексность предусматривает мероприятия по всем видам ремонта домов (комплексного, выборочного, инженерных систем, благоустройства) как единого процесса воспроизводства жилищного фонда. Наряду с этим в план включены необходимые мероприятия по всем видам фонда, включая дома местных Советов, предприятий и организаций министерств и ведомств, жилищно-строительных кооперативов. При этом осуществляется координация плана с мероприятиями по развитию взаимосвязанных с жилищным фондом других отраслей городского хозяйства, с соблюдением принципа приоритета жилищного хозяйства, составляющего первооснову жизнедеятельности городского организма.

Оптимизация планирования заключается в выборе наиболее эффективного варианта плана, обеспечивающего достижение поставленной цели с наименьшими затратами финансовых, материально-трудовых и энергетических ресурсов.

Методика предусматривает разработку плана в показать лях, соответствующих государственной статистической отчетности, и необходимость оперативного планирования, контроля" учета и анализа результатов выполнения плана.

Важнейшим разделом методики являются указания по составу и содержанию перспективного плана, включающие:
- анализ результатов капитального ремонта за послевоенные годы и в базовом (1971-1980 гг.) периоде;
- анализ развития и оценку достигнутого организационно-технического уровня капитального ремонта;
- структуру жилищного фонда и прогноз на расчетный период;
- объемы капитального ремонта на конечный срок и по этапам;
- необходимые финансовые ресурсы и источники их покрытия;
- мощность ремонтно-строительных, проектных и других специализированных организаций;
- организационно-технические методы производства капитального ремонта и мероприятия по дальнейшему совершенствованию;
- систему расселения ремонтируемых домов; мероприятия по энергообеспечению ремонтируемого жилищного фонда;
- меры по сохранению исторической и архитектурно-художественной ценности старого жилищного фонда;
- убыль жилой площади и компенсацию ее за счет нового строительства;
- вопросы межотраслевой координации плана; ожидаемый социально-экономический и градостроительный эффект реализации плана;
- тематику научно-исследовательских работ, необходимых для решения связанных с реализацией плана проблем;
- порядок оформления, согласования и утверждения плана. Методикой предусматривается различная степень детализации показателей плана: укрупненных, в виде главных задач на конец расчетного периода, и по десятилетиям, с разработкой конкретных адресных программ на пятилетку. Объемы работ на пятилетку рассчитываются на основе системы непрерывного планирования, все этапы которой от проведения технической экспертизы (вторая — шестая операции диагностического цикла) до достижения конечной цели (ввода в эксплуатацию отремонтированного дома) тщательно увязываются между собой и являются обязательными для всех участников плана.

Сплошное обследование впервые в практике позволило получить достоверные сведения о надежности конструкций и моральном износе каждого дома и тем самым по единой методике получить объективную оценку состояния старого жилищного фонда в масштабах города, создать достоверную информационную базу планирования капитального ремонта.

На основе этого начиная с 1971 г. была внедрена система текущего, пятилетнего и перспективного планирования капитального ремонта жилищного фонда. Этой системой обеспечиваются планирование дифференцированных объемов ремонта по административным районам в зависимости от фактического состояния жилищного фонда и соответствующая концентрация финансовых и материально-трудовых ресурсов, внедрение прогрессивного метода группового ремонта в масштабах крупных жилых образований.

Перспективный план на IX пятилетку (1971-1975 гг.) представлял собой годовые адресные программы комплексного капитального ремонта домов по всем административным районам. Он сыграл большую организующую роль в совершенствовании капитального ремонта жилищного фонда города.

На X пятилетку (1976-1980 гг.) такой план был обоснован уже к 1 сентября 1974 г. на качественно новом уровне. В нем более тщательно определена адресная программа с учетом расширения масштабов группового ремонта, произведен подсчет необходимых материально-трудовых и финансовых ресурсов, дано обоснование мероприятий для обеспечения выполнения плана. Пятилетний план капитального ремонта жилищного фонда впервые стал важным разделом плана комплексного экономического и социального развития города и административных районов.

План капитального ремонта жилищного фонда на XI пятилетку (1981 -1985 гг.) был разработан в сентябре 1979 г. В нем предусмотрены мероприятия по капитальному ремонту старого фонда, планово-предупредительному ремонту фонда послевоенной постройки и развитию производственно-технической базы жилищной системы, обоснованы потребности в финансовых и материально-трудовых ресурсах, мощностей ремонтно-стройтельных организаций и др.

В процессе многолетней практики выработаны организационные принципы и методы перспективного планирования, за, включающиеся в том, что общее руководство перспективным планированием осуществляется Жилищным управлением Испод кома Ленсовета, а обоснование перспективного плана выполняется институтом Ленжйлпроект. Разработка планов институтом проводится совместно с районными жилищными управлениями и исполкомами районных Советов.

Пятилетние планы представляют собой единые целевые программы, обеспечивающие объединение усилий всех организаций на эффективное достижение конечных целей: для городского жилищного управления — полное и своевременное обеспечение финансирования мероприятий плана и координация двухлетнего планирования, для исполкомов райсоветов и районных жилищных управлений — организация расселения ремонтируемых домов и подготовка их к ремонту, для института Ленжйлпроект- своевременное обеспечение проектно-сметной документацией, для генерального подрядчика (Управления капитального ремонта) — подготовка производства к выполнению ремонта в нормативные сроки и ритмичному вводу домов после ремонта.

С 1981 г. пятилетние планы предусматривают решение конкретных задач реализации долгосрочного плана капитального ремонта на период до 2000 г.

Перспективный план на 20 лет не означает, что на такой длительный период ленинградские специалисты в решении сложнейшей градостроительной проблемы предусмотрели абсолютно все и в плане не остается места для каких-то изменений. Перспективным планом предусматриваются необходимые корректировки, которые должны вноситься при подготовке каждого пятилетнего плана и в процессе оперативного планирования.

Большое значение досрочного перспективного плана заключается в том, что в нем рассмотрена проблема в целом, определены и поставлены конечные цели и задачи, а также объем средств и необходимых ресурсов для того, чтобы модернизировать старый жилищный фонд, выполнить необходимые ремонтные работы в фонде послевоенного строительства и на рубеже 2000 г. перевести весь фонд города на систему планово-предупредительного капитального ремонта.

Необходимость полной модернизации всего ремонтопригодного старого фонда и невозможность без этого внедрения системы планово-предупредительного ремонта обоснованы диагностическими данными. Для решения проблемы используется комплексный метод планирования, которым предусматривается:
- координация работ по капитальному ремонту жилищного фонда, ремонту зданий нежилого назначения и объектов коммунального хозяйства, включая ремонт мостовых, реконструкцию системы энергоснабжения и других объектов городского хозяйства;
- плановое регулирование системы расселения домов, назначенных на комплексный капитальный ремонт;
- последовательное наращивание объемов ремонта, увязанное с реальными производственно-техническими и финансовыми ресурсами.
При соблюдении указанных условий план капитального ремонта является самостоятельным разделом плана экономического и социального развития Ленинграда. Взаимоувязанность его с развитием других отраслей городского хозяйства во многом гарантирует реализацию мероприятий по ремонту жилищного фонда.

Оптимизация пятилетних планов обеспечивается разработкой их вариантов с последующим выбором на предстоящую пятилетку такого из них, в котором достигается наибольший эффект в решении поставленных перспективным планом задач.

Разработке перспективного плана капитального ремонта жилищного фонда Ленинграда на 20-летний период предшествовали подготовка, систематизация и анализ информационной базы плана. По старому жилищному фонду это в основном материалы сплошного обследования (первая операция диагностического цикла), на основе которых составлены сведения о жилищном фонде по периодам возведения, исторической и архитектурной ценности и другим особенностям строительных конструкций (часть этой информации приводится в первой и третьей главах данной книги).

По новому фонду основным источником информации явились учетные данные городского бюро технической инвентаризации, в которых содержатся сведения о ведомственной принадлежности зданий, их жилой и общей площади, восстановительной и действительной стоимости, уровне коммунального благоустройства, материале стен, этажности и др.

Названная информация по старому и новому фонду дополнялась анализом статистической и бухгалтерской отчетности в базовом периоде. При этом изучалась деятельность жилищных, проектных и ремонтно-строительных организаций по капитальному ремонту всего жилищного фонда, как старого, так и построенного после 1950 г. Рассматривались вопросы фактической стоимости и продолжительности ремонта, объемов ввода в эксплуатацию отремонтированной жилой площади в каждом году базового периода, использования нежилой площади в жилых домах до и после их ремонта, а также объемов нового строительства, связанного с капитальным ремонтом. Анализировалась убыль жилой площади, связанная с капитальным ремонтом и другими причинами, а также прочая информация, необходимая для прогноза и регулирования будущей деятельности как по городу в целом, так и по административным районам. Анализ в объеме, необходимом для планирования капитального ремонта, включал характеристику основных направлений по новому жилищному строительству в планируемом периоде.



Рис. 1. Графическое изображение системы перспективного планирования


Подготовка и анализ информационной базы предусматривались методикой разработки перспективного плана. Без подготовки i методических указаний по его составлению план создать было нельзя. Методика указывала, какие конкретные директивные документы должны быть положены в основу плана, порядок определения объемов ремонтных работ по всем видам жилищного фонда, включая ведомственный, принимаемый в расчетном периоде жилищными организациями местных Советов на свой баланс, и кооперативный, который предстоит ремонтировать силами строительных организаций, ремонтирующих государственный фонд.

В методике особое внимание обращается на программно-целевой принцип планирования. При этом отмечается, что любой план предусматривает достижение конечной цели и поэтому всегда является целевым. Однако особое внимание этому принципу необходимо уделять при разработке долгосрочных планов решения сложных, по существу многоотраслевых, проблем, каким является капитальный ремонт жилищного фонда, так как для достижения конечной цели нужно поэтапно решать многие задачи технического и организационного характера, касающиеся совершенствования методов и принципов ремонта жилищного фонда разных периодов возведения.

В данной книге рассмотрен жилищный фонд только первого периода возведения, так как способы технической экспертизы этого фонда существенно отличаются от способов экспертизы зданий второго и третьего периодов возведения. Метод объективного диагностирования исключает возможность смешения способов технического обследования старого фонда и домов современной постройки, но в планировании все наоборот.

Недопустим подход разработки раздельных планов капитального ремонта зданий первого периода возведения изолиро-

Методикой обосновывается система непрерывного планирования, возрастания объемов и расширения содержания ремонтных работ. В ней поясняется, как в расчетном периоде должны формироваться средства на капитальный ремонт, как составлять расчеты потребных финансовых ресурсов и как, зная эти показатели и объем необходимых ремонтных работ, определять потребную мощность подрядных ремонтно-строительных организаций и темпы развития их производственно-технических баз. В методике, кроме того, поясняются правила построения системы, обеспечивающей реализацию выполнения плана.

Система перспективного планирования капитального ремонта является мощным рычагом, используемым для совершенствования управления жилищным хозяйством города. В Ленинграде эта система отработана и непрерывно совершенствуется при решении практических задач. Она применима во всех старых городах, разумеется, с учетом местных условий.

Важным звеном системы является участие в ней технических экспертов и широкое использование в практической деятельности результатов сплошного обследования старого жилищного фонда. Необходимо иметь в виду, что отчетную документацию, составленную техническими экспертами, нельзя подменять отчетной документацией, составленной по результатам общественных смотров жилищного фонда. Общественные смотры нужное и полезное дело, это новая форма привлечения широких масс к управлению жилищным фондом, направленная на сохранность жилищного фонда, но она не универсальна и не может подменить сплошное техническое обследование, выполняемое на высоком профессиональном уровне.



Похожие статьи:
Внеплановая экспертиза по ограниченному кругу вопросов и дополнительное техническое обследование в домах

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Техническая экспертиза зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум