Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Сообщения по дорогам инков


Сообщения по дорогам инков

На дорогах инков действовала заимствованная у ацтеков система связи при помощи курьеров («часки»), передававших методом эстафеты устные сообщения или узелковые письма — «кипу». Вдоль дороги через каждую четверть лиги (1,4 км) были построены две глинобитные или каменные хижины, стоявшие по возможности на возвышенных местах так, чтобы из одного поста был виден другой. В них постоянно дежурили четыре или шесть «молодых и легких на ноги индейцев… Свои задания они выполняли по очереди, то курьеры одной хижины, то другой; одни из них смотрели в одну сторону дороги, а другие в другую, чтобы обнаружить посыльного до того, как он прибежит к ним, и быстро принять поручение, дабы не потерять ни минуты времени… Попадая в поле зрения хижины, тот, кто нес послание, начинал подавать голос, чтобы поторопить того, кто должен был побежать дальше…». Устное сообщение передававший выкрикивал несколько раз, пока очередной гонец его не запоминал. Для передачи экстренных тревожных сообщений о восстаниях и мятежах использовали световые и дымовые сигналы, для чего всегда имелись наготове топливо и факелы из смолы.

Передача сообщения из Кито в Куско, расстояние между которыми по воздушной линии составляло не менее 2000 км, с преодолением при этом разницы высот в 4000 м занимала 6 сут. В. фон Ха-ген провел опыт с шестью молодыми индейцами, одетыми в специально сшитую одежду инков. Они пробегали расчищенный участок дороги, включавший ступени, со средней скоростью 1 км за 4 мин с небольшим.

Через расстояния, соответствовавшие дневному переходу (примерно 30 км на равнинных и 24 км на горных участках), на королевских дорогах имелись помещения для ночлега, глинобитные или из крупных камней («корпа-васи»), где путники получали еду и все необходимое для дальнейшей дороги. Жившие на этих станциях надсмотрщики заботились о пополнении населением запасов зерна, свежего и сушеного картофеля и вяленого на солнце мяса лам. Следует, однако, иметь в виду, что эти путники «шли по дорогам не ради своего удовольствия и интересов и не ради собственных прибыльных дел или других подсобных вещей, потому что частные лица не могли этим заниматься, а по приказу короля или кураков, которые посы-тали их из одной части страны в другую… К таким именно путникам проявляли достаточно заботы, а других, находившихся в пути без оправдательной причины, наказывали как бродяг». Через более короткие расстояния 5,5—13 км располагались места ночлега. Планировка одного из них, восстановленная В. фон Хагеном, включала большую площадку для солдат и путников, несколько круглых индивидуальных хижин, рассчитанных на двух человек каждая и два загона (41X55 и 34X60) для лам.

В условиях более низкого, чем в Древнем Риме, уровня техники строительства и транспорта инками были найдены оригинальные технические решения, удовлетворявшие условиям перевозок,— ступенчатые дороги на крутых подъемах, различные типы мостов из местных материалов, защитно-ограничивающие стенки на дорогах в пустынях, эстафетная система передачи сообщений.

В изолированном от западного мира государстве инков, так же как и в государствах Древнего Востока и в Древнем Риме, создание сети благоустроенных дорог вызывалось потребностями новых завоеваний, подавления восстаний, административных связей центра с окраинами, доставки добычи и податей. Разветвленная сеть дорог позволяла управлять огромной страной, поддерживая централизованную власть.





Похожие статьи:
Земляное полотно и дорожные одежды

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум