Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Средства создания архитектурного образа внутреннего пространства


Средства создания архитектурного образа внутреннего пространства

Световая архитектура. Свет —один из решающих компонентов восприятия и пластического построения интерьера. Влияние оказывают местоположение не только светопроемов, но и наиболее освещенных участков.

Роль световой архитектуры сводится к следующему:
— подчеркнуть тектоническую структуру интерьера, его членения и формы;
— выявить чередование внутренних пространств; усилить хорошее решение или смягчить и облагородить менее удачное. Световые потоки могут организовать пространство, объединить рабочие места в группы, ориентировать их. Освещение способствует созданию определенного психологического микроклимата.

Рис. 1. Примеры решения интерьера многоэтажных зданий с односторонним остеклением (2, 3, 4), внутренним ядром (1, 5), двухсторонним и трехсторонним остеклением <6, 7, 8, 9) и без остекления (10, 11, 12)

Для создания архитектурного образа пространства можно использовать:
— чередование светлых и темных полей на ограждающих поверхностях (прозрачные проемы и темные простенки);
— чередование сильно освещенных полей с полями, находящимися в полутени или в тени;
— искусственное освещение с соответствующей арматурой, системой (прямое, рассеянное, отраженное освещение) и цветностью (по спектральным характеристикам);
— художественное, сигнальное или информационное освещение; возможность пропускания прямых солнечных лучей во внутреннее пространство (освещающих нерабочую площадь, чтобы не нарушить светового комфорта на рабочих местах).

Рис. 2. Примеры световой архитектуры интерьера одноэтажных зданий

Чтобы получить хорошие результаты, необходимо изучить с эстетической точки зрения не только местоположение светящих поверхностей в зоне периферийного зрения, на потолке и т. д. (с учетом требований светотехники относительно чрезмерной яркости, «силуэтного эффекта» и т. д.), но и форму световых проемов (ленточные или зенитные фонари, вертикальные или ленточные светопроемы и т. д.), а также возможности попадания световых потоков на оборудование, пол, стены.

Для восприятия пластики объекта целесообразно применять боковое освещение. Верхнее освещение рекомендуется в тех случаях, если требования к пластике нежесткие, если необходимо равномерное освещение, а также при желании создать большее единство пространства и выявить пластику конструкций покрытия.

Важную роль играет вид остекления, материал переплетов (прокатные и гнутые профили из стали, алюминия и др.), светопропускающий материал (профильное стекло, армированное стекло, стеклопласты, листовое стекло с добавками окислов металлов и т. д.). Особенно существенное значение имеет цвет стекла и рисунок переплетов. Важно также обеспечивать хорошее содержание остекления, предусмотрев для этой цели необходимые устройства, приспособления и моющие растворы.

Синтез монументального искусства с архитектурой. Монументальное искусство в интерьере должно рассматриваться не как украшение, а как элемент пространственной композиции. Оно должно усиливать художественную выразительность, акцентируя элементы огромного пространства, вносить разнообразие в протяженные пространства. Монументальная живопись и скульптура должны составлять единое целое с архитектурой: пространство, объем и пластика, плоскость, яркость цвета и живопись.

В интерьере промышленных зданий применяются такие виды художественных элементов, как:
— декоративно обработанные стены с использованием однотипных элементов с различной фактурой и цветом, комбинаций элементов
— различных размеров, комбинаций решетчатых и сплошных элементов, а также объемных элементов; живописные панно;
— витражи;
— скульптурные композиции высокого рельефа;
— функциональная скульптура (фонтаны для питьевой воды и др.);
— объемные скульптурные композиции.

Рис. 3. Плоская конструкция покрытия

Рис. 4. Машиностроительный завод (Мюнхен, ФРГ)

Рис. 5. Молокозавод (Ямбол)

По технике исполнения это может быть мозаика, фреска, сграффито, чеканка, керамика и др.

При выборе места для элементов монументального искусства необходимо учитывать поверхности, которые хорошо видны издалека. Они могут быть расположены в центре композиции (например, в торце пролета), вдоль часто используемых путей передвижения. Так как элементы монументального искусства чаще всего воспринимаются в процессе движения, необходимо проанализировать и определить их оптимальное восприятие в ракурсе (левый, правый или вертикальный). Для того чтобы они не отвлекали внимания работающих, художественные элементы должны находиться в стороне или за их спиной.

Особенно внимательно следует продумать тематику художественных разработок. Они должны быть идейно насыщены, выполнять воспитательную функцию. При их создании хорошо использовать символы соответствующей отрасли. Монументальное искусство в интерьере промышленного здания должно отражать как современные тенденции, так и национальные черты.

Эмоциональное воздействие художественных элементов в интерьере зависит от того, насколько правильно определены их общие размеры в соответствии с пространством, дистанцией их восприятия и масштабом человека. Известно, что крупное изображение зрительно уменьшает пространство, но делает его более эмоционально насыщенным, между тем маленькие фигуры увеличивают размеры пространства, но обладают меньшей силой воздействия. Эмоциональное воздействие зависит и от степени обобщения, трактовки цвета и света.

При создании интерьера в безоконных цехах иногда прибегают к так называемой иллюзорной живописи. Этот, по своей сути, антиреалистический прием в архитектуре может быть оправдан, если изображаемый пейзаж близок к окружающему пейзажу (например, парковая среда, которая хорошо просматривается при выходе с завода)*. Применение монументальных разработок в интерьере промышленного здания должно отвечать общественной значимости объекта, числу работающих в данном помещении, общей производственной культуре, категории интерьера, чистоте в нем.

Оптическая и психофизиологическая коррекция пространства охватывает следующие параметры:
1) геометрические размеры пространства. Коррекция их необходима при очень низких помещениях, очень высоких и с очень длинными пролетами. Она достигается путем применения: цветов выступающих и отступающих и контрастных к ним; холодных цветов (особенно светло-синих), зрительно увеличивающих пространство или, наоборот, — теплых, зрительно уменьшающих его; поверхности с крупной фактурой и матовые «приближают», а глянцевые (с керамической, пластмассовой и другой облицовкой) «отдаляют»; членений (вертикальные элементы увеличивают по высоте и укорачивают пространство, а горизонтальные понижают и удлиняют; продольные элементы удлиняют перспективу, а поперечные ее укорачивают). Вообще при очень высоких помещениях рекомендуется единая трактовка стен и потолков; светлый пол, увеличивающий отраженный свет и создающий большой простор; осветительные установки, которые не подсвечивают потолок.
2) массу архитектурных объемов и предметов. Коррекция достигается главным образом применением легких и тяжелых цветов;
3) использование явления «иррадиации» (темные переплеты окон выглядят более тонкими); создание соответствующей фактуры— горизонтальное рифление — снижает высоту и наоборот;
4) применение вогнутых, провисающих элементов, создающих впечатление тяжести, и, наоборот, создание ассоциативных аналогий с хорошо известными легкими материалами, например алюминием, стеклом и др.;
5) физиологические элементы микроклимата. Коррекция достигается цветовой гаммой (теплые и холодные цвета); созданием ассоциативных аналогий с материалами, известными как теплые (дерево, кожа, материя) или как холодные (бетон, гранит);
6) психологические элементы микроклимата. Коррекция достигается: цветовой гаммой (успокаивающие, стимулирующие цвета, создающие ритм, разнообразие, динамику), освещением. Стены, освещенные сверху, кажутся более легкими, «более прозрачными» при гладкой фактуре; наоборот, при крупнозернистой фактуре свет подчеркивает рельеф и монументальность стены, что вызывает чувство стабильности, необходимое при больших поверхностях остекления и крупных внутренних пространствах.



Похожие статьи:
Требования к содержанию интерьера

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум