Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Способы использования старых материалов из дорожных одежд


Способы использования старых материалов из дорожных одежд

Использование старых материалов из дорожных одежд необходимо обосновывать. К сожалению, во многих случаях решения выносят без надлежащей оценки качества старых материалов и стоимости их получения, хотя эти показатели являются решающими для дальнейших технико-экономических обоснований. Каждый элемент автомобильной дороги имеет определенную строительную стоимость, учитываемую на балансе дорожной‘организации. К моменту реконструкции дороги балансовая стоимость за счет износа дорожных сооружений за период их службы значительно уменьшается по сравнению с первоначальной. Практически балансовую стоимость старой дорожной одежды, подлежащей разборке можно принимать равной стоимости слагающих материалов. Материалы старой одежды оценивают с учетом их износа и уменьшения стоимости на величину расходов по разборке и последующей обработке (очистка, прогрохотка и т. п.), а также по доставке к месту использования, т. е. на место укладки в новую одежду. При составлении смет полученную стоимость старых материалов включают в возвратные суммы и учитывают в смете на реконструкцию дороги после подведения итога по III части сметы и итога по всей смете.

Щебеночные и гравийные материалы в основаниях дорожных одежд начинают измельчаться еще в процессе выполнения строительных работ, особенно укатки, когда в одномерном щебне может образоваться до 15—25% частиц размером мельче 5 мм. В процессе последующей службы дороги каменные материалы продолжают изнашиваться. Интенсивность измельчения можно характеризовать содержанием образующихся частиц мелкозема (мельче 71 мкм) или песчано-иылевато-глинистых частиц (мельче 5 мм).

Рыхлые обломочные материалы, получаемые после разрыхления дорожных одежд (щебеночные — как каменные, так и шлаковые п гравийные) в зависимости от их первоначальной прочности н срока службы представляют, как правило, смесь отдельных, более крупных зерен и продуктов их измельчения. Чем прочнее был материал, примененный в дорожной одежде, чем благоприятнее были водно-тепловой режим земляного полотна и природные условия в месте проложенпя дороги, тем больше в старом материале зерен, сохранившихся и пригодных для повторного использования.

Щебень из известняков, не отличающихся высокой прочностью, через 50 лет почти наполовину превращается в измельченную в порошок массу.

На железных дорогах этот метод до сих пор не исключен. Созданы машины, которые разбирают щебеночный балласт земляного полотна, прогрохочивают и отделяют крупные зерна. Для получения более качественного материала надо после прогрохотки промывать щебень.

В тех случаях, когда старые щебеночные и гравийные материалы прочных пород хорошо сохранились и содержат небольшое количество мелких зерен, их используют для строительства подъездных дорог, укрепления обочин и съездов на основную дорогу и в нижних слоях оснований. Для уменьшения дробления щебня при строительстве наиболее целесообразно уплотнять щебеночные основания не катками с металлическими вальцами, а катками на пневматических шинах или виброплатформами.

Для обеспечения должного качества не следует применять в дорожных одеждах реконструируемых дорог старые щебеночные и гравийные материалы без предварительного улучшения. По предложению канд. техн. наук Б. А. Козловского, на ряде дорог с успехом были использованы материалы старых оснований. На одном из участков реконструированной дороги подготавливали земляное полотно и песчаное основание. На старой дороге взламывали старое гравийное и щебеночное основание, сгребали полученный материал автогрейдером в вал или в кучи. При этом материал частично попадал песок из основания. Материал перевозили автомобилями-самосвалами на подготовленное песчаное основание, распределяли бульдозерами или щебнеукладчиками и обрабатывали органическими вяжущими материалами, перемешивая фрезами или автогрейдерами. Обработанный таким образом по способу смешения на дороге каменный материал может служить нижним слоем основания.

При наличии смесительных машин старый материал можно перемешивать с вяжущими на новом основании. Однако лучше производить обработку на месте разборки старой дорожной одежды и готовую смесь перевозить на новое основание. Это дает возможность получить достаточно качественный и необходимой толщины слой из битумо- или дегтеминеральной смеси с затратой только вяжущего материала. При работе необходимо следить за однородностью зерновой смеси, регулируя подачу минеральных зерен и песка из старого песчаного слоя.

Также целесообразно использование материалов из покрытий и оснований, ранее обработанных органическими вяжущими. Даже в тех случаях, когда в нижних слоях основания оказался совершенно непригодный материал, обработанный вяжущими, старый материал верхних слоев может быть использован для устройства нового основания иногда даже без добавки вяжущего, а чаще с добавлением 2—3% нового органического вяжущего.

Еще более ценным материалом на реконструируемых дорогах является асфальтобетон. К сожалению, во многих случаях вскиркованный и снятый асфальтобетон не применяют в дело; многие годы снятый с проезжих частей улиц Москвы старый асфальтобетон вывозили на свалки. Между тем старый асфальтобетон может быть успешно использован для устройства верхних слоев дорожных оснований. В этом случае для снятия старого асфальтобетона необходимо применять машины, дробящие асфальтобетон на мелкие куски размером не более 10—15 см. Измельченный старый асфальтобетон распределяют по подготовленному нижнему слою основания или по песчаному дренирующему слою. Слой толщиной 12 см разравнивают, придавая необходимый поперечный профиль,. ц укатывают тяжелыми катками с металлическими вальцами. Желательно использовать тяжелые катки для дробления под вальцами крупных кусков и создания плотного слоя.

Рис. 1. Установка по переработке старого асфальтобетона:
1 — транспортная линия подачи кускового асфальтобетона; 2 — вертикальный элеватор для подачи добавок (щебня или песка); 3 — двухбарабанная печь для расплавления кускового асфальтобетона; 4 — подъемник скиповый; 5 — смесительная башня с узлом разгрохотки

Нельзя допускать, чтобы излишки разлитого жидкого битума проступали на поверхность нижнего слоя покрытия. Это происходит при розливе избытка жидкого битума или при настолько плотном основании, что битум не может в него проникнуть. В таких случаях необходимо уменьшать расход битума и использовать для розлива автогудронаторы типа ДС-39А или ДС-53А, обеспечивающие меньшую, чем 1 л/м2, норму розлива.

В настоящее время все более широкое распространение получает рациональный способ применения старого асфальтобетона — переработка его в смесь, пригодную для повторного применения (регенерация старого асфальтобетона). Для этой цели в Москве построен специальный завод. Переработка основана на том, что в дорожном покрытии за время его службы происходит старение асфальтобетона, ухудшение его деформативной способности в результате полимеризации битума, уменьшения в нем содержания легких фракций, а также сгущения битума, который становится хрупким и теряет связующие свойства. При переработке (регенерации) старого асфальтобетона стремятся в первую очередь восстановить вяжущие свойства битума. Для этого в состав старого асфальтобетона вводят пластификаторы, например жидкие нефтяные продукты, остатки селективной перегонки нефти, мазут, гудрон и др.

Схема переработки старого асфальтобетона на заводе состоит из следующих операций. Доставленный на завод асфальтобетон должен быть предварительно при разламывании покрытия измельчен на куски не крупнее 20×20 см. Измельченный асфальтобетон, прошедший контрольную решетку, поступает во вращающийся барабан, имеющий две секции. Если необходимо (что устанавливают при контроле), к старому асфальтобетону добавляют новые мелкозернистые минеральные материалы. В барабане асфальтобетон разогревают до 150 °С. При воздействии- находящихся на стенках барабана рычагов он еще больше размельчается, постепенно превращаясь в рыхлую смесь. Эта горячая смесь поступает на грохот, где ее сортируют по крупности на две части — с минеральным материалом до 10 мм и крупнее 10 мм. После прогрохотки смесь дозируют в необходимых количествах, и она поступает в мешалку принудительного действия, в которую одновременно вводят пластифицирующие добавки. В случаях необходимости в смесь вводят и новую порцию битума. Смесь окончательно перемешивают, выгружают в автомобили-самосвалы и отправляют для устройства нижних слоев покрытий, а на второстепенных объектах смеси из старого асфальтобетона укладывают и в верхние слои покрытий. Использование старого асфальтобетона дает большой экономический эффект (не менее 4 руб. на 1 т).





Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум