Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Сохранение и преобразование городского ландшафта в районах старой застройки


Сохранение и преобразование городского ландшафта в районах старой застройки

Одним из обязательных условий реконструкции старой жилой застройки является бережное сохранение индивидуального облика исторически сложившихся районов. Это положение, справедливое для всех старых городов, особенно касается тех, где, как в Ленинграде, старый капитальный жилой фонд формирует застройку центральных районов, значительных по территории и наиболее важных для города в градостроительном, художественном и историческом отношении. Началом и основой сохранения сложившегося городского ландшафта служит сохранение его планировочной структуры. Планировочная структура старых районов Ленинграда воспринимается как взаимодействие сложившейся сетки улиц и плотной периметральной их обстройки.

Город — не застывшая масса зданий, а живой организм; он не только растет вширь за счет нового строительства на периферии, но неизбежно должен перестраивать свой центр. Перестройка в отдельных случаях носит и будет носить радикальный характер — с пробивкой новых или расширением существующих магистралей, формированием новых площадей и т. п. Однако в большей части районов старой застройки, особенно в ее жилых массивах, необходимость изменения сложившейся сетки улиц не возникает. Более того, ее сохранение является формой сохранения наиболее ценной во всех отношениях части старой застройки — лицевых строений, определяющих городской ландшафт центра. Таким образом, на страже характерной для сложившихся районов периметральной застройки стоят и эстетические, и экономические соображения.

В наиболее частом варианте реконструкции лицевой корпус здания не меняет своего объема; однако даже в этом случае сохранение периметра носит активный характер. Длительный срок эксплуатации большинства домов, многочисленные перестройки, разрушения военных лет, некачественные ремонты фасадов— все это привело к значительным искажениям облика, к утрате части архитектурного декора. Особенно пострадали от времени первые этажи и завершения зданий. Изменение назначения, устройство дополнительных входов, превращение окон в витрины исказили архитектуру первых этажей, строгую тектонику фасадов. Многие венчающие карнизы лишились лепных Деталей.

Рис. 1. Восстановление утраченных элементов декора здания а — вид здания до капитального ремонта; б — проект восстановления декора; в — фрагмент фасада отремонтированного здания

Реконструкция обеспечивает условия для восстановления упомянутых утрат. Основой восстановления служат архивные изыскания, натурные обследования зданий, архитектурные обмеры фасадов и некоторых деталей. В отдельных случаях становится необходимым вскрытие штукатурного слоя, исследование кладки для определения места, где были стесаны или сбиты первоначальные элементы декора. При отсутствии точных сведений о конкретном доме или при невозможности точного восстановления утраченных деталей пользуются аналогами, близкими по стилевой характеристике к реконструируемому зданию.

Сохранение периметра реализуется не только в форме прямого сохранения существующего здания в его дореконструктивном объеме. Частым вариантом является строительство нового корпуса по красной линии пустующего участка или на месте сносимого, пришедшего в ветхость строения. Включение нового элемента в сложившийся ландшафт всегда представляет собой градостроительную проблему, сложность которой состоит в обеспечении органичной связи нового со старым. Главную роль при этом играет сохранение масштаба сложившейся застройки. Выше говорилось о характерном для старых районов Ленинграда единстве этого масштаба, предопределенном не только близкими горизонтальными и вертикальными размерами лицевых строений, но и близкими высотами этажей, шагом и размерами окон.

Масштабное единство поддержано общностью отделки зданий. При всем разнообразии стилевых характеристик фасадов (барокко, классицизм, ампир, эклектика всех оттенков, модерн) в подавляющем большинстве они оштукатурены и окрашены, имеют большее или меньшее количество лепных деталей. Именно эти компоненты — частый шаг вытянутых по вертикали окон, мягкая фактура штукатурки, активный цвет, мелкая деталировка лепнины, отсутствие крупных нерасчлененных плоскостей— формируют характерный облик старой жилой застройки.

Современные жилые здания, проекты которых выполнены по действующим нормам, неизбежно резко отличаются от старых и масштабом, и тектоникой стен; соответственно не может не быть отличной их стилевая характеристика. Поэтому

Рис. 2. Обогащение фасада жилого дома при его капитальном ремонте а —здание до ремонта; б — облик здания после комплексного капитального ремонта

Рис. 3. Пристройка к реконструируемому зданию
а— вид здания до реконструкции фасад реконструированного здания (проект): 1 — существующее здание; 2 — прикройка

«вживление» таких зданий в «ткань» старой застройки требует особой осмотрительности, такта и высокого архитектурного вкуса. В некоторых же ситуациях, когда новое строительство осуществляется в особо ценной архитектурной среде, где контрасты нежелательны, представляется уместной архитектурная «подделка», строительство новых зданий в характере окружения.

Достаточно распространенным приемом является трактовка новых строений как пристроек к существующим, продолжающих данную архитектурную тему. Такое решение обеспечивает незаметность новой «ноты»; но следует иметь в виду, что оно укрупняет масштаб застройки. В некоторых случаях, например, когда здание формирует площадь, укрупнение масштаба может дать положительный градостроительный эффект; однако на улицах с четким ритмом застройки это может оказаться неуместным. Здесь целесообразно решать встройки как самостоятельные строения, хотя и близкие по стилевой характеристике к соседним.

В отдельных случаях новое строительство имеет целью воссоздание облика ценного в историческом или архитектурном отношении здания, сохранение которого невозможно по техническим соображениям. Такое воссоздание, как правило, не превращается в копирование; оно позволяет устранить позднейшие изменения, восстановить облик здания в том виде, каким оно было в наиболее интересный в историко-архитектурном отношении период его существования, возвратить первоначальную высоту первому этажу, ушедшему частично в культурный слой.

Рис. 4. Композиционное объединение двух зданий а — вид застройки до реконструкции; б — композиционное объединение строений за счет реконструкции и надстройки ремонтируемых корпусов

Уплотнению периметра способствует не только застройка пустырей, существовавших или возникающих при разборке, но и надстройка лицевых корпусов отдельных реконструируемых зданий. Вообще говоря, некоторая «зубчатость» фронта оживляет пейзаж улиц, подчеркивает ритм застройки. Однако при очень большой разнице высот соседних зданий образуются «провалы», неприятные сами по себе и открывающие к тому же брандмауэрные стены. Особенно неудовлетворительны угловые Дома, не отвечающие той роли акцентов, которая предопределена им градостроительной ситуацией. Надстройка на один и Даже два этажа — достаточно распространенный прием реконструкции; ее эстетические цели достигаются при условии, если Удается решить трудную задачу органичного включения, вернее подключения, надстройки к сложившейся композиции фасада.

Специфическим вариантом надстройки является замена мансард нормальными этажами. Выше говорилось о неудовлетво-пительных эксплуатационных качествах мансард и о ликвидации их как обычной составной части реконструктивных мероприятий. Однако для многих зданий мансарды — важный элемент композиции фасада, а потому их целесообразно заменять надстройками, максимально приближающимися по облику к разобранным мансардам: с крепованными стенами (такую возможность обеспечивает обычно значительная толщина стен нижележащих этажей), с характерным пилообразным завершением.

Рис. 5. Воссоздание разобранного здания а — разобранное строение; б — новое здание

В отдельных случаях, когда декорирование надстроек «под мансарды» не может дать удовлетворительного результата, приходится сооружать мансарды заново, заменяя их деревянные стены капитальными, вывешенными на специально подведенных балках. Конструктивная сложность этого решения, затруднения с отводом воды, очисткой кровель от снега, разводкой труб отопления делают его допустимым лишь для наиболее ценных в архитектурном отношении зданий.

Помимо эстетического эффекта, встройка, пристройка и надстройки дают экономический эффект. Новое строительство в центре города не требует дополнительных капитальных вложений на инженерное и транспортное обеспечение, на культурно-бытовое обслуживание проживающих и поэтому дешевле аналогичного строительства в неосвоенных районах. Наиболее выгодны в этом отношении надстройки. Не следует, однако, забывать, что надстройки и встройки, особенно осуществляемые по красным линиям улиц, почти всегда ухудшают освещение и инсоляцию соседних зданий. Поэтому вопрос о допустимости нового строительства в старых кварталах и об его этажности должен решаться с учетом всех соображений — и градостроительных, и экономических, и эстетических.

Сохранение и поддержание периметра реализуется теми же приемами, какие были характерны для реконструкции застройки и в дореволюционный период ее развития. И тогда шла постоянная надстройка, заполнение пустующих участков, замена обветшавших или просто малоэтажных строений новыми. Принципиальное отличие современного пространственного изменения застройки от прежнего порождено отличием цели: тогда она заключалась прежде всего в интенсификации использования территории, и все остальные соображения подчинялись этому; в настоящее время местное уплотнение периметра преследует в первую очередь эстетические цели, ограничивается гигиеническими соображениями и почти всегда сопровождается разуплотнением внутриквартальной застройки.

Все изложенное выше отражает опыт сохранения при реконструкции привычного облика улиц. Однако сплошной периметр — не единственный прием застройки старых улиц. Напротив, тРУДно найти хотя бы один квартал, где периметр не был бы прерван — курдонерами, скверами или просто случайными пустырями, возникшими, в основном в результате разрушений военных лет.

Рис. 6. Надстройка ремонтируемого жилого здания а — здание до капитального ремонта;

Рис. 7. Реконструкция застройки углового участка а — облик существующей застройки; б — проект замены обветшавшего малоэтажного строения новым с повышением этажности при сохранении стилевой характеристики

Рис. 8. Замена мансарды нормальным этажом а — вид здания до реконструкции; б — Ласад после реконструкции (проект)

Рис. 9. Межевая стена дома, идущего на капитальный ремонт

Рис. 10. Архитектурное оформление стены (проект)

Сознательно организованные разрывы периметра во многом обогащают ландшафт улиц; при соответствующем решении вполне уместно выглядят даже «раскрытые углы» кварталов; особенно выигрышны в этом плане озелененные разрывы. Совершенно иную роль играют оставшиеся незастроенными участки, на которые выходят лишенные декора брандмауэрные стены, глухие или с неупорядоченно пробитыми проемами.

Реконструкция дает возможность развить пластическое начало застройки улиц, упорядочить сложившиеся разрывы, придав им закономерный характер. Наиболее распространенным приемом является перенесение деталей декора с лицевого фасада на бывший брандмауэр. Технические и планировочные соображения исключают при этом повторение на брандмауэрной стене частой сетки окон, характерной для главного фасада; это ограничение осложняет поиск композиции и вместе с тем создает предпосылки для формирования своеобразных фрагментов уличных пейзажей.

Уместно подчеркнуть, что возможности упорядочения и преобразования облика застройки заметно расширяются при проведении реконструкции в широких масштабах, в пределах крупных жилых массивов. Рассматривая не отдельный дом, а целый комплекс, архитектор в состоянии оценить целесообразность сохранения или изменения облика каждого здания и внесения новых «нот» с учетом общего «звучания» застройки.



Похожие статьи:
Подкрановые балки

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум