Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Лесосечные работы

Схемы разработки делянок


Схемы разработки делянок

На схемах делянок показывают размещение волоков, погрузочных пунктов и их положение относительно уса.

Лесовозный ус проходит, как правило, не посредине делянки, а вдоль одной из ее сторон. Это позволяет исключить переезды трактора через ус.



Рис. 1. Схемы разработки делянок:
а, б, в - параллельная; г. д, е — метод широкого фронта; ж, з, и - радиальная (верхний ряд — при трелевке за вершины или комли к узкоколейной дороге, средний ряд — при трелевке за вершины к автомобильной дороге, нижний ряд — при трелевке за комли к автомобильной дороге)


Положение погрузочных пунктов зависит от вида лесовозного транспорта и способа трелевки. На узкоколейных усах, где лес грузят «вразнокомелицу», погрузочные пункты размещают так, чтобы можно было трелевать лес с обеих сторон. При вывозке автомобилями погрузочные пункты размещают в конце делянки, если лес трелюют за вершины или в начале ее, если трелевка ведется за комли.

В настоящее время применяются три схемы разработки делянок, которые характеризуются размещением волоков.

Параллельная схема. Параллельное размещение волоков, примыкающих к одному погрузочному пункту, применяется в тех случаях, когда необходима разбивка делянки на пасеки одинаковой длины и ширины. Она целесообразна главным образом при разработке лесосек с сохранением подроста, при постепенных рубках, при биологической сушке леса.

Метод широкого фронта. Этот метод является разновидностью параллельной схемы. Он состоит в том, что бригады имеют по нескольку погрузочных площадок, расположенных вдоль уса, к каждой из которых примыкает два-три волока.



Рис. 2. Планы вырубок, полученные путем геодезической съемки после разработки делянок:
а — методом узких лент; б — широкими пасеками; 1 — волоки; 2 — пробные площадки; 3 — погрузочные площадки; 4 — ус


Схема применяется в тех случаях, когда погрузочные пункты просты и затраты на их подготовку очень малы. Например, эта схема целесообразна при применении челюстных погрузчиков, когда для подготовки погрузочного пункта достаточно расчистить площадку. Схема может быть применена также при использовании автомобилей с самопогрузкой.

Радиальная схема. Схема с радиальным размещением волоков применяется в тех случаях, когда устройство погрузочных пунктов требует больших затрат, например, при сорти-ментной вывозке леса. Очевидно, что чем выше Стоимость и трудоемкость подготовки погрузочного пункта, тем большая площадь леса должна тяготеть к нему. Но расстояния трелевки должны быть при этом по возможности небольшими. Радиальная схема позволяет при данной площади делянки значительно сократить расстояния трелевки по сравнению с параллельной схемой. Здесь магистральные трелевочные волоки соединяют отдельные участки делянки с погрузочным пунктом по кратчайшим направлениям. Каждый магистральный волок образует сеть пасечных волоков. Волоки в конце их могут соединяться друг с другом (на схеме показано пунктиром). Недостаток схемы — трудность разбивки лесосеки на пасеки.

Лесосеки при тракторной трелевке разбивают с таким расчетом, чтобы учесть и по возможности использовать все особенности рельефа и почв. Необязательно, например, стремиться к прямолинейности волоков, если для этого приходится прокладывать их по сырым, пониженным местам; более целесообразно обойти их.

Очень наглядны планы разработанных лесосек, полученные в результате геодезической съемки. На рис. 2 приведены планы двух делянок в кв. 92 Крестецкого леспромхоза, снятые по визирам сразу после окончания лесосечных работ. Одна делянка разработана методом узких лент с сохранением подроста, а другая делянка разработана также с сохранением подроста, но с пасеками шириной 40-45 м. На плане хорошо видны размеры пасек, ширина, длина и направления волоков, размещение погрузочных площадок и другие технологические элементы.



Похожие статьи:
Основные принципы выбора расчетных деревьев

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Лесосечные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум