Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование клубов

Состав и взаимосвязь помещений, трансформации


Состав и взаимосвязь помещений, трансформации

Состав помещений клуба общего профиля и взаимосвязи между ними, отражающие предполагаемое функционирование клуба, влияют на структуру клубного здания.

Функции клуба осуществляются в следующих группах помещений:
- зрительского комплекса;
- демонстрационного комплекса;
- клубного комплекса (в группе помещений для отдыха и развлечений, в группе лекционно-информационных помещений, в группе кружково-студийных помещений).

Помимо перечисленных в состав помещений клуба входят административно-хозяйственные и производственные помещения.

Все количественные показатели указаны, как правило, интервалом их величин, где большая величина отвечает более комфортным условиям. Кроме того, допускаются отступления °т указанных составов и величин. Эти материалы могут служить основой проектирования объемно-планировочной и функциональной структуры разных зданий клубов, но они, конечно, не указывают, какой тип и какую вместимость клуба нУжно в конкретном случае применять.

Примерный состав помещений клубов, сценарии их работы и функционирование в натуре помогли определить основные необходимые функционально-технические взаимосвязи помещений и групп помещений. Анализ типовых проектов выявил ранжирование помещений клуба по их возможным взаимосвязям с другими помещениями, подтвержденное сценариями работы клубов.

Схемы фиксируют только наличие или отсутствие связи (плюс и минус) между теми или иными помещениями, но не передают такого очень важного свойства связей, как их интенсивность.

Примером единовременной интенсивности связей может служить загрузка зрительного зала клуба перед началом киносеанса, концерта или спектакля, а еще более — его разгрузка после их окончания. Очень интенсивные связи существуют между залом и фойе клуба в антракте между мероприятиями.

Разный характер интенсивности связей должен находить выражение в планировочном решении здания клуба: числе и расположении проемов, в непосредственном примыкании помещений друг к другу, в их расположении через тамбур или коридор, или в изоляции и т.д.

Связи могут характеризоваться по степени их обязательности. К необходимым следует отнести, например, связь зала и фойе, а к желательным, при наличии фойе, связь зала и вестибюля.



Риc. 1. Клуб общего профиля. Схема функциональных связей „омещений клубного комплекса
а .. группа помещений для отдыха и развлечений; б -- лекционно-ин-формационная группа помещений; в .. кружково-студийная группа помещений; 1 -- гостиная; 2 -- буфет; 3 - игровая; 4 -- танцзал; 5 -бильярдная; 6 - бар; 7 - зал для физкультурно-оздоровительных занятий; 8 - зимний сад; 9 - кабинет передового опыта; 10 -- аудитория; 11 - выставочный зал; 12-зол празднеств и обрядов; 13 — клубный читальный зал; 14 - библиотека; 15 - кружки универсального назначения; 16 - сценической студии; 17 - технической студии; 18 -- художественной студии; 19 - культуры быта


Все перечисленные характеристики взаимосвязей не являются постоянными для всех зданий клубов и всех групп помещений и могут варьироваться в зависимости от конкретного задания и сценария функционирования клуба. Например, при размещении в клубе общего профиля в составе лекцион-но-информационной группы аудитория может быть связана с вестибюлем опосредованно или через фойе и систему коридоров и кулуаров. Для создания качественной функциональной структуры здания клуба задание на проектирование должно сопровождаться описанием сценария функционирования клуба и схемами взаимосвязей его помещений.

Клубное здание всегда многофункционально в отличие от театра или стадиона, где выделена одна ведущая деятельность. Поэтому первый вопрос многофункционального использования состоит в следующем: для каких градостроительных и региональных условий необходимо пространственное обособление всех видов клубной деятельности (отдельные группы помещений), а для каких возможно слияние этих видов в единых помещениях и многофункциональная их работа?



Рис. 2. Схемы функциональных взаимосвязей клубных помещений. Проекты, признанные лучшими (а) и худшими (б)


Очевидно, что ответ зависит от ожидаемой и фактической активности посещений населением тех или иных программ (на ДУШУ населения) и от напряженности работы помещений п0 видам деятельности (число мероприятий на клуб, число посещений на место).

Анализ практики эксплуатации клубов выявил границы рационального многоцелевого использования помещений.

Режим напряженности работы клубов села в РСФСР складывается сейчас следующим образом. На уровне административного района на один РДК приходится в среднем в год: спектаклей и концертов — 100; лекции — 130--190; вечеров отдыха и танцев — 80--110; кружков - 14—24 на клуб.

Число клубов, имеющих более или менее напряженную работу, составляет 25%. Таким образом, для основной массы клубов число мероприятий на зал (при отсутствии второго лекционного зала) составляет 200--300, что требует в клубе организации зала как самостоятельной единицы.

С учетом выходных дней и сезонных остановок работы клуба число реальных рабочих дней составляет около 250. Таким образом, танцы и вечера отдыха (80—110 мероприятий в год) в связи с занятостью фойе для зрелищных мероприятий не могут проходить в фойе и требуют отдельного помещения. При этом площадь фойе при зале не следует расширять для танцев. Кружки (14—24 группы) при средней частоте 80 посещений в год, коэффициента сменности 1,5 и числе дней работы кружков 200 в год, требуют: от 4 комнат при (14x80/1,5x200) до 7 комнат кружков на РДК при (24x80/1,5x200). Эти 4—7 комнат должны составлять самостоятельную группу кружковых помещений для основного массива РДК.

Для 25% всех клубов (с малой активностью населения) число мероприятий в зале составляет в год около 60 концертов и собраний и 100 лекций, танцевальных программ — 60, кружков не более 10—12 на клуб. В этом случае общее число зальных и танцевальных мероприятий не более 200, т.е. фойе может использоваться универсально, и самостоятельная досу-говая группа не нужна. Число кружковых должно составлять 3-4 комнаты на клуб, т.е. клуб будет с сокращенным составом помещений; и наоборот, при высокой активности населения РДК надо строить с самостоятельным танцзалом и числом кружковых комнат не менее 8--10 на клуб (т.е. с расширенным составом клубных помещений).

На уровне центральной усадьбы на один СДК сейчас приходится в среднем в год: спектаклей и концертов — 20—30; лекций — 60--100; вечеров танцев и отдыха — 50—80; кружков - 7-9 на клуб.

Для таких СДК число всех мероприятий зала (от 70 до 130) и танцевальных вечеров в сумме не выходит за пределы 250 рабочих дней клуба в год, поэтому фойе зала может использоваться многофункционально и специальный танцзал не нужен.

Число необходимых комнат должно составлять в СДК по аналогичному расчету приблизительно три.

Для 25% СДК (при высокой активности населения) предусматривается около 160 мероприятий в зале в год и около 100 танцевальных вечеров. Для таких СДК в некоторых случаях целесообразно выделение самостоятельной единицы танцзала. Число комнат для кружковой работы при коэффициенте сменности 1 в таком СДК должно составлять 4—5.

На уровне бригады (поселка) число мероприятий в год в сельском клубе резко падает по сравнению с РДК и СДК, и на сельский клуб приходится в среднем в год: концертов и собраний — 9—16; лекций — 40—50; вечеров танцев и отдыха — 25—45; кружков — 2—5 на клуб. Число мероприятий зала и танцевальных вечеров, в сумме равное до 115 в год, значительно меньше дней работы зала.

Расчет необходимого числа кружковых комнат при коэффициенте сменности 0,8 дает 1—2 комнаты, а для клубов с уменьшенной активностью населения — 1 комнату и меньше.

Таким образом, принципы многофункционального использования сельского клуба диктуют целесообразность совмещения всех основных функций в общих пространствах. Зрелищные и танцевальные функции могут быть совмещены в едином универсальном пространстве зала. Кружковая работа требует 1—2 комнат (в том числе возможна в гостиной клуба и самом зале), а в СК при малой активности населения кружки могут работать в универсальном пространстве зала и гостиной. Учет работы кино в клубном зале не меняет этой картины, поскольку лекционные мероприятия (которые ранее относились к залу) фактически проводятся как в зальных, так и в кружковых помещениях.

По мере роста и усложнения клуба уменьшается доля универсальных помещений многоцелеэого использования.

Таким образом, в клубных системах, включающих несколько клубов (административный район, город), целесообразна специализация таких клубов общего профиля по группам программ. Если поселение имеет единственный клуб, то желательно иметь указанные составы в совокупности.

Второй вопрос многофункционального использования: какие виды зрелищных, досуговых, лекционных и кружковых программ по своим функциям допускают многоцелевое использование помещений? Какие требования к универсальным пространствам клуба надо предъявлять?

Самыми общими основополагающими будут требования:
- к зрительному залу:
горизонтальный плоский пол для возможности организации в зале танцев и работы кружков. Исходя из требований видимости, во всем зале при вместимости зала не более 250 мест можно устраивать плоский пол, а в залах большей вместимости — на глубину 9-12 м от эстрады;
- естественное освещение и возможность зашторивания; установка и снятие секций мест на плоском полу, оборудование кладовой и т.д.;
к фойе:
- изоляция фойе и его естественное освещение в случае использования фойе для танцев и работы кружков;
- трактовка фойе как коммуникационного узла и места проведения массовых праздников и его максимальная взаимосвязанность с остальными помещениями клуба при наличии танцевального зала, а также помещений информационно-лекционной части и кружковых;
- непосредственное примыкание фойе к залу при наличии малого лекционного зала и специализация зала для гастрольных функций. В этом случае необходима изоляция потока зрителей: вестибюль—фойе—зал от клубных потоков; к танцзалу:
- изоляция танцзала от зрительного зала и его связь с ним через другие помещения, в частности, через фойе-вестибюль; к малому (лекционному залу):
- устройство плоского пола и использование его для дискотеки (в случае сокращенного состава группы отдыха) и для кружковой работы (при ограниченном составе кружковых);
к кружкам:
- часть помещений кружков (25—50%) проектировать универсального назначения;
- четко проводить зонирование "шумных" или "тихих" кружков по возможности планировочными средствами;
- в случае невозможности этого предусматривать применение звукоизоляционных перегородок.

Третий вопрос многофункционального использования клубных помещений: какая планировочная структура клуба позволяет универсально использовать помещения на общих программах всего клуба? Имеются в виду праздничные программы, которые составляют около 10% общего числа программ в год.

Общими требованиями здесь являются: расположение фойе, малого зала, танцевального зала, части кружковых в единой системе;
- звуковая изоляция большого зала;
- расположение не менее двух-трех артистических кружковых непосредственно вблизи игровой площадки и изолированный вход в них;
- непосредственное примыкание спортивного зала к фойе (при кооперации).

Остальные требования к пространственному решению клуба, отвечающие принципам многофункционального использования на праздничных программах, приведены в разделе сценариев работы клуба.

Осуществление принципов многофункционального использования требует во многих случаях трансформации помещений. Она может вызывать изменение формы или конфигурации помещений, их вместимости, оборудования и т.д.

В настоящее время в проектировании, строительстве, а особенно в эксплуатации клубов необходимость применения трансформации не встречает должного понимания, что не способствует ее внедрению в практику.

Кратко напомним об опыте проектных решений прошлых лет.

Еще в 20-х годах была построена серия заводских клубов, предусматривающих трансформацию помещений, в основном зрительных залов. В дальнейшем архитектура этих клубов получила название "трансформативная архитектура".

Это клуб "Дулево", клуб при московском химическом заводе им. Фрунзе, клуб "Буревестник", клуб им. Зуева на Лесной улице, клуб завода "Каучук", клуб им. Русакова (архит. К.Мельников).

В клубе "Дулево" вместимость трансформируемого зрительного зала увеличивалась с 630 до 1008 мест за счет превращения верхней аудитории в бельэтаж зрительного зала

(путем устройства раздвигающейся стены аудитории). Сцена имела двухстороннюю ориентацию: путем раздвижки ее задней стены она ориентировалась на пространство сада.

В клубе завода им. Фрунзе трансформация большого зала в три меньших осуществлялась с помощью вертикальных подъемных стен.

В клубе "Буревестник" зрительный и спортивный залы с помощью опускной стены превращались в единый зал на 1000 мест, а зрительный зал мог осуществлять функции зре-лищно-спортивного (сцена-арена).

В клубе им. Зуева три цилиндра залов-аудиторий объединялись со зрительным залом и сценой, размещаемыми в разных уровнях, с помощью выдвижных сферических плоскостей — стен цилиндров. Общая вместимость объединенных залов 800 мест.

В клубе завода "Каучук" трансформация производилась вертикально двигающимся потолком-полом, разделяющим трехъярусный объем на аудитории.

Зал клуба им. Русакова состоял из партера и трех секций балконов, при опускании перегородок превращавшихся в аудитории.

Создав систему залов с "живыми" стенами, К.Мельников развил эту идею во всех проектах клубов. Он применял разные средства пространственной трансформации: как выгородку из пространства зала его части, так и деление пространства зала на несколько меньших, объединение с другими залами или экстерьером, а также отделение балконов.

Большинство предлагавшихся трансформаций не было осуществлено.

В последующие годы этот путь интенсификации использования помещений из-за несоответствия уровню строительной техники не получил развития.

Однако с 50-х годов с возрастанием роли эффективности использования помещений архитекторы вновь обращаются к опыту 20-х годов.

Необходимо отметить, что трансформации в клубах К.Мельникова касались в основном помещений зрительного зала. Позднее широкое распространение получил новый вид трансформаций — объединение пространства зала и фойе (Дом архитектора в Днепропетровске, гостиница "Юность" в Москве).

Идеи трансформации помещений были использованы в создании серии проектов домов молодежи (в Ереване, Донецке, Волгограде, Москве), имеющих залы больших вместимо-стей. В них также были применены такие средства трансформации, как раскрытие сцены в экстерьер, объединение зрительного и спортивного залов в единое пространство и новый тип трансформации — отделение сцены от зала и превращение ее в зал для репетиций и тренировок.

Виды трансформации подразделяются на планировочную (или плоскостную) — за счет перемещения или уборки мебели и оборудования, и пространственную — связанную с изменением размеров и формы помещения.

Разнообразные раздвижные перегородки (складывающиеся, створчатые, гармончатые, сворачивающиеся, подъемно-опускные и т.п.) — стационарный тип оборудования, обеспечивающий пространственную трансформацию.

Мебель — мобильная и стационарная — обеспечивает планировочную трансформацию.

В универсальном использовании помещений возможны два направления: первое основано на выделении какого-либо мероприятия как основного (признак преимущественного использования), а второе предполагает создание максимально удобных условий для каждого из проводимых мероприятий.

Можно выделить два типа планировок зданий — жесткую (постоянную) и гибкую (меняющуюся).

Качественная характеристика гибкости — многовариантность образования различных функциональных групп и комплексов внутри здания. Гибкая планировка предъявляет специфические требования к клубному залу: необходимость гибкого взаимодействия трех пространств — сценической площадки, зоны зрительских мест и примыкающих к залу помещений. Это влечет за собой специфику трактовки пространства клубного зала, которое должно отличаться от пространства сугубо зрелищных залов: театрального, концертного, кинозала.

Трансформация должна быть, как правило, простой, доступной для использования самими посетителями; главный прием — правильное пространственное расположение помещений, их примыкание, возможность прохода, изоляции, использование мобильной и стационарной мебели.

Решение структуры клубного здания не исчерпывается функциональными требованиями к составу, взаимосвязи помещений и трансформации, хотя и не может этих требований игнорировать. Когда архитектор-проектировщик определил состав и назначение здания, сценарии его работы, возможности многофункционального использования пространств, начинается этап творческой работы, выходящей за пределы научно-мотивированных рекомендаций. Возникают проблемы структурной и образной целостности, выделения ведущих пространств и осей, соотношения внутренних, интерьерных пространств и решения фасадов, пластичности или геометричности всей схемы, связи с окружением и т.д. Перечислить эти проблемы в их полноте затруднительно, а давать рекомендации по их решению и невозможно. Прикладная наука сегодня не имеет соответствующих инструментов анализа.



Похожие статьи:
Развитие типов клуба

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование клубов

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум