|
Навигация: ![]()
![]() Трелевкой называется перемещение древесины из лесосеки от мест валки деревьев до погрузочных пунктов. Трелевка является важнейшей операцией в лесозаготовительном процессе — на долю ее приходится 25-30% трудозатрат по лесосечным работам и 9- 11% всех трудозатрат по комплексу лесозаготовок. Необходимость этой операции очевидна, так как с помощью лесовозных автомобилей или узкоколейного транспорта нельзя взять древесину непосредственно на лесосеке. Ее предварительно нужно собрать. Целью трелевки как раз и является сбор древесины с относительно большой площади на специально подготовленные погрузочные площадки у лесовозных дорог. Трелевка является транспортной операцией, но она резко отличается от других видов транспорта. В силу того, что трелевочные средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого периода, здесь не делается и не может быть сделано 'никаких капитальных затрат на устройство пути. Поэтому трелевка проводится в исключительно трудных условиях-при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по снежной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т. д. Трелевочные машины работают на очень невысоких скоростях (1-1,5 м/сек), но развивают значительные тяговые усилия. Трелевка ведется на сравнительно небольшие расстояния: обычно до 300 м, иногда до 500-700 м и лишь в очень редких случаях — до 1 км. Благодаря трелевке достигается концентрация древесины в определенных местах у лесовозных дорог, что позволяет применить в лесу современные технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев. Очевидно, что без трелевки (непосредственно у пня) все эти операции было бы очень трудно механизировать. Существуют различные средства и способы трелевки. Их можно классифицировать следующим образом: по виду перемещаемой древесины — трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов; по способу трелевки — комлями вперед, вершинами вперед; по техническим средствам — трелевка тракторами, колесными тягачами, лебедками, при помощи воздушно-трелевочных установок и гравитационных устройств; в некоторых случаях трелевка производится лошадьми; технически возможна трелевка с помощью вертолетов и аэростатных систем; по характеру перемещения груза — трелевка волоком, в полупогруженном, погруженном, полуподвешенном и подвешенном состоянии. Различие в видах трелевочных средств вызвано большим разнообразием производственных условий, в которых проводятся лесозаготовки. Технически и экономически обоснованный выбор трелевочных средств для тех или иных условий представляет достаточно сложную задачу, В качестве исходных моментов при этом принимаются почвенно-грунтовые условия и рельеф. Трелевочные тракторы применяют в равнинной местности, а также на горных склонах крутизной до 22° (зимой и в сырую погоду -до 14°). Применение на трелевке леса тракторов в ряде случаев ограничивается несущей способностью грунтов там, где требуется выстилка волоков; использование тракторов связано с дополнительными затратами труда и денежных средств и иногда может оказаться менее эффективным, чем примене^е лебедок. Трелевочные лебедки используют на лесосеках со слабыми грунтами. В горных условиях используют специальные трелевочные средства. Известно много различных видов первичного лесотранслорта в горах: воздушно-трелевочные установки, канатные дороги, ка-натно-рельсовые дороги, лесоспуски, лотки. Трелевку леса в сортиментах производят в горных условиях при применении воздушно-трелевочных и других установок. В большинстве случаев лес трелюют в полупогруженном состоянии («полуволоком»), т.е. один конец трелюемой пачки погружен на трелевочный механизм, а другой конец волочится по земле или снегу. Этот способ применяют при работе специальных трелевочных тракторов. Тракторы, не имеющие специального оборудования (Т-100), трелюют лес волоком. Трелевочные лебедки, работающие с мачтой, трелюют лес в полуподвешенном состоянии: передний конец трелюемой пачки несколько приподнимается за счет вертикальной составляющей от натяжения троса, что облегчает перемещение пачки, особенно на подходе к мачте. В полностью подвешенном состоянии трелюемая древесина перемещается при трелевке лебедками с использованием несущих тросов, а также при работе воздушно-трелевочных установок. Перемещение древесины в полностью погруженном состоянии возможно при использовании на трелевке транспортных средств (например, колесных тягачей) с прицепами. В настоящее время более 90% всего объема работ по трелевке леса выполняется тракторами. Похожие статьи: Навигация: Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Информационный сайт о строительных материалах и технологиях. Контакты: Никита Королёв - © 2008-2014 |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|